Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Общешкольный проект «Культура – память мира и общества»
В апреле 2013 президент РФ В.В.Путин подписал Указ о проведении года Культуры в России в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире.
Петербург несет миссию культурной столицы нашей страны, поэтому важно с раннего возраста формировать в сознании ребенка понятие культуры. Особенно, если это формирование проходит в непосредственном контакте с музеями, театрами, библиотеками и другими культурными площадками города, которыми так богат Санкт-Петербург. Эта идея стала основой для создания в гимназии проекта «Культура – память мира и общества».
Под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Чаще всего учащиеся отождествляют понятие культуры с понятием искусство. Раскрытие понятия «культура» явилось целью проекта, которая реализовывалась через проведение ряда внеклассных мероприятий.
Проект предполагает использование следующих форм работы: праздник, стендовые доклады, игровые перемены, классные часы, музейный день, творческие проекты учащихся.
Условиями реализации стало наличие в гимназии воспитательного пространства для духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.
Обратимся к основным направлениям реализации проекта.
1 этап – Проектирование и прогнозирование результатов. Формулирование проблемы, постановка целей и задач.
Поскольку источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество, то и раскрытие главных понятий должно идти через погружение в эти сферы. Поэтому были определены 3 основных пласта работы:
1. ТВОРЧЕСТВО, как способ самовыражения.
2. ПОЗНАНИЕ, как способ формирование духовно-нравственных принципов человека.
3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, как способ накопление человеком и социумом навыков и умений.
Предполагается, что данное погружение создаст условия для:
· воспитания ценностного отношения к прекрасному, восприятию искусства как особой формы познания и преобразования мира.
· углублению знаний учащихся об историческом и культурном наследии российского народа.
· творческой самореализации учащихся.
· развитию способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результаты.
Рефлексией для учащихся будет служить видение себя в визуальном культурном пространстве проекта (Приложение 1).
2 этап – этап реализации. Проведение внеклассных мероприятий.
Пласт 1. «ТВОРЧЕСТВО».
Цель: раскрытие творческих способностей учащихся через соприкосновение с различными видами искусства.
Задачи: развитие вокальных навыков, формирование единого стиля, развития умения анализировать материал, разработка нестандартных идей.
Форма: творческие номера, творческие проекты.
Период подготовки: весенние каникулы.
Представление опыта: Торжественное открытие НПК с международным участием «Наследники Ломоносова».
Тематика праздника: культурное наследие России. Форма: виртуальное путешествие. Содержание: знакомство с декоративно-прикладными промыслами регионов нашей страны. Иллюстрирование содержания творческими номерами и работами учащихся разных видов искусств.
Пласт 2. «ПОЗНАНИЕ». Цель: раскрытие нравственных принципов человека.
Форма: классные часы, нравственные беседы.
Период проведения: Неделя Культуры.
Классным руководителям был предоставлен комплект материалов по темам:
1 классы. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
2 классы. «Что значит быть культурным?»
3 классы. «О культурных ценностях»
4 классы. «Невежество – главный враг человека»
5 классы. «Наполни сердце до краев»
6 классы. «Совершенство – цель земных путей»
7 классы. «Москва – Санкт-Петербург, две столицы, две культуры»
8 классы. «Вирус сквернословия»
9 классы. «Человек будущего – человек нравственный»
10 классы. «Любовь, красота, знание» («Три ключа» Е.И.Рерих)
11 классы. «Человечность» Поэтапное раскрытие данных тем в каждом классе позволяет говорить о целостности и систематичности формирования духовно-нравственных ценностей.
Пласт 3. «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
Цель: создание условий для развития лидерских качеств и коммуникативных способностей учащихся.
Задачи: развитие умений учащихся в представлении своих проектов, работы с презентацией, развитие навыков работы с информацией (нахождение, обработка, представление).
Формы: заседание ученического актива, школа актива, презентация творческих проектов, игровые перемены, стендовые доклады.
Данное направление ориентировано на работу с ученическим активом средних и старших классов. Ученическое самоуправление – одно из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива учащихся. Именно оно обеспечивает развитие самостоятельности школьников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Актуальной является проблема формирования лидеров-организаторов. Эта проблема наилучшим образом решается через участие в активе пресс-центра и организаторов досуга.
Реализовать свои лидерские и коммуникативные способности учащимся было предложено через творческие проекты на Неделе Культуры. А для этого предварительно проводился ряд заседаний актива, где решались следующие вопросы:
· разработка тем творческих проектов, отражающих культурное наследие России, и составление графика их представлений (организаторы досуга);
· формирование творческих групп по проведению игровых перемен, разработка игр по станциям «Музейный Петербург», «Театральный Петербург», «Скульптурный Петербург» и проведение репетиций (организаторы досуга);
· разработка и распределение тем стендовых докладов по станциям «Музейный Петербург», «Театральный Петербург», «Скульптурный Петербург» (пресс-центр);
· определение ответственных за освещение в гимназии мероприятий на Неделе Культуры (пресс-центр);
· предоставление информации о посещении музея в рамках Музейного дня.
Реализация задач.
3 этап – Подведение итогов и рефлексия.
1. Определение лучших творческих проектов и предоставление авторам права выступления на пленарном заседании апрельской общегимназической конференции «Наследники Ломоносова.
2. Поощрение активных участников проекта экскурсией в музей «Пенаты И.Репина».
3. Освещение пресс-центром мероприятия на сайте гимназии
4. Создание визуального культурного пространства проекта.
Экран вовлеченности учащихся в проект. Информацию предоставляет ученический актив, кураторы вписывают классы.
Приложение 2: планирование проекта
Приложение 3: критерии оценки реализации проекта Приложение 3: Сценарий торжественного открытия НПК "Наследники Ломоносова"
Поделиться: |