Авторcтво: Антипова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами.
Г.Э. Лессинг
Современная школа должна не только передавать ученикам знания, но и научить пользоваться ими для решения разных жизненных задач. Актуальный лозунг на сегодняшний день: «Образование через всю жизнь». Выпускник школы должен быть готов учиться всю жизнь: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Одно из направлений формирования этой готовности – организация проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Согласно ФГОС ООО проектно – исследовательская деятельность является составной частью образовательного процесса. Участие в проектно-исследовательской деятельности и выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС, поэтому прямая обязанность учителя (руководителя проекта) обучить методологии исследования, подготовить учащихся к данной работе.
Итоговый индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Целью педагога – руководителя является создание условий для формирования УУД, развития творческих способностей и логического мышления обучающихся.
В процессе организации исследовательской работы девятиклассников в рамках индивидуального проекта у педагогов возникают следующие трудности:
- низкая мотивация педагога к проектной деятельности (организация работы в условиях большой учебной нагрузки, без учета времени педагога – руководителя проекта);
- незаинтересованность родителей, законных представителей (доля участия очень мала);
- низкая активность и заинтересованность обучающихся (очень сложно шла работа по выбору темы, выдвижению идей);
- недостаточный уровень информационных умений обучающихся;
- проблемы с организацией групповых и индивидуальных консультаций (учащиеся 9-х классов занимаются подготовкой к сдаче ГИА);
неравномерное распределение нагрузки по руководству проектами между учителями-предметниками.
Выбор предмета и руководителя
- ОБЖ – 10 (22%) - физкультура – 8 (18 %)
- технология – 6 (13 %) - литература – 4 (9 %)
- информатика – 3 (6 %) - биология – 2 (4 %)
- русский язык – 2 (4 %) - физика – 2 (4 %)
- химия – 2 (4 %) - география – 2 (4 %)
- история – 2 (4 %) - иностранный язык – 2 (4 %)
Вывод: Решение данных проблем возможно только при систематической работе по совершенствованию организации проектно-исследовательской деятельности. Педагогу необходимо постоянно повышать уровень своего образования, стремиться к реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, способствовать активности родителей при подготовке к защите проектно-исследовательской работы через родительские собрания и индивидуальные беседы.
В процессе выполнения исследовательской работы в рамках проекта с трудностями, проблемами сталкиваются и учащиеся. Диагностика проведена с помощью анкетирования, в которой участвовали 40 человек.
1. Практический результат проекта (продукт) из 40:
- исследовательская работа (анкетирование, наблюдение, интервьюирование) – 22 (55 %)
- наличие эксперимента – 8 (20 %)
- реферат и доклад – все
- презентация, сопровождающая доклад – 39 (95 %)
- учебное пособие (методические рекомендации по теме) – 19 (47 %)
- другое - сумка, комплект подушек «Кошки», светильник «Солнце» (8 %)
Вывод: очевидно недостаточное владение учащимися навыками исследовательской деятельности.
2. Определение степени самостоятельности и активности в процессе выполнения проектно-исследовательской работы.
Вывод: В ходе реализации ПИР на каждом этапе дети отметили, что, в основном, работали в тесном контакте с руководителем проекта, более самостоятельно был выполнен поиск информации, подготовка презентации, сопровождающая доклад, и сама защита проекта. Очень низкий показатель самостоятельности в целом. Огорчает малая доля участия родителей.
3. Характеристика этапов работы
Вывод: Самым интересным для обучающихся в ходе работы назван этап поиска информации, среди неинтересных этапов отмечены – исследование и эксперимент. Возможно, это связано с выбором темы, которая была недостаточно привлекательна. Защита проекта, действительно, представляла для учащихся сложность, дети очень волновались. Видна проблема в выборе самого главного - умении коротко и ясно излагать свои мысли. Были очень хорошие исследовательские проекты, но публичное представление итогов работы было далеко «не блестящим».
4. Психологическое состояние во время работы:
· перегрузки, напряжение -7 - 18 %
· тревожность – 20 – 50 %
· дефицит времени - 13 - 33%
· интерес от открытия новых знаний – 16 – 40 %
Вывод: Уровень тревожности у детей был высоким, но радует, что большая часть опрошенных отметила интерес от открытия новых знаний, то есть были посеяны семена любознательности.
5. Учащиеся о значении проектно-исследовательской работы:
- возможность творческого самовыражения – 15 – 38%
- эмоциональная удовлетворенность – 5 – 13 %
- получение дополнительной оценки по предмету – 12 – 30 %
- подготовка к будущей профессии - 5– 13 %
- возможность расширить круг общения – 1 - 3 %
- желание стать более активным, успешным – 8 - 20 %
Проектно-исследовательская работа, действительно, дает возможность творческого самовыражения, способствует активности и успешности учащихся, поэтому важно, что многие дети это понимают.
6. В какой из областей профессиональной деятельности необходимы навыки исследовательской и проектной деятельности?
а) юридическая - 14 – 35% б) экономическая – 10 - 25 %
в) медицинская - 10 - 25 % г) искусство – 11 – 28%
д) наука - 15 – 38% е) инженерно – техническая – 17 – 43%
ж)другое : во всех областях, для хобби, з) ни в какой - 1- 3 %
Вывод: Обучающиеся прекрасно понимают, что практически в каждой области требуется умение вести проектно-исследовательскую деятельность.
7. Где в дальнейшем возможно применение навыков исследовательской и проектной деятельности?
г) другое - в общении с людьми
Вывод: практически каждый обучающийся понимает, что при дальнейшем обучении ему будут необходимы знания и умения вести проектно-исследовательскую работу.
8. Ваши впечатления от работы: понравилось ли вам заниматься проектом; что именно понравилось, а что нет; ваши пожелания по организации проектной деятельности на следующий учебный год.
Основные пожелания учащихся на следующий учебный год:
- начинать работать над итоговым проектом в 8 классе,
- выделить урок в расписании,
- ознакомить с критериями оценки проекта,
- защиту проекта сделать в середине учебного года.
Представим некоторые высказывания учащихся:
« Мне не понравилось, но это нужно уметь делать»,
«Не очень понравилось, т.к. это было сложно. Много переживаний»,
«Бесполезная трата времени. Где нужен проект, там и научат»,
«Хорошо знать текст. Тему выбирать нужно заранее»,
«Было очень страшно»,
«Выбирать тему, в которой вы уверены, которая интересна вам, а не предложена учителем»,
«При выборе темы нужно выбирать не то, что легче, а что интереснее».
Пути решения проблем на основе полученного опыта:
- для педагогов было бы полезно обучение на специализированных краткосрочных курсах, с возможность погрузиться в данную тему;
- обучающие семинары для знакомства с локальными актами школы: Положением об ПИР и ИИП, обсуждение алгоритма работы над проектом, обмен опытом.
На основе локальных положений возможна эффективная организация проектно-исследовательской деятельности:
- В течение одного учебного года обучающийся обязан выполнить один итоговый проект, начиная с 5 класса - идет систематическая, планомерная подготовка детей и педагогов.
- Результаты проектно-исследовательской работы могут рассматриваться как дополнительное основание (мотивация учащихся) при зачислении выпускника основной общей школы на избранное им направление профильного обучения в старшей школе.
- Руководитель индивидуального проекта имеет право требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы, обращаться к администрации лицея в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта – у учителя есть рычаг воздействия на недобросовестных учащихся.
- Руководителем проекта могут быть учитель-предметник, классный руководитель; родители обучающихся в роли руководителя проекта будут более заинтересованными в успехе работы своих детей, но для них также было бы полезно обучение по данному вопросу.
Литература
1. Сергеев И.Г.Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 2004.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
Поделиться: