Поиск по сайту

Формирование временных представлений с использованием информационных компьютерных технологий у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития


Авторcтво: Саулина Екатерина Сергеевна, учитель-дефектолог ГБДОУ №133 Выборгского района Санкт-Петербурга


Наша жизнь неразрывно связана со временем. Меняются части суток, времена года, месяцы… Воспринимать эти понятия достаточно сложно: их нельзя потрогать, ощутить. Мы лишь можем наблюдать их признаки, то есть изменения, происходящие в природе.

Формирование временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) вызывает определенные трудности. Это обусловлено индивидуальными психофизическими особенностями развития детей. Отмечается нарушение восприятия, внимания, памяти, что не позволяет полноценно получить и усвоить информацию, успешно осуществлять учебную деятельность. Дошкольники с ЗПР отличаются низким уровнем познавательной активности: у них не возникает желание узнать что-то новое, найти и решить проблемную ситуацию  (Почему меняются части суток? Почему лето не может быть всегда? и т.д.  Из-за несформированности мыслительных операций многие дети не могут правильно различать временные понятия. На вопрос: «Какое сейчас время года?» -  часто  можно услышать ответ: «Утро». Вызывает затруднение соотнесение названия и признаков.  Нарушения речи у детей с ЗПР носят системный характер. Дошкольникам сложно воспроизводить названия месяцев, дней недели, формулировать последовательный рассказ о признаках частей суток, времен года.

По данным психолого-педагогической диагностики, проводимой в учреждении ежегодно, у всех детей с задержкой психического развития наблюдается несформированность временных представлений.

   

В диаграмме представлены результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, первого года обучения, не получавшие ранее коррекционную помощь.

Данными особенностями развития детей  и обусловлена необходимость системной работы с использованием различных технологий по формированию временных представлений. Я активно использую информационные компьютерные технологии, что позволяет наиболее полно, наглядно, в доступной, интересной форме познакомить и закрепить полученные знания.

Знакомство с каким-либо временным понятием (утро, ночь; осень, весна) начинается с ознакомительной беседы, в основе которой используется презентация. Дети знакомятся с названием, признаками. Презентации составлены по определенному алгоритму, одинаковому для всех частей суток, времен года.

Части суток

·         Название

·         Изменения в природе

·         Деятельность людей

Времена года

·         Название

·         Изменения в природе

·         Жизнь животных и птиц

·         Деятельность людей

 
Сезонные изменения в природе.
 
Жизнь животных и птиц.     
 
 Труд людей осенью.

В процессе формирования элементарных математических представлений, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, ведя работу по развитию речи, коррекции психических процессов в контексте временных представлений я использую интерактивные игры.

Игра «Расположи по порядку»

(развитие внимания, памяти)

Детям предлагается вспомнить названия, признаки и последовательность весенних месяцев. Затем на экране появляются изображения. Дошкольникам необходимо правильно назвать и расположить по порядку картинки. Если ребенок правильно назвал месяц, определил  картинку, нажал на это изображение, то оно переместится на нужное место. Но когда допускается ошибка – на экране все исчезает.

 

 
 

            Эту игру можно использовать, закрепляя последовательность не только месяцев, но и частей суток, времен года, дней недели.

Игра «С какого дерева лист?»

(развитие речи)

            Учитель-дефектолог предлагает детям определить: «С какого дерева упал лист?», используя следующий алгоритм:

·         Этот лист упал с березы. (показать дерево)

·         Это березовый лист

·         С помощью компьютерной мыши провести стрелку от листика до дерева (последовательно «нажать» на лист, а затем на дерево).

Если все сделано правильно, то на экране появится стрелка, соединяющая лист и дерево. При неправильном ответе лист исчезнет.

 

 
 

 «Сосчитай снежинки»

(формирование элементарных математических представлений)

Детям необходимо сосчитать количество снежинок и найти соответствующую цифру (навести курсор на цифру и кликнуть мышью). При правильном выборе, лишние цифры исчезнут.

 
 

  

«Чего не бывает летом?»

(развитие мышления)

Учитель-дефектолог предлагает детям найти картинки, на которых изображены признаки, не относящиеся к определенному времени года (лето). Дошкольникам необходимо  найти данное изображение и кликнуть по нему мышью. Оно исчезнет. Когда на экране останутся только соответствующие времени году признаки – появится картинка.

 
 
 

Все презентации и интерактивные игры созданы при помощи программы Microsoft PowerPoint. Использовались эффекты анимации, объекты WordArt, диаграммы, изображения из всемирной компьютерной сети Интернет.

Для знакомства с художественной литературой, в соответствии с лексической темой, были подготовлены презентации на стихи русских поэтов. Строки стихотворения проиллюстрированы соответствующими изображениями, что позволяет детям наглядно увидеть описанное автором явление. Такое преподнесение литературного материала помогает детям лучше воспринимать стихотворные формы. Музыкальное сопровождение создает определенное эмоциональное состояние.  Произведение читает актер, что положительно сказывается в работе над интонационной стороной речи.

Осень   

Иван Бунин «Листопад»

(отрывок)

 

        

(Звучит медленная музыка.  Дети слушают отрывок. )

 
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. 
  
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,…

 После знакомства с художественным произведением, учитель-дефектолог  проводит анализ стихотворения. Дети с удовольствием учат наизусть выбранное специалистом четверостишье из представленного произведения.

Работа по формированию временных представлений проводится систематически, комплексно. После внедрения  информационных компьютерных технологий с 2013-2014 учебного года уровень сформированности временных представлений дошкольниками с ЗПР стал выше, что отражено в диаграмме итоговой диагностики.


Использование информационных компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающей работы считаю целесообразным и необходимым методом.

Литература:

1.      Кондратьева С.Ю. Если у ребенка задержка психического развития…  - С-Пб.: Детство-Пресс, 2011

2.      Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов. Составители: С.М.Босова, Л.Н.Коротовских, Э.Ю.Злобина. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2011

3.      Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2009

4.      Баряева Л.Б., Зарин А.П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – С-Пб.: Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2000

5.      Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду – М.: Речь, 2011

Электронные образовательные ресурсы:

1.      Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/

2.      Детская психология http://childpsy.ru/

3.      Сезоны года  http://сезоны-года. рф/ 


Поделиться: