Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей
Первые упоминания о методах обучения можно встретить в древних памятниках письменности.
Нам известно, например, что принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения того времени. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться.
В ходу был афоризм: "Послушание - это наилучшее качество у человека". Учитель обыкновенно обращался к ученику с такими словами: "Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе". И этот метод был одной из первых педагогических технологией репродуктивной деятельности, как мы бы сказали.
Слово «технология» происходит от греческих слов «техно» и «логос», что дословно переводится «наука о мастерстве».
Понятие «Педагогическая технология» пришло в педагогику в 30-е годы 20 века.
И в Педагогической энциклопедии тридцатых годов это понятие определялось как совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий.
Есть множество определений понятия «педагогические технологии». Мы изберем следующее: педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Любая педагогическая технология заключает в себе триединую задачу: обучение, развитие, воспитание.
В предложенных условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в различных видах деятельности: игровой, познавательной, трудовой. Поэтому очень важно преобразовать «среду обитания» ребенка, создать условия для его развития и активной творческой деятельности, так как нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, ведь в этот момент происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его жизненной позиции и дальнейшего интеллектуального роста.
Образовательные модели (технологии) классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две: продуктивная (поисковая) и репродуктивная (традиционная) деятельность.
В сегодняшней педагогике государственные образовательные стандарты ориентируют обучающихся на продуктивную (поисковую) деятельность.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить», - говорил Адольф Дистервег - немецкий учитель и педагог, который разработал дидактику (изучает проблемы обучения) развивающего обучения, сформулировав её основные требования в виде законов и правил. Главная задача обучения - развитие умственных способностей детей, способных к поиску новых знаний. Его принцип: «Воспитывать — значит побуждать»
Но ни в коем случае нельзя исключать и дозированного традиционного подхода в педагогике, т.к. контингент детей очень разный.
Сегодня насчитывается больше сотни видов педагогических технологий.
Выбор вида педагогических технологий должен ориентироваться на запрос и специфику ОУ, занятия, чтобы выстроить траекторию личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями.
Отличительными признаками любой педагогической технологии являются:
· Концептуальность (идея, задумка, представление, теория),
· Системность (присутствие системы, логики, взаимосвязи)
· Экономичность (во временном эквиваленте)
· Визуализация (использование дидактических средств обучения)
· Диагностичность результатов (гарантированность достижения цели)
· Управляемость и возможность коррекции (наличие обратной связи).
Выбирая технологию для того или иного педагогического процесса, мы должны руководствоваться ее структурными составляющими
· Понять цели, задачи и преимущества данной технологии
· Определить содержание и новизну.
· Организовать обучающе-воспитательный процесс
·Просчитать ожидаемые результаты деятельности, риски и возможность распространения опыта
Новое поколение, получая образование, уже сейчас должно грамотно пользоваться тем широчайшим спектром возможностей, которые предоставляют педагогические технологии, цель которых – научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи.
Все обучающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Цель внедрения инновационных технологий – дать детям почувствовать радость труда в учении. Пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития каждого ребенка, включая его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений. Поделиться: |