Поиск по сайту

«Реформы управления Петра I». Методическая разработка урока в 8 классе.


Авторcтво: Ильницкий Анатолий Дмитриевич, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга


Настоящая разработка выполнена на основе требований ФГОС и его методологической основы – системно-деятельностного подхода. Его сущность – формирование личности ученика и его развитие происходит, в первую очередь, в процессе его самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Это оптимальный путь к достижению высоких результатов образовательной деятельности - личностных, метапредметных и предметных, а формирование УУД происходит в контексте усвоения одной из сложных тем курса истории Отечества – Петровские преобразования.

На данном уроке активно используется методика работы учащихся с документами, высказываниями историков о тех или иных преобразованиях. Учащиеся имеют возможность аргументированно ответить на поставленные вопросы, сделать соответствующие выводы, связать знания, полученные из документов с уже имеющимися, полученными при изучении предыдущих тем курса, а также исторического периода, предшествовавшего Петру I, связать новый материал с ранее изученным. Этому же способствует и викторина, предложенная учащимся в первой части урока, вопросы к которой составлены с целью повторения и закрепления изученного. Включение материалов краеведения актуализирует содержание урока.

История 8 класс

УМК: «История России»: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева, 2016 г.

Уровень обучения – базовый.

Тема урока «Реформы управления Петра I»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час

Место урока в системе уроков по теме: шестой урок по главе I «Россия в эпоху преобразований Петра I»

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I России.

Задачи урока:

Предметные:

  - создать условия для осмысления и систематизации информации по содержанию реформ Петра I;

- достичь понимания их исторического значения;

- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации.

Метапредметные:

 - формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать в соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать;

 - выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников;

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать свое мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;

 - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, карте;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь аргументировано отвечать на вопросы;

- искать информацию в нескольких источниках.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся должны:

- объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований;

- характеризовать важнейшие преобразования Петра I;

- использовать текст Табели о рангах для характеристики социальной политики власти;

- давать оценку итогов социальной политики Петра I;

- оценивать реформаторскую деятельность Петра I.

Личностные:

Учащиеся должны:

- осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- осознавать свою идентичность как гражданина страны;

- проявлять толерантность.

Метапредметные:

Учащиеся должны:

- использовать различные источники исторической информации;

- анализировать и обобщать факты;

- обосновывать выводы;

- осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с соучениками.

Техническое обеспечение урока - проектор, экран, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 3-4).

Содержание урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация пройденного материала.

На прошлом уроке мы рассматривали тему «Великая Северная война 1700-1721 гг.», давайте проверим, как вы усвоили данную тему и проведем небольшую викторину.

а) Викторина (Слайды 2-22) (Приложение №2 – Ответы на задания викторины)

б) Проверка выполнения дополнительного задания на выбор.

3.Введение в тему урока, целеполагание.

Учитель зачитывает строки о Петре I:

"Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двинулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля"

А.С. Пушкин

О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? (О Петре 1 и его реформах, преобразованиях?)

Какие словосочетания подойдут для формирования темы нашего урока? (Реформа, модернизация, преобразования)

«Реформы управления Петра I» (Слайд 1).

Какие цели поставим на урок?

Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований – так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого.

Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке.

План урока: (Слайд 23)

1.      Создание сената и коллегий

2.      Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3.      Реформа местного управления.

4.      Изучение нового материала.

Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I?

Попробуйте сформулировать причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления).

Работа учащихся с раздаточным материалом в группах.

Группа 1.Сенат (Приложение 3. Документ №1)

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и ответьте на вопросы

- Построение схемы (Слайд 24)

Группа 2. Коллегии (Приложение 3 Документ №2).

- Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

- Построение схемы (Слайд 25, 26)

Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (Приложение 3 Документ №3)

- Прочитайте документ и ответьте на вопросы (Слайд 27)

Группа 4. Административная реформа (Слайд 28)

- Что нового появилось в административно-территориальном делении страны.

- Дополните свои знания данными учебника (с.36-38) и на их основе постройте схему местного управления

- Построение схемы государственного устройства при Петре I (Слайд 29)

- Каковы итоги реформ Петра I? (Слайд 30-31)

Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.

5.      Закрепление.

Самостоятельная работа

1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (Раздаточный материал – Приложение 4) - Взаимопроверка.

2. Заполните таблицу (Приложение 4).

6.      Подведение итогов урока

1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.

Что Вы сегодня узнали нового?

Какая сегодня стояла перед нами цель?

Добились ли мы ее?

Какую проблему мы решали в течение урока?

2 . Оценки за работу на уроке.

Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. Кто хотел бы внести коррективы?

7.      Рефлексия. Незаконченная фраза

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я получил от этого урока…

Было трудно…

Мои ощущения…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

  1. Домашнее задание

- §5.

- *Используя материалы Интернета, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите ее цель и задачи.


Источники и литература:

  1. Андерсон М. С. Петр Великий. // Ростов- на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. — 352 с.
  2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. // Л.: Ленинград, 1989. — 496 с.
  3. Баггер Ханс Реформы Петра Великого // М.: Прогресс, 1985. – 200 с.
  4. Князьков С Время Петра Великого // (Репринтное издание 1909 г.)
  5. М.: «Планета», 1991.
  6. Павленко Н.И. Петр Великий. // М.: Мысль, 1990. – 591 с.
  7. Серов Д. О. Администрация Петра I. // М.: ОГИ, 2008. – 288 с.
  8. Чистякова С А История Петра Великого // Типография М.О. Вольфа (СПб), 1875. – 622 с.

Дополнительные материалы к уроку:

  1. Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс. М.: Просвещение, 2015. С. 38-43
  2. История России. Хрестоматия 6-11 класс. В 2-х частях. Часть 1. Электронная форма. М.: Просвещение, 2015.

  3. Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4



Поделиться: