Поиск по сайту

Актуальные проблемы организации и оценивания исследовательской и проектной деятельности в современной школе. Из опыта работы ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга. (По материалам Всероссийского ежегодного проблемного семинара, 23.01.2018)


Развитие исследовательской активности на уроках химии и биологии

Авторcтво: Ведерникова Ольга Васильевна, методист/ научный руководитель, к.ф.н. ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга; Игнатик Юлия Евгеньевна, учитель химии ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга; Холина Елена Васильевна, учитель биологии ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга, методист кафедры естественных наук и ИМЦ

Статья посвящена проблеме развития исследовательской активности в условиях культуротворческой школы.   Развитие исследовательской активности – одна из актуальных задач, решаемых учителем при организации исследовательской деятельности в школе. Ее актуальность обусловлена необходимостью воспитания творчески активных, социально зрелых выпускников школ, способных самостоятельно решать жизненные проблемы в условиях изменений в социуме.
 
Трудности в организации исследовательской работы учащихся 9 классов в процессе создания индивидуальных итоговых проектов

Авторcтво: Антипова Татьяна Владимировна, учитель физической культуры ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья посвящена анализу трудностей в организации исследовательской работы учащихся и педагогов. Выпускник школы должен быть готов учиться всю жизнь: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.   Одно из направлений формирования этой готовности – организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. Согласно ФГОС ООО проектно – исследовательская деятельность является составной час­тью образовательного процесса. Участие в проектно-исследовательской деятельности и выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС, поэтому прямая обязанность учителя (руководителя проекта) обучить методологии исследования, подготовить учащихся к данной работе.
 
Организация и оценивание проектно-исследовательской деятельности в курсе ОБЖ лицея на примере военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки

Авторcтво: Летов Сергей Петрович, преподаватель-организатор, учитель ОБЖ ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга

В статье представлен опыт военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки на основе проектной деятельности учащихся. Согласно ФГОС составляющими патриотизма являются  три взаимосвязанных компонента: когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, знания о военном героизме), эмоциональный (наличие чувства гордости и уважения к подвигам героев, любовь к своему родному  краю), деятельностный (способность проявлять себя в поступках, проявлять готовность к защите всего, что связано с Родиной). В соответствии с ФГОС патриотическое воспитание на предметных уроках следует вести на основе системно-деятельностного подхода. В рамках названного подхода военно-патриотическое воспитание учащихся происходит в процессе обучения ОБЖ  через проекты.
 
Исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания

Авторcтво: Маняхина Валентина Борисовна, учитель английского языка ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания школьников и роли педагога, семьи в решении этой проблемы. Педагогов волнует отношение нынешних школьников к своей стране. Педагоги должны призвать юных россиян не забывать о тех, кто отдал свои жизни за Родину, за ее величие или посвятил свои жизни улучшению жизни в России. Исследовательская деятельность учащихся – одно из направлений патриотического воспитания в школе. В этом контексте наиболее приемлемы надпредметные ученические исследовательские работы, которые направлены на исследование конкретных личностно значимых для ученика проблем.        
 
Использование ТРИЗ – технологий для подготовки учащихся начальных классов к проектно-исследовательской деятельности

Авторcтво: Маркина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов ГБОУ лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга, методист ИМЦ Выборгского района

Статья посвящена проблеме подготовки учащихся начальных классов к проектно-исследовательской деятельности на основе использования ТРИЗ – технологий. ТРИЗ создавалась, чтобы заменить те интуитивные «озарения», которые приводят талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, такой стратегией мышления, которая позволяла бы каждому хорошо подготовленному специалисту осознанно и целенаправленно получать такие же результаты. ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию. Раскрытие способностей детей, создание благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий для самосовершенствования – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
 
Подготовка учащихся к научно-практической конференции

Авторcтво: Степанова Екатерина Олеговна, учитель английского языка ГБОУ Лицей № 101Выьоргского района Санкт-Петербурга

В своей статье автор  делится опытом работы по подготовке к научно – практической конференции учащихся, которые пишут научно–исследовательские работы по предмету «английский язык». В настоящее время проектно-исследовательская деятельность учащихся – это требование ФГОС, что предполагает систематическую и целенаправленную работу в этом направлении на основе образовательного маршрута «выбор темы – ученическая конференция», в рамках которого учащийся проходит несколько  этапов в своей подготовке к исследованию.
 
Здоровьесберегающая исследовательская работа на уроках биологии и физической культуры

Авторcтво: Юрина Марина Геннадьевна, заместитель директора, учитель биологии ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга; Пестова Людмила Николаевна, учитель физической культуры ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья посвящена развитию здоровьесберегающего исследовательского поведения учащихся на уроках биологии и физической культуры.   Для повышения уровня  знаний о своем здоровье и здоровом образе жизни необходимо организовать учебный процесс так, чтобы ребенок получал не только знания о ценности здоровья, но и формировал умения размышлять над своим здоровьем, выстраивал свое здоровьесберегающее поведение в условиях выбора здоровый-нездоровый образ жизни. С этой целью для учащихся организуется интегрированная здоровьесберегающая исследовательская деятельность на уроках биологии и физической культуры.