Поиск по сайту

Современные образовательные технологии в логопедической работе групп комбинированной направленности в условиях реализации ФГОС ДО.


Авторcтво: Городкова Мария Юрьевна, учитель-логопед ГБДОУ № 107 Санкт-Петербурга


Современные образовательные технологии в логопедической работе групп комбинированной направленности в условиях реализации ФГОС ДО.

Учитель-логопед ГБДОУ № 107 Городкова Мария Юрьевна

 

    Реализация принципа интеграции образовательных областей ФГОС ДО, развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с тяжелыми нарушениями речи – требование сегодняшнего дня. Вопрос о выборе индивидуальной образовательной траектории развития  ребенка с ТНР, в т.ч. степень его  инклюзии, должен решаться исходя из особенностей развития и возможностей ребенка, с учетом специально созданной развивающей среды на базе дошкольной организации.

    Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от учителя - логопеда совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей, использование современных образовательных технологий. Все это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста.
Интеграция детей с ТНР дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в речевом развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.

      Наиболее адекватные условия для осуществления процесса  инклюзии дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование комбинированных групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение.

     Приоритетными направлениями этого процесса являются:
1) своевременное выявление недостатков в речевом развитии детей, направление на ТПМПК;
2) организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;
3) формирование у детей с ТНР предпосылок к обучению в общеобразовательной школе.
    С  целью реализации данных направлений в своей работе учитель-логопед использует следующие образовательные технологии:

- ИКТ технологии способствуют повышению интереса детей к изучаемому материалу, способствуют повышению качества логопедической работы. Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.

- Игровые технологии стимулируют интерес детей к логопедическим занятиям, развивают когнитивные процессы, социально - коммуникативные умения и навыки.

- Личностно-ориентированные технологии направлены на разностороннее и творческое развитие ребенка.

 - Технологию сотрудничества, которая способствует реализации инклюзивного образования в аспекте «разные и равные».

- Технологию алгоритмов, которая способствует формированию последовательности и планирования, самоконтроля на занятиях.

- Технологию дифференциации и индивидуализации обучения способствуют реализации индивидуальной траектории развития ребенка.

- Здоровьесберегающие технологии.

    Реализация здоровьесберегающих технологий актуальна не только на логопедических занятиях, но и в непрерывной образовательной деятельности с детьми в условиях группы комбинированной направленности. Представленные формы реализации данной технологии используются не только для детей с ТНР, но и для детей с нормой речевого развития, что способствует реализации идеи инклюзивного образования. В процессе совместной работы  воспитателя и учителя-логопеда реализуются следующие задачи:

 

1. Повышение  результативности воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации.

 2. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

3.Стимуляция работоспособности,  снятие мышечного и психоэмоционального  напряжения детей дошкольного возраста;

4. Пропаганда здорового образа жизни.

    В группах комбинированной направленности технология здоровьесбережения реализуется по следующим направлениям:

Формирование диафрагмального дыхания. Работа над плавностью и длительностью выдоха. Дыхательная гимнастика.

   Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи у детей дошкольного возраста. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь ребенка.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

 - насыщение организма кислородом;

- профилактика ОРВИ.

Гимнастика для глаз.

     Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет  снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также:

- развивают концентрацию внимания;  

- обеспечивают межполушарное взаимодействие;

- развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;

- улучшает аккомодацию глаза.

    Такие упражнения как «Бегающие огоньки», «Солнечные зайчики» и др. во время выполнения письменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой для отдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи по  развитию зрительно - пространственной ориентировки.

Использование элементов логопедической ритмики.

    Логоритмика как специальная наука является важной составляющей в коррекционной работе логопеда. Она является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Не случайно наряду с воспитательной и коррекционной задачами выделяется оздоровительная.  В результате решения именно оздоровительных задач у дошкольников с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г. А. Волкова).

   Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию,  нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. 

Самомассаж. Логопедический массаж ложками.

    В логопедической работе все большую популярность получают новые  лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а так же успешно дополняют работу по коррекции речи. 

    По концепции микроакупунктурных систем организма,  на коже ушных раковин, ладоней и подошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушению чувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить» заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметно отражается на общем состоянии ребенка.

    Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие валики, орехи, прищепки и др.) способствует активизации речевых зон коры головного мозга. При стимуляция рецепторов в мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чего повышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

    Сочетание таких упражнений как самомассаж, логопедический массаж ложками, с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышая физическую и умственную раотоспособность. 

    Таким образом, оздоровительные технологии в образовательном  процессе внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития и социальной адаптации. Применение в работе здоровьесберегающих технологий  повышают результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

·               Воробьева Т. А., Воробьева П. А. Дыхание и речь.- Дом Литера, 2014 г.

·               Крупенчук О. И. Логопедический массаж ложками. - Дом Литера, 2014 г.

·               Широкова Г. А. Оздоровительная работа в ДОУ. - Ростов на Дону, Феникс 2009 г.

·               Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений  под. ред. Волосовец Т. В. – М., 2011 г.


Поделиться: