Авторcтво: Горбачева Виктория Андреевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 103 Санкт-Петербурга |
Сегодня на историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить непреходящие духовные богатства, которые были накоплены человечеством за всю историю его развития, и понять взаимосвязь каждого человека с всеобщими нравственными и духовными законами.
Духовный человек – это человек, устремленный к ценностям добра, истины и красоты, умеющий и любящий трудиться, умеющий ориентироваться в сложном современном мире, нравственно сложившийся и эстетически просвещенный. И показатель качеств и характеристик духовного человека можно продолжать: гражданин и патриот России, хорошо знающий собственную культуру, свои истоки; добрый и отзывчивый, бережно относящийся к миру, окружающему его; тактичный; ведущий здоровый образ жизни.
Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все сложнее. Ещё К.Д.Ушинский предлагал воспитывать учащихся, используя народные национальные традиции. А где ещё можно изучать их, как не на уроках предметов гуманитарного цикла?
Сама специфика таких предметов как история и обществознание предполагает большую работу по развитию ценностно-смысловой компетенции обучающихся. На этих уроках в значительной степени осуществляется формирование основных нравственных качеств личности. Нам исключительно важно знать, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Здесь не бывает мелочей, здесь воспитывает всё.
Уроки истории всегда были призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом и преодолеть то, что было отрицательное в исторических событиях прошлого.
Усвоение обучающимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Ведущую роль в этом направлении занимает личность учителя. Как педагог может стать источником нравственного воспитания?
Стержневой мыслью, связанной с преподаванием, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Исходя из этого, урок должен мыслится, как встреча детей и педагога. Содержание которой может стать источником нравственного воспитания.
1.Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Обучающиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться - все это в тонкостях подмечается детьми. Много лет назад, выступавший по телевидению педагог-новатор Шалва Амонашвили говорил: «Если вы ... учитель истории, не страшно, что ваши ученики забудут дату Куликовской битвы. Но, если вы сумеете рассказать о ней так, чтобы они кожей почувствовали напряжение воинов перед этой битвой, услышали, как колышется ковыль, увидели, как поднимается над полем туман, поверьте, ваши ученики запомнят это на всю жизнь, и не просто запомнят, а гордиться будут, что выстояли, что победили».
2. Эмоциональное переживание, направленное на судьбу исторической личности или события, происходящие в истории - важный компонент в процессе формирования мировоззрения учащихся. Прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:
Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?
Как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?
Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли.
Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар.
Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений. Хочется подчеркнуть, что само присутствие в исторических текстах оценочных суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические р оли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает. Глубокую духовно-нравственную нагрузку несёт в себе "Поучение детям" Владимира Мономаха.
Рассказывая о выдающихся личностях, сыгравших огромную роль в истории страны, можно ограничиться сухими фактами их биографий и деятельности, а можно привлечь яркие красочные воспоминания современников, фрагменты художественной литературы. Как на уроках о войне 1812 года обойтись без текстов Л.Н.Толстого? Как не процитировать «Бородино» Лермонтова? Например, можно ограничиться сухой фразой из учебника: «в армии усиливается недовольство затянувшимся отступлением». А можно и так:
«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали, ворчали старики:
«Что ж мы, на зимние квартиры?
Не смеют что - ли командиры
чужие изорвать мундиры о русские штыки…». (Слайд №4)
3. В наше время большим подспорьем при выборе материала является разнообразная кино -, видео - и мультимедийная продукция. Порой, никакой рассказ не в состоянии передать то, что могут сделать кинокадры и музыка. Всем известно, что самый благодатный материал по патриотическому, духовно- нравственному воспитанию содержат в себе уроки, посвященные Великой Отечественной войне. С первых уроков темы нужно создать определенный эмоциональный настрой, используя фоно - хрестоматию, иллюстративный материал. На уроках можно использовать грамзаписи песни «Священная война», стихи, посвященные военной теме, грамзапись голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. (Слайд №5)
4. На уроках истории и, особенно обществознания, как нигде уместны дискуссия и споры. Учитель, умело создающий на уроках проблемные ситуации, способствует развитию у детей умений отстаивать свою точку зрения, работать в группе, быть толерантным и коммуникативным, а это тоже качества гражданина
В своей работе по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию считаю немаловажным проведение интегрированных уроков.
- урок-экскурсия (история + биология) «Мир друзей в стране зверей»;
- урок (история + география) «Блокадный Ленинград» «Памятники истории и природы ВОВ»;
- урок (обществознание-литература) «Дружба и любовь как высшие ступени межличностных отношений»
Такие уроки помогают познакомить ребят не только с историей нашей Родины, нашего края, но и показать особенности географического положения, рассказать об уникальном видовом разнообразии животного и растительного мира. Помогают научиться ценить близких, родных. А если вдруг произошел конфликт, уметь его решить. Проведение таких уроков воспитывает любовь к Родине, экологическое самосознание и культуру. Они интересны не только детям, но и педагогам. Например, благодаря интегрированным занятиям я освежила или пополнила свою копилку знаний, с точки зрения географии и биологии и литературы.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока:
"Парижская коммуна: бунт или подвиг?"
"Петр I: кто он- злой гений или отец нации?"
Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, сопереживать и сострадать – то, что необходимо на уроке.
Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Так, на уроке в 8 классе по теме «Восстание декабристов», чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, нужно познакомиться с личностями героев, их социальным положением. Дети часто не могут понять, зачем богатейшим людям, которые имели фактически все, погибать, идти на каторгу, лишиться всего ради благополучия народа. Это яркий пример нравственного подвига настоящих патриотов России.
Не стоит забывать о том, что и сейчас есть примеры, достойные подражания. Евгений Родионов был зверски казнен боевиками за то, что отказался снять нательный крест.
Как показывает практика, только нетрадиционные формы обучения позволяют раскрыться тем детям, которых при обычной форме обучения могли бы и не заметить. Урок истории проведенный в парке - где можно воочию увидеть архитектурные памятники, изображенные на страницах учебника - запомнится детям гораздо больше, чем стандартный урок в кабинете. Конечно проведение таких уроков ежедневно невозможно, но внедрять такую практику в учебный процесс считаю необходимым.
Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.
В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм духовно - нравственного, гражданско- патриотического воспитания.
При изучении темы «Личность и социальная среда» в 8 классе можно провести конкурс поисково-исследовательских работ «Человек с большой буквы», «Жизнь замечательных людей», «Всем трудностям назло». В процессе исследовательской деятельности учащиеся встречаются с земляками, чья жизнь, по их мнению, является примером для подражания, берут у них интервью. Такие внеклассные мероприятия воодушевляют и вдохновляют подростков, помогают формировать их духовный мир без изъянов и пороков.
Работу над темой «Товар и деньги» можно завершить уроком – дискуссией «Деньги - зло или благо».
Изучение темы «Семья» (8 класс) тоже тесно связываю с краеведением. Ребята получают увлекательное поисково-исследовательское задание для всей семьи: «Моя родословная», «Я горжусь своей семьей», «Традиции моей семьи», «Памятная фотография в семейном альбоме», «Дорогая и памятная вещь в моей семье» и др.
В конечном счёте, все эти формы и методы работают на необходимый обществу результат. Очень важно обучить детей истории, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём. Но, гораздо важнее воспитать их добрыми, порядочными людьми, достойными гражданами своей Родины.
Поделиться: