Поиск по сайту

Формирование адаптационных механизмов в условиях образовательного учреждения


Авторcтво: Бахонская Юлия Вячеславовна, педагог- психолог ГБДОУ №69 Выборгского района Санкт-Петербурга


     В отечественной психологии развитие человека как личности, понимается, как проявление самостоятельности во взаимодействии с окружающим миром, что ведет не только к социализации, но и проявлению интеллектуального и творческого в любой деятельности на благо развития общества и культуры человечества.[1]
Известно, что ребенок развивается в окружении взрослых, оказывающих ему помощь в получении и использовании знаний и социальных умений. Иногда это осуществляется с помощью жестких требований и давления на ребенка, иногда – посредством формирования его самостоятельных действий. Однако, независимо от степени свободы ребенок осуществляет деятельность, в которой происходит его развитие, оказывающее существенное влияние на формирование личности.
     Адаптация - это снижение чувствительности к раздражителю, процесс активного приспособления к условиям новой социальной среды.
Есть теории, рассматривающие социальную адаптацию как результат совместной деятельности определяемой общностью целей и ценностных ориентаций. Основные типы адаптационного процесса определяются структурой потребностей и мотивов индивида: преобладание активного воздействия на социальную среду и тип определяющийся пассивным конформным принятием целей и ценностных ориентиров.
Практика работы с детьми и родителями показала, что настоящего физического здоровья и душевного равновесия достигает лишь тот, кто с детства научился жить в гармонии с собой, окружающими, природой, научился управлять своим разумом, способен реализовать свои физические и духовные способности.
Отчужденность родителей в воспитании детей приводящая к «возрастной сегригации» приводит к формированию дезадаптации, которая проявляется в неспособности детей, а в последствии и подростков найти свое «место» в жизни общества.
     Корни отчуждения вырастают из особенностей современных семей, когда мама и папа много работают или делают карьеру, а другие члены семьи, к сожалению, не всегда могут взять на себя обязанности по воспитанию ребенка. Сегодня дезорганизующие силы присутствуют не только в отдельно взятой семье, но и в образе жизни большей части общества, акцент ценностей которого сместился с понятия «семья» на понятие «карьера».
Таким образом, в зону риска попадают дети адекватно не прошедшие ранние стадии психологического развития, эмоционально не подготовленные родителями к началу посещения детского сада, школы, не имеющие опыта взаимодействия со сверстниками или имеющие опыт травматической социализации.
     Проблема адаптации возникает в дошкольном отделении и если в совместной работе с родителями и педагогами не решается там, то она неизбежно переносится в начальную школу, среднюю и в наиболее резкой форме может проявиться во время кризиса подросткового возраста.
     Для решения первой проблемы была создана авторская программа «Психологическое сопровождение детей и работа с родителями в рамках решения проблемы отчужденности родителей в воспитании ребенка»,
В результате использования программы в школах №619 Калининского района и 569 Невского района мы отметили, что у родителей происходит смещение ценностей в сторону семьи, повышение ответственности за воспитание ребенка. А так же программа способствует профилактики возникновения симптомов дезадаптации и снятию психологического напряжения в адаптационный период, плавной, не травматичной социализации детей.
Именно, в первые три года жизни дети познают те навыки общения, которыми пользуются в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые в этот возрастной период обеспечивают соответствующие условия общения и взаимодействия с ребенком, то формирование позитивных социальных отношений происходит с сохранением индивидуальности. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся, сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанности и уважения к родителям или близким людям.
     Для психологической помощи в адаптации детей мы использовали опыт центра «Зеленый дом», функционирующего по модели Ф. Дальто.
Цель «Зеленого дома» – «ранняя социализация», т.е. плавный переход из мира семьи в мир новых впечатлений и правил. Технология работы «Зеленого дома» принципиально отличается от технологии современных ясельных групп. Она предполагает свободное естественное присутствие детей (в возрасте до 4-х лет) и их родителей в пространстве, отличающемся от всех прочих тем, что внутри него есть несколько неприложных правил для детей и родителей и оно специально продумано и организовано с учетом психологических особенностей этого возраста. Работа специалистов заключается в общении с родителями и детьми, совместном с родителями наблюдении за детьми, поиске индивидуального подхода к воспитанию детей с учетом их индивидуальных особенностей.
     Таким образом, в апреле создаётся группа «Предадаптация», в которую входят дети 2,8-3-х лет, которые пойдут в ДОУ с сентября.
Дети приходят в садик и участвуют в специально организованных для них занятиях: игровой деятельности (с психологом), музыкального развития (руководитель музыкального воспитания), физического развития (руководитель физического воспитания), ИЗО деятельности (воспитатель или руководитель художественного воспитания). На занятиях присутствуют родители, что позволяет, с одной стороны, детям чувствовать себя безопасно, с другой стороны, родителям видеть особенности развития ребёнка, особенности требований в ДОУ, систему и способы развития и воспитания малышей.
Помимо этого психологом проводятся индивидуальные консультации родителей и родительское собрание.
     Цель деятельности психолога на собрании - ознакомить родителей с подходами, которые позволят максимально смягчить переход ребенка из семьи в «мир новых впечатлений». Содержание этой деятельности включает представление особенностей, влияющих на адаптацию детей: На примере дошкольного отделения:
- Опасность раннего подключения ребенка к системе взрослых взаимоотношений (правила, нормы и обязательства).
- Ограждение детей от семейных травм и конфликтов.
- Значимость эмоциональной вовлеченности родителей в период подготовки ребенка к началу посещения детского сада.
- Определение меры родительской ответственности.
Во время индивидуальной консультации родителей фиксируется уровень физического и нервно-психического развития ребенка. Это необходимо для того, чтобы:
- выявить актуальную зону развития ребенка в присутствии родителей;
- дать прогноз на течение адаптационного периода;
- предложить конкретные рекомендации по адаптации, исключающей психологический травматизм.
Уровень развития ребенка фиксируется в протоколах, что позволяет установить реальный возраст его психического состояния. Перечисленные средства и процедуры позволяют дать объективную оценку уровня развития. Основные оцениваемые параметры совпадают и отслеживаются во все этапы адаптационных периодов: начало посещения ДОУ, 1 класс, 5 класс, подростковый возраст.
     Основная задача адаптационного периода - создание структуры, оберегающей детскую психическую энергию, на основе базовых психологических потребностей ребенка и ознакомлению с этими потребностями родителей. Основной задачей психолога на этом этапе – это формирование социальной и эмоциональной зрелости, соответствующей возрасту.
     Составляющие эмоциональной и социальной зрелости:
- Подчинение школьным правилам жизни.
- Развитие самоответственности – обязательная самоорганизация.
- Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний.
- Увеличение акцента на том, что ученик «должен», а не на том, что он «хочет».
      Почему нам необходимо сформировать эмоциональную и социальную зрелость – они дают статус ученика. Только с принятием статуса ученика начинает развиваться правильно мотивированная учебная деятельность.
За счет чего ее можно развивать? За счет того, что мотивационная сфера у ребенка еще очень динамичная. Изначально детям нравиться рисовать: и при умелом грамотном подходе будет нравиться письмо, в котором надо вырисовывать, подчеркивать – весь вопрос как подать эту деятельность. Например, когда тетрадкой можно любоваться как журналом! Математика это накопление – богатство, подсчет. Дети обожают владеть – они все коллекционеры. Весь процесс обучения основан на психологических потребностях человека, задача включиться и услышать их. Дальше начинает развиваться – мотивация содержанием – а потом уже мотивация процессом – самостоятельным поиском и обработкой информации. Иными словами изначально надо что-бы было интересно!!!
Мотивационный компонент готовности к школе образуется триединством таких мотивов, как социальный мотив (стремление к новой роли – школьника), познавательный мотив (« узнать новое, интересное»), эмоциональный мотив (желание услышать одобрение взрослого).
      Важно наличие именно комплекса мотивов при ведущем сильном устойчивом мотиве (познавательном, оценочном или социальным).
Мотивационную готовность можно выявить, беседуя с ребенком о школе, наблюдая за предпочитаемыми занятиями. Примерное содержание вопросов:
 1. Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? ( Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку.)
 2. Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объем сведений о школьной действительности.)
 3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источник информации о школе.)
 4. Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе.)
 5. Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей и позиции готовности к предстоящему школьному обучению.)
     Если ребенок задает вопросы о школе, играет в школу, если для ребенка значима положительная оценка взрослого, если ребенок любит рассматривать книги, лепить, рисовать (15-30 минут) – это свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению.
     Результаты диагностики выявляют западающие адаптационные механизмы, которые и подлежат развитию и формированию во время подготовки ребенка к школе и при переходе из начальной в среднюю школу.

             Характеристика ребенка перед поступлением в школу:

      Характерная черта старшего дошкольника – устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру. Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании, рисовании, в сфере решения элементарных социальных и бытовых задач. Ребенок проявляет доброжелательное внимание к окружающим, отзывчив к переживаниям другого, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других. В ходе совместной деятельности обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему. Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, легко выбирает себе род занятий, партнеров, воплощает разные замыслы. Получают развитие и познавательные способности. Ребенок проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких явлений, интересуется причинно-следственными связями. Любит наблюдать, экспериментировать, собирать коллекции.
      Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе самостоятельные решения.

                                   Список литературы.

1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е Экспериментирование в детском саду. – СПб., 2007
2. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под ред.И.В. Дубровиной.-М.,1999
3. Пазухина И.А. Давай познакомимся! СПб.,2004
4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция.- М.,2005.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М.,2001
6. А.Г. Маклаков Общая психология – СПб.,2001
7. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А.Реана. – М.,2002
8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира ребенка, - Ярославль: Академия развития, 1997
9. Дольто Ф Мы идем в «Мэзон Верт».// На стороне ребенка. СПб. Петербург ХХ1 век, 1997
10. Д.Винникот “Разговор с родителями” Москава. Независимая фирма “Класс” 1995.

Поделиться: