Поиск по сайту

Методические рекомендации по оформлению документации социального педагога


Авторcтво: Мотина Виктория Юрьевна, социальный педагог ГБОУ школы №6 Выборгского района Санкт-Петербурга


Все работники школы непосредственно связаны с ребенком и его семьей, поэтому социальному педагогу необходимо установить контакт и сотрудничество с каждым из них. Главная цель такого профессионального взаимодействия – защита интересов ребенка, создание оптимальных условий для его индивидуального развития.

Профессионализм социального педагога проявляется в умении выявлять как достоинства личности, так и «проблемное поле» подопечного, прогнозировать возможные варианты его развития, позитивно влиять на мотивацию, активизируя процессы самовоспитания, саморазвития. Это возможно при правильном определении специалистом ценностных ориентаций, формируемых социальной микросистемой, в которую включен ребенок. Социальному педагогу необходимо уметь выяснить социальные роли, выполняемые ребенком, во многом определяющие его потребности и поведение. Ведь в широком смысле профессиональная социально-педагогическая деятельность направлена на формирование и развитие нравственной сферы личности, социально значимых установок в жизненном самоопределении.

Для проведения этой работы в определенной системе социальному педагогу, работающему в школе необходимо иметь следующую документацию:

Тексты административных документов по социально-педагогической работе, законов и подзаконных актов.

1.Должностную инструкцию.

2.Перспективный, календарный план работы на год, которым может быть представлен как отдельным документом, так и в контексте годового плана работы учреждения образования. В нем должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в конкретном образовательном учреждении. Прежде всего это:

—отчеты о проведенных социально-педагогических исследованиях;

—создание или уточнение банка данных и картотек по всем категориям;

—оформление социально-педагогических паспортов класса, микрорайона;

—взаимодействие с различными социальными институтами (правовыми, здравоохранительными, по охране прав ребенка, муниципальной службой занятости населения и т. д.), возможно, в виде схемы с приложением описания предпринятых действий;

—документированная деятельность по защите прав ребенка;

—пропаганда социально-педагогических идей (здоровый образ жизни, общечеловеческие ценности, профилактика девиантного поведения и т. д.) в виде тренингов и др. мероприятий;

—темы выступлений на педагогических советах, родительских собраниях, перед учащимися;

—участие в организации и проведении общешкольных мероприятий, акций;

—работа по повышению собственного профессионального уровня (участие в работе методических объединений, семинарах, практикумах; изучение новинок методической литературы, написание научно-исследовательских статей и т. п.).

Главная цель перспективного плана — развитие социально-педагогической деятельности, совершенствование ее форм и методов, повышение эффективности и, как следствие, результативности.

План работы социального педагога на месяц (четверть, триместр) конкретизирует, корректирует, детализирует положения годового плана, определяет конкретное время проведения того или иного меро­приятия. Такой план работы можно составлять по следующей форме (по желанию меняя графы местами):

1.JPG













На основе вышеозначенного плана составляется план работы социального педагога на день.

Форма — произвольная, удобная, отражающая конкретную программу на день, виды деятельности. Можно вести журнал учета работы социального педагога в целях зашиты самого социального педагога примерно по такой форме: виды проведенной работы, с кем, затраченное время, примечание.

4. Циклограмму и график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения.

Примерная циклограмма работы социального педагога:

Один раз в год: оформление социальных паспортов классов.

Один раз в месяц: организация рейдов в рамках операции «Подросток» совместно с инспектором ПДН.

Еженедельно: собеседование, консультирование учащихся, состоящих на различных видах учета.

Ежедневно: контроль присутствия на уроках учащихся, состоящих на различных видах учета.

Регулярно:

—участие в работе Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности;

—индивидуальная работа с учащимися, родителями и учителями;

—организация внеурочной занятости подростков.

5. График и учет тематических групповых консультаций (учащиеся, родители, учителя) примерно по следующей форме:

2.JPG











8. Документацию по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений.

В контексте вышеозначенного особое место занимает документация Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.

9. Документацию по вопросам опеки и попечительства (подробные списки с номерами личных дел, датами лишения родительских прав и назначения опеки, адресами, телефонами, местом работы; акты обследования жилищно-бытовых условий), защите прав ребенка в органах охраны правопорядка и судебных органах (по необходимости).

10.Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов.

11.Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей.

12.Методические рекомендации для родителей.

13.Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях.

14.Систематизированную информацию (в виде карточек или информационных стендов) по городским и (или) районным службам для родителей и детей.

15.График индивидуальных консультаций для отдельных категорий клиентов. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем (конфиденциальная информация) примерно по следующей форме:

3.JPG













7. Проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы («Семья», «Инициатива», «Подросток» и т. д.).

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений подростка со взрослыми и сверстниками и корректировку педагогических позиций учителей, родителей, которая должна способствовать в частности, разрешению острых и вялотекущих конфликтов, не благоприятно сказывающихся на социальном развитии подростка:

- анализ социометрического статуса подростка в коллективе, в среде сверстников;

—определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений;

—выяснение того, насколько оправдываются его ожидания;

—выяснение того, имеет ли место психологическая изоляция, поиск ее корней и причин, а также возможных путей ее преодоления.

Ведущий метод социально-педагогической реабилитации — создать ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.

Традиционные направления социально-педагогической реабилитации:

—организация социально-педагогического контроля за условиями воспитания и поведением ребенка, подростка;

—социально-педагогическая поддержка тех, кто испытывает затруднения из-за неблагоприятной обстановки в семье;

—помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с проблемами в среде обитания подростка;

предупреждение и пресечение всевозможных отклонений в поведении, когда социальная неприспособленность подросток требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием; — координация отношений ребенка с классным коллективом.


Приложение: учетная карточка состоящего на учете в ИДН



Список использованной литературы

1. Березина В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников, 1994, № 2. - С.205.

2. Бруднов А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе. // Воспитание школьников, 1994, №1. - С.2-3.

3. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на матер. отеч. образования). - Изд. 2-ое. - М.: изд-во ГФ «Полиграфресурсы», 1998.

4. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика, 1992, № 5/6. - С.45-49.

5. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы. // Педагогика, 1993, № 4. - С.54-58.

6. Гурьянова М.П. Новая профессия в социальной сфере. //Специалист, 1996, № 11/12. - С.28-29.


Поделиться: