Поиск по сайту

Развитие информационно-образовательной среды – условие успешного введения ФГОС


Авторcтво: Минцис Дмитрий Александрович, к.п.н., директор ГБОУ гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга


ФГОС – это не только совокупность требований к структуре и результатам освоения образовательной программы. Это, прежде всего система, обеспечивающая условия реализации данных требований – информационно-образовательная среда (ИОС). ФГОС определяет следующие структурные элементы ИОС: технические средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), информационные образовательные ресурсы (ИОР) и современные педагогические технологии. Рассмотрим реализацию данных направлений развития ИОС в гимназии №116 Санкт-Петербурга.

1. Материально-техническая база – оснащение средствами информатизации.

Данное направление развития всегда было приоритетом нашего ОУ. Планомерная работа по реализации программы информатизации гимназии, начиная с 2005 года, дала возможность оборудовать практически все кабинеты компьютеризированными рабочими местами учителей (ноутбук + проектор + интерактивная доска (экран) + МФУ); гимназия имеет в наличии два современных стационарных компьютерных класса; все кабинеты связаны в единую локальную сеть с выходом в интернет.

Победа в конкурсе проектов по созданию современной образовательной среды в рамках новых ФГОС начального общего образования в 2012 году дала возможность существенно обновить и расширить материально-техническое оснащение кабинетов начальной школы: интерактивные доски с возможностью одновременной работы двух учащихся, короткофокусные проекторы, мобильный компьютерный класс с возможностью его использования в качестве лингафонного кабинета, документ-камеры, системы электронного голосования, мобильные исследовательские лаборатории и многое другое.

2. Информационные образовательные ресурсы (ИОР).

Еще недавно единственным стержнем организации учебного процесса был учебник. Не принижая его роли и в современных условиях, нельзя не признать огромную роль дополнительных ИОР на всех видах носителей. Отчетливо видна перспектива перехода на электронные учебные пособия, которые смогли бы максимально полно сконцентрировать не только концепции конкретных УМК, но и сетевые образовательные ресурсы глобальной сети. Работая в данной парадигме, все педагоги гимназии используют электронные образовательные ресурсы как важнейший компонент повышения качества урочной и внеурочной деятельности: здесь и ИОР на компакт-дисках, прилагающихся к используемым УМК, федеральные сетевые ресурсы, сетевые ресурсы ВУЗов-партнеров и т.п. Некоторые педагоги используют авторские печатные дидактические пособия для подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 и 11 классах, многие учителя ведут веб-блоги, где размещают материалы для подготовки к урокам, олимпиадам и конкурсам, большое количество справочных материалов, ссылки на образовательные веб-ресурсы по своим предметам - все это позволяет учащимся качественно подготовиться к урокам, восстановить пробелы в случае болезни, обеспечивает высокие достижения гимназии в олимпиадном движении.

3. Система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Данное направление развития ИОС видится самым проблемным на всех ступенях внедрения ФГОС, так как требует от учителя серьезной перестройки педагогического процесса. Многие эксперты признают, что система повышения квалификации и переподготовки учителей пока еще не вполне созрела для массовой подготовки учителя к переходу на новые стандарты. Курсы повышения квалификации, в основном, направлены на обучение работе со средствами ИКТ и ИОР, не давая при этом должной подготовки учителю как проводнику новых принципов обучения. Потому на текущем этапе важна направляющая роль конкретного образовательного учреждения, которое должно своими ресурсами обеспечить профессиональный рост учителя в рамках внедрения ФГОС. Здесь и передача передового педагогического опыта от более подготовленных коллег на тематических педагогических советах, обеспечение условий развития сетевых педагогических технологий и т.д. Так, на текущий момент, одним из приоритетов развития ИОС гимназии № 116 является модернизация официального сайта http://gimn116.narod.ru. Данный веб-ресурс, хотя и является многократным победителем фестиваля сайтов ОУ Приморского района, не дает полноценной возможности обеспечить элементы дистанционного образования. На 2013 год поставлена задача кардинально перестроить структуру офсайта для обеспечения возможности учителям в дружественном интерфейсе размещать на нем дидактические электронные материалы, а также иную важную для организации урочной и внеурочной образовательной деятельности информацию. Таким образом, уже в следующем учебном году сайт гимназии должен стать основой сетевой интеграции всех субъектов образовательного процесса: учителей и их методических сообществ, учащихся и их родителей.

Очевидно, что постоянное совершенствование технических и технологических возможностей приводит к непрерывному расширению границ понятия «современная информационно-образовательная среда». Потому задача ее построения не может быть решена окончательно, а требует постоянной, кропотливой работы всего педагогического коллектива.


Поделиться: