Авторcтво: Вовченко Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования ГБДОУ N°119 Фрунзенского района Санкт- Петербурга |
Ребёнок с рождения наделён багажом бесценных качеств. И эта статья о том, как сделать так, чтобы со временем не исчезло жадное любопытство («совать свой нос во всё») любого здорового малыша, а обратилось в любознательность, без которой невозможно его плодотворное развитие и устремлённость в будущее. А детская способность к имитации (без которой каждое новое поколение изобретало бы вновь и вновь велосипед) наделяла бы его все новыми практическими умениями и навыками, вводило в реальный мир. И неуемное фантазерство послужило бы импульсом к творчеству. И чтобы постоянные ребячьи «почемучки» не угасли от равнодушия взрослых, а, напротив, будоражили пытливый детский ум. Эта статья о том, как задействовать этот багаж бесценных детских качеств и активировать их для дальнейшего роста детского потенциала. Это можно сделать только играючи, во всех смыслах этого слова. Ведь игра, имитация, подражание – это самый первоначальный вид деятельности ребёнка. Игра – это мост к той реальности, в которую он попал, но пока ещё не вошёл, как её полноценный участник. Игра – это и почва, на которой культивируются все эти ростки будущих его качеств, умений и действий. Со временем – подрастает малыш, трансформируется игра – некоторые виды деятельности из игры «пускаются в самостоятельное плавание», но игра по-прежнему не утрачивает своего сильного воздействия на ребёнка.
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).
Главное в процессе дошкольного образования и воспитания - не выводить ребёнка из естественного для него ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА. Игра – это самоценность детства. Первые осмысленные действия малыша – это имитация его недолгого жизненного опыта: мама покормила его с ложечки, и вот он уже кормит свою куклу. В человеке заложена эта развивающая его способность к имитации, подражая, он впитывает опыт предыдущих поколений. Это самый первый, самый ценный вид деятельности в жизни ребёнка. Он ещё не умеет как следует говорить, его пальчики ещё не могут удержать карандаш, но в нём пробуждаются первые зачатки творчества – игровые подражательные действия. Лепя снеговика или куличики и другие постройки в песочнице ребёнок занимается уже вполне творческой деятельностью. И если спросить любого малыша о его желании чем- либо заняться, ответ непременно был бы одним – играть, а сразу же вслед за ним – рисовать. Эти два действа для него неотделимы. Выводя каракули, он разыгрывает сюжет своей очередной игры. И даже к 5-6 годам, когда рисование осмысливается детьми как самостоятельная деятельность, ребёнку, да и педагогу, трудно и невозможно отказать в игре, изодеятельности, впрочем, как и в других видах деятельности. Так что без игры, как и без рисования, детство просто НЕМЫСЛИМО. И именно поэтому они естественны для детского сада, как естественны и для самой природы ребёнка. Дети играют, а педагог по ИЗО через эти «деловые» игры, которыми пронизана вся структура занятий, ведёт их по сложному пути развития.
Существуют разные игры: и для разных видов деятельности, и для детей разного возраста, но общее у них – это сила воздействия игры на ребёнка. И поэтому педагог не может не пользоваться игрой, как ведущим педагогическим средством во всем образовательном процессе. В старшем дошкольном возрасте важное место отводится, так называемым играм - экспериментам. Игра в этом случае - поиск, исследование, когда в результате проделанных опытов, у детей развивается склонность к наблюдению и экспериментированию, интерес к причинно-следственным связям и желание их объяснять. Такие игры приводят к всплеску любознательности у дошкольников и не только к объекту опытов, но и ко всему вокруг. В этом ценность таких игр!
Какое применение им можно найти в изодеятельности? Да самое прямое – цветоведение. Это сложная область познания для дошкольников, но самые начальные знания им все же необходимы. Цвет – одно из выразительных средств изобразительного искусства. Поэтому как- то обойти эту проблему не удастся. А что касается сложности? И да, и нет. Стоит только лишь подсказать детям о необыкновенном свойстве красок – об их способности смешиваться друг с другом. Совершившееся ЧУДО на их глазах – получившийся новый цвет – запускает механизм игры такой продуктивной силы, что его просто не остановить. И вот уже создание любой палитры для воплощения собственных замыслов детей гарантировано! А задача по цветоведению, поставленная педагогом, решена. Так запускается ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которая попутно решает ещё одно важное дело – формирование у дошкольников способности к исследовательскому типу мышления. Но важно, чтобы алгоритм подобных игр начинался с проблемы, которую лучше всего ставили бы сами дети (а педагог лишь умело подводил бы их к её обнаружению, намекая на отсутствие необходимого цвета для создания картин по заданной теме). И вот уже подключается ещё одна методика - ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, а к развитию важных детских качеств – формирование способности у ребёнка увидеть проблему, обосновать её и, исследуя, найти решение, то есть зачатки аналитического мышления: поиск средств анализа проблемы путём актуализации прежних знаний (исследование цвета, сравнение его с другими, поиск близких ему цветов), выдвижение предположений (гипотез), решений и нахождение новых, ранее не применяемых, действий (смешивание красок разных цветов).
Подобная работа по цветоведению так и называется «Игра красок в играх с красками». Игра – это поиск, исследование, когда в результате проделанных опытов дети получают прекрасный опыт работы с красками. А главный стимул этих манипуляций – чудо. Через игру с красками дети переживают чудо рождения нового цвета, чудо, когда из 2-х – 3-х совсем разных цветов появляется совершенно другой цвет, к тому же ещё и разных оттенков. Разбеливают краски белилами и получают ещё целую гамму пастельных тонов. Разбавляя краски просто водой, делают их все более прозрачными – призрачными, таинственными, задумчивыми. Приглушая чистые цвета ахроматическими, получают иную палитру – минорную, трагичную, мрачную. Колдуя над красками, дети уверывают в их волшебство, способных передать всю многокрасочность мира, а себя чувствуют волшебниками, ТВОРЦАМИ, а на созданной ими палитре краска заиграет неожиданными для них переливами.
Алгоритм такой игры запускает механизм детского творческого процесса по поиску и созданию СОБСТВЕННОЙ цветовой ПАЛИТРЫ. Но в самом начале этой двухгодичной работы по цветоведению необходимо познакомить детей с замечательным свойством красок: их способностью смешиваться. Как это будет организованно – театрализованно, в виде мультфильма или разыгрывание сюжета с совместным рисованием – решает педагог, но в результате этого действа на глазах детей должно произойти слияние 2- х разных красок и появиться новый цвет. Это ЧУДО не только закрепит в сознании детей знание об удивительном свойстве красок, но и послужит стимулом к экспериментированию. Далее от игры к игре необходимость в театрализации решается педагогом на основании анализа об усвоении алгоритма игры: требуется ли сказочная струйка в драматургии игры, столь естественная для детского сознания, чтобы помочь ещё не усвоившим и указать направление, либо заинтриговать и подогреть интерес к игре. Но с каждым разом необходимость в особой театрализации сокращается. Игра с красками, эти опыты сами по себе завораживают детей. А алгоритм с использованием двух технологий лишь ускоряет процесс определения проблемы и поиска путей её решения проведением практических ОПЫТОВ с КРАСКАМИ в работе по цветоведению «Игра красок в играх с красками».
АЛГОРИТМ:
1. Постановка темы и вычленение цвета – объекта занятия.
2. Создание проблемы (лучше подводить детей к тому, чтобы они сами увидели проблему и по возможности сформулировали её, хотя существует несколько уровней поэтапного усложнения определения проблемы. И педагог, в зависимости от состава детей, их развития, подготовленности и знакомства с темой, выбирает определённый уровень).
3. Исследование цвета, сравнение его с имеющимися красками. Работа с ЦВЕТОФИЛЬТРАМИ.
4. Поиск (опыты), то есть практические действия по получению данного цвета.
5. Фиксация результатов (выбор правильных решений проблемы и обоснование их также как и неправильных)
6. Создание необходимого количества краски полученного цвета для выполнения практического задания по теме.
7. Рисование по теме. Погружение в краску нового цвета.
8. Вывод. Закрепление полученных опытным путём знаний в дидактических играх на интерактивных магнитных досках.
Не сразу у всех все получится. Но главное - дети раскрепощаются. Путём проб и ошибок кто-то раньше, кто-то позже придёт к правильному решению. Но ребёнок САМ решит СВОЮ проблему. И это одна из главных целей технологий подобных игр. И главное: такой подход закрепляет в сознании детей полученные в такой непринужденной форме новые знания о цвете, о его свойствах, способах получения. Ведь технологии подобной игры – перенос активной роли во всем этом исследовательском процессе с педагога на детей. Они сами пробуют (выбирают нужные краски, смешивают их, сравнивают результаты и вновь пускаются на поиск), САМИ добиваются результата, испытывая при этом неописуемый восторг. И ещё очень важно: запускается механизм эксперимента и экспериментаторов. Увидев у соседа несколько иной результат (цвет более светлого или более тёмного оттенка), ребёнок пускается на новый поиск. И вот вам – инициативность и самостоятельность, а какая уверенность в себе, в своих возможностях, всплеск любознательности, развитие интеллекта с приобретением огромных для данного возраста познаний о мире и проведением таких мыслительных операций. Для закрепления же знаний, полученных даже таким путём, формирования навыка свободной работы с красками необходим тренинг с дидактическими и диагностическими играми на интерактивных магнитных досках с цветными магнитами. Его можно проводить почти перед каждым занятием (всего 2-3 минуты игр Минуток и Молчанок), а фиксированный результат на персонофицированных досках можно проанализировать по окончании занятия и использовать как промежуточную диагностику для своевременной коррекции.
Так через игру с красками (опыты с ними) перед детьми предстает настоящая ИГРА КРАСОК всеми цветами радуги и даже большим количеством полученных оттенков. А дети ощущают себя творцами, первооткрывателями, ведь они делают открытие – создают новый цвет. Полученные в игре положительные эмоции вызывают у детей хорошее настроение, укрепляют нервную систему, сохраняют психическое здоровье детей, способствуют позитивному отношению к образовательному процессу и в целом к детскому саду. Скольких целевых ориентиров можно достичь только такими играми.
Таким образом, данная работа с дошкольниками по цветоведению в совокупности с двумя используемыми в ней технологиями (исследовательской деятельности и проблемного обучения) сама отвечает всем требованиям любой педагогической технологии. На протяжении всего курса обучения прослеживается логика образовательного процесса – освоение цвета через опыты с красками. Используя один и тот же алгоритм при получении опытным путём красок разных цветов, видя взаимосвязь, в сознании у детей выстраивается целостность всего процесса – единый способ получения нового цвета, оттенков, расширения диапазона палитры. В этом – системность данной технологии. Планирование, проектирование процесса обучения на весь длительный срок (2 года), с опорой на постоянное поэтапное диагностирование и варьирование средств и методов с целью своевременной коррекции – подтверждение об УПРАВЛЯЕМОСТИ данной технологии. Что в итоге приводит к её эффективности, кстати, при оптимальном использовании средств (обычных для занятий по ИЗО). И это не выводит данную образовательную технологию за рамки обычного обучения. Поэтому она как педагогический инструмент может быть гарантированно эффективна в руках любого педагога. В этом её воспроизводимость. И, конечно, главное для любой технологии- её научное обоснование. В статье уже упоминалось о важности работы с цветом хотя бы потому, что это одно из выразительных средств изобразительного искусства. Но концептуальность любой технологии – это опора на определённую научную концепцию, включающую философские, психологические, дидактические и социально – педагогические обоснования достижения образовательной цели.
Не следует недооценивать роль цвета в формировании личности ребёнка, её гармонизации, развитии эстетических вкусов. Чувства – первый важнейший инструмент, с которого начинается познание мира ребёнком. Научный факт: вся воспринимаемая человеком информация на 80% является визуальной и усваивается благодаря и посредством зрения.
Но ведь мир – это бесконечное многоцветье. Человек повсюду сталкивается с невидимой силой цвета. Цвет выстраивает форму видимых предметов, моделирует их пространство – это азбука для художников. Цвет, фиксируясь визуально, длительное время остаётся в сознании и у ребёнка в том числе. Это говорит о важной особенности цвета – его большой эмоциональной выразительности, силе воздействия. Цвет влияет (и это научный факт) на мышление, чувственное восприятие и даже на поступки людей (так как изменяет биохимические процессы: частоту дыхания, ритм биения сердца, пульс, давление, может согревать или охлаждать, вызывать голод или жажду, успокаивать или вызывать агрессию). Цвет незаметно, но значительно воздействует на человека постоянно, в течение всей жизни, - считают психологи. Но если каждый цвет по-своему и так ощутимо влияет на разных людей, то становится ясным, какую важную роль играют цвета, детерминируя наше восприятие этого мира. Ещё два столетия назад страстный спор Гёте с идеями ньютоновской «Оптики» подтверждал всю сложность и неоднозначность процесса восприятия цвета человеком.
Благодаря цветоощущению или цветовому зрению человек способен воспринимать много красочность окружающего его мира. Но этот дар природы можно развить, а можно и почти утратить. Слепота – уничтожает зрительный образ предмета. Цветовая слепота – ограничивает возможность различать все цвета и оттенки, может создавать ущербный образ зримого мира. Чтобы увидеть подлинную ИГРУ КРАСОК и нужно особое воспитание глаза. Поэтому с самого начала занятий изодеятельностью, работы с красками необходимо постепенно вводить ребёнка в этот ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЦВЕТА.
Литература:
1) Е.Е.Кравцова. Разбуди в ребенке волшебника. – М: Просвещение. Учебная литература, 1996.
2) Н.Ф.Губанова. Игровая деятельность в детском саду: Программы и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. – М: Мозаика-синтез, 2006. – (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). Стр.65.
3) Н.Н.Волков. Цвет в живописи. – Искусство, 1965. Стр.8-15
4) Г.Браэм. Психология цвета. – АСТ, 2009. Стр. 25
5) Л.А.Ремезова. Играем с цветом. – М.: Школьная пресса, 2006.
Поделиться: