Авторcтво: Александрова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЦТР и ГО «На Васильевском» Василеостровского района Санкт-Петербурга |
Более чем восемнадцатилетний опыт работы в хореографическом коллективе в качестве педагога позволил из большого числа обращений педагогов, воспитанников и их родителей выделить общие, наиболее часто встречающиеся проблемы.
Одна из таких проблем – недостаточная реакция ученика на замечания педагога или отсутствие этой реакции даже после ряда обращений к ученику. Это чрезвычайно затрудняет процесс обучения, затрачивает впустую время, силы и энергию педагогов. Отсюда возникает вопрос: « Почему происходит это и что делать?». Ответить на данный вопрос можно исходя из конкретной ситуации: причинами могут быть заторможенность ученика, особенности его восприятия, внимания. Порой отрицательный результат вызывают причины совсем иного свойства. Одна из них связана с понятием «смыслового барьера».
Педагогический процесс – это процесс общения, поэтому его результаты зависят и от знаний, способностей, работоспособности педагогов и воспитанников, а также определяются характером взаимоотношений между ними. Если взаимоотношения существуют со знаком «плюс», то это создает наиболее благоприятную атмосферу для обучения, развития и совершенствования учеников, несет мощный заряд уверенности воспитанников в своих силах, повышает их требовательность к себе, делает педагога и ученика единомышленниками, партнерами по труду и творчеству.
Взаимоотношения со знаком «минус» значительно тормозят учебный процесс, так как в этом случае между педагогом и учеником возникает так называемый смысловой барьер, который препятствует нормальному усвоению навыков и умений. «Смысловой барьер» (Л.С. Славина, 1958) – это явление, когда ученик или не понимает требования педагога, или, понимая, не «принимает» их и упорно не выполняет эти требования.
Различают несколько видов «смыслового барьера».
Первый заключается в различном понимании учеником и педагогом требований взрослого. Например: педагог делает замечание «плохо», «неверно», «слабо» и пр., совершенно ясно себе представляя, что он имеет в виду, однако это не всегда можно сказать об ученике. Эксперименты спортивного психолога Пуни показывают, что на общие, неконкретные замечания даже взрослые до 10 раз и более реагируют ошибочно.
Второй вид «смыслового барьера» состоит в неприятии учеником формы, в которой к нему обращается взрослый. Педагог в обидной для ученика форме предъявляет к нему разумные, необходимые для профессионального совершенствования требования. Ученик прекрасно слышит педагога, понимает его требования, но не принимает их. В результате он выполняет указания или в полсилы, или вовсе не выполняет. Причем, как показывает опыт, обиду у ученика вызывает не столько внешняя форма, например: повышение голоса, резкие слова - сколько подтекст, который он прекрасно чувствует. Воспитанники порой лучше воспринимают резкую форму обращения, чем завуалированное унижение.
Наши воспитанники в силу специфики профессии каждый раз на занятиях по хореографии вынуждены преодолевать в борьбе с самим собой ограниченность собственных данных. Однако эта борьба при неудовлетворительных взаимоотношениях с педагогом и вовсе превращается в битву, чаще всего обреченную на неудачу. Происходит это в силу психологической незрелости (по данным психофизиологов развитие мальчиков идет на 2-3 года медленнее, чем у девочек), отличающий подростковый возраст и начало юношеского. Парадоксально, но и многие, особенно мальчики, долгое время работают… ради похвалы мамы, любимого педагога, но не ради себя и своего будущего.
Что нужно помнить во взаимоотношениях между педагогом и подопечным в этом возрасте.
Прежде всего - это возраст полового созревания. Увеличивается рост и масса тела. В связи с быстрым ростом возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжение головного мозга, поэтому для подростков характерны периоды сосудистого и мышечного тонуса. А также перепады вызывают быструю смену физического состояния и настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами играть (например гонять мяч), почти не чувствуя физ.нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт при этом сменяются на ощущения разбитости, печали и полную пассивность. Эмоциональный фон в этом возрасте становится неровным, нестабильным.
Формируется образ физического «Я». Остро переживают изъяны внешности и форм тела, излишняя худоба или излишняя масс – все это приводит к формированию чувств неполноценности, а иногда даже неврозу (показаться смешным). Подобные неадекватные реакции и самооценки смягчаются формированием отношений со стороны взрослых (особенно педагога) на основе доверительности, понимания и тактичности. По мере взросления подросток переходит к формированию «Я – концепции» (система представлений о себе, своем внутреннем мире и отношении с др.). Сильно развито чувство принадлежности к группе, предъявление высоких требований к дружбе, не всегда в положительную сторону. Порой неадекватное осознание «Я – концепции» приводит к неуверенности, что проявляется в упрямстве, агрессивности, обидчивости.
Хочу привести в качестве примера случай, произощедший 5-6 лет назад с одной из наших выпускниц. По нашему мнению, она отличалась огромным потенциалом и способностями, артистичностью, но в тоже время обладала непростым характером – была ранима и болезненно реагировала на замечания. Отношения были сложные. К моменту выпуска, по моему мнению, девочка реализовала себя наполовину. Прошел год. И наша девочка приходит к нам. Между нами возникает приблизительно такой диалог:
- Я рада тебя видеть, где ты сейчас учишься, чем занимаешься?
- Я сейчас готовлюсь в поступление в ВУЗ на хореографическое отделение и хотелось бы подучиться и набрать форму.
- А что мы раньше тебе говорили?
- Раньше это вы мне говорили, а сейчас я поняла это сама.
«Смысловой барьер» – не фатальное явление. Искусство педагогов позволяет его преодолевать. Практика показывает, что среди методов снятия барьеров, ведущее положение занимают такие, которые налаживают взаимопонимание, взаимоотношения между партнерами по общению. Большую помощь в преодолении барьера оказывает доброжелательное, уважительное отношение педагога к ученику.
Поэтому, даже если причиной возникновения психологического барьера послужило поведение ученика, основанная роль в его преодолении принадлежит более опытной, зрелой, сильной и щедрой стороне – педагогу.
Приложение: Система гимнастических упражнений на занятиях хореографией детей от 6 до 16 лет (девочки)
Литература:
1. Боссарт А. Б. Пародоксы возраста или воспитания, М.; Просвещение, 2005.
2. Драгунова Т. В. «Кризис» объяснили по разному// Христоматия по возрастной психологии/ Под ред. Фельдштейна Д. И. М.: Институт практической психологии, 1996.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 2002.
4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, факты проблемы. Справочник практического психолога.
5. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002.
Поделиться: