Поиск по сайту

Работа в малых группах как эффективное средство решения дидактических задач урока


Авторcтво: Сулер Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга


Как побудить учащихся к активной деятельности на уроках? Осуществить это можно через сочетание традиционных форм и новых технологий. Одной из таких технологий является работа в малых группах.

Деятельность школьников является коллективной. На уроках учащиеся любят работать коллективно, так как испытывают потребность в общении.

Группы могут быть постоянного и временного состава. С целью лучшей организации учебной деятельности учителю целесообразно самому определить рабочее место каждому ученику.

Не могут успешно работать группы, состоящие из учеников только с низкими учебными возможностями. У них некому руководить, подавать пример в познавательной деятельности. Учащиеся в такой группе не могут оказывать друг другу помощь.

Оправдывают себя группы из четырех человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах. Я практикую при проведении зачетов, семинаров формирование групп из 5-6 человек, но организация таких групп требует особой расстановки мебели.

В каждой группе целесообразно выбрать координатора. Перед работой учащиеся должны ознакомиться с правилами поведения в группе.

Правила поведения в группе

1.Внимательно, не перебивая, выслушивать каждого говорящего в группе.

2.Следить за временем выступления, чтобы каждый успел высказаться.

3.Координатор умело руководит деятельностью группы: выслушивает внимательно каждого, устанавливает расхождение во мнениях, вместе со всеми выбирает лучшее решение, оценивает работу каждого.

4.Выступающего выбирает и готовит группа.

5.В группе работают все.

6.Будьте дружественными по отношению к членам группы.

Преимущества групповой формы учебной работы

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.
  2. Ученики учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.
  4. Каждый передает другому свои знания и получает необходимую информацию.
  5. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
  6. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Когда на уроках целесообразно использовать групповую форму работы.

  1. При объяснении нового материала, когда материал большого объема.

Учащимся выдаются таблицы, у каждого в группе свое задание, потом обмениваются информацией, делают сообщения для всего класса.

Например, на уроке литературы в 11 классе по теме «Тенденции развития литературы на рубеже веков. Конец 19-начало 20 века (общая характеристика периода)» учащимся выдаются синхронистические таблицы с графами: год - важнейшие исторические и культурные события – литература – театр – изобразительное искусство, архитектура – музыка. У каждой группы таблица определенного периода (1890-1892гг, 1893-1895гг, 1896-1897гг, 1898-1900гг, 1901-1903гг, 1904-1907гг, 1908-1911гг). Учащиеся работают в группах по таблицам, выписывают основные события, делают вывод. Потом каждая группа делает сообщение по данному периоду для всего класса.

Аналогично можно провести работу по теме «Общая характеристика развития русской литературы в 1917-1920-е годы 20 века». В качестве раздаточного материала – рабочие тетради А.Г.Нелькина и Л.Д.Фураевой (тема «Новый мир»).

  1. При формировании умений и навыков.

Например, при анализе лирического произведения учащиеся в группах делают рисунки, объясняя значение метафор (при изучении символизма и творчества В.В.Маяковского).

На уроке литературы в 9 классе по теме: «Последняя встреча» (анализ 8 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин») проводится работа в малых группах. Учащимся предлагается составить план 8 главы (сделать вывод, какую особенность в построении 8 главы они заметили); проанализировать письмо Онегина, выписывая ключевые слова; обсудить образ Татьяны в заключительной главе романа; обобщить материал (каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?).

  1. При закреплении и совершенствовании навыков.

Можно провести викторины, семинары в конце изучения большой темы.

Например, после изучения произведений из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» на уроке литературы проводится викторина.

Цели: повторение и закрепление изученного материала, развитие интереса к творчеству Н.В.Гоголя.

Этапы викторины: 1) словарная работа (объяснить лексическое значение слов: дивчина, жинка, жупан, люлька, парубок, свитка, сопилка, хутор, кожух, цибуля, черевики), 2) герои рассказов (по описанию героя назвать его: Параска, Петрусь, Басаврюк, Оксана, Солоха, черт, Иван Федорович Шпонька), 3) «Угадай по отрывку», 4) «Ты – мне, я – тебе» (каждая команда задает 4 вопроса сопернику), 5) иллюстрации (выполняются группой учащихся, соперники называют произведение), 6) сценки, подготовленные учащимися к занятию.

После изучения темы «Глагол» в 6 классе проводится учебная встреча.

Цели и задачи: проверить уровень умений и навыков учащихся, развивать творческое мышление. Этапы занятия.

1) Конкурс капитанов. Станция «Теоретическая». Учащимся предлагаются вопросы повышенной трудности (Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида? В чем особенность разноспрягаемых глаголов? Расскажите о значении лица в русском языке: что обозначает каждое лицо?)

2) Станция «Грамматическая». Командам выдаются листы бумаги, на которых они записывают в два столбика по одному примеру от каждого участника глаголов совершенного и несовершенного вида. Для группового зачета предлагались слова для разбора по составу.

3) Лингвистическая игра «Собрать урожай». Снимаются груши с нарисованного дерева, на плодах написаны глаголы, которые надо распределить по двум корзинам: 1 и 2 спряжение.

4) Станция «Орфографическая». Проводится словарный диктант-эстафета на орфограммы за 5-6 классы, связанные с изученной темой.

5) Станция «Творческая». Написание лингвистической миниатюры «Жители Глаголии».

4. При повторении ранее изученного материала.

Учащимся выдаются вопросы, на которые они вместе готовят ответы.

Данную методику работы можно использовать и во внеклассной деятельности по предмету.

Так, в рамках недели по русскому языку была проведена лингвистическая игра по теме «Фразеология». Командам было предложено следующее задание:

1) Дать толкование фразеологизмов (узнать всю подноготную, тянуть канитель, выносить сор из избы).

2) Заменить данные фразеологизмы синонимами (тертый калач, пасть духом, хоть лопатой греби)

3) Заменить данные фразеологизмы антонимами (капля в море, повесить голову, рукой подать).

4) Инсценировать фразеологизм (погнаться за двумя зайцами).

5) В составе каких фразеологизмов употребляются данные слова: дремучий, истошный, животрепещущий.

6) Иллюстрации (держать язык за зубами, ждать у моря погоды).

Данная методика работы может быть использована и при проведении воспитательной работы. Коллектив класса разделен на группы, где у каждого свои обязанности. Творческая группа учащихся занимается подготовкой и проведением праздников, учебный сектор помогает учителю в проверке дневников, ведет экран успеваемости; спортивный сектор проводит физкультминутки, занимается подготовкой учащихся класса к спартакиаде, проводимой ежегодно в Лицее; редколлегия занимается выпуском газет к праздникам.

В ГОУ Лицей № 101 существует школьный музей «Звездный мемориал», соединивший историческую и астрономическую тематику. В музее рассказывается о людях, чьими именами названы малые планеты. В музее проводится поисковая работа, когда группы учащихся, родителей собирают материал для экспозиции, берут интервью, помогают ветеранам. Проводится научно-исследовательская работа (группой учащихся разработана авторская экскурсия «По берегам Суздальских озер»). Также проводится просветительская работа. Группа учащихся-экскурсоводов разрабатывает экскурсии, проводит уроки мужества, участвует в районных и городских конкурсах экскурсоводов, подготавливает материал для газеты «Лицейский вестник», пользуясь архивами музея.

В музее проходило школьное мероприятие, посвященное Дню снятия блокады. Ребятам было предложено изучить экспозицию музея (один учащийся от группы изучал экспозицию одного стенда), обсудить информацию, ответить на вопросы викторины.

1) Когда была объявлена первая воздушная тревога?

2 )До какой нормы был снижен паек ленинградцев с сентября по ноябрь 1941 г?

3) Когда фашисты отрезали Ленинград от «большой земли»?

4) Сколько школ работало во время блокады?

5 )Сколько лет было Тане Савичевой, когда она писала дневник в блокадном городе?

6) В каком году ее эвакуировали?

7) Какова дальнейшая судьба Тани?

8) Кто автор «Седьмой симфонии»?

9) Когда была создана эта симфония?

10) Где впервые исполнили «Седьмую симфонию»?

11) Режиссером какого театра был Н.П.Акимов?

12) Назовите самую известную постановку театра.

13) Уезжал ли театр в эвакуацию?

Как показывает практика, учащимся нравится работать в группах. Но надо помнить, что этой формой работы нельзя злоупотреблять на уроках, так как экзамены каждый будет сдавать индивидуально.


Поделиться: