Авторcтво: Ильницкий Анатолий Дмитриевич, методист ГБУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Настоящая разработка выполнена на основе требований ФГОС и его методологической основы – системно-деятельностного подхода. Его сущность – формирование личности ученика и его развитие происходит, в первую очередь, в процессе его самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Это оптимальный путь к достижению высоких результатов образовательной деятельности - личностных, метапредметных и предметных, а формирование УУД происходит в контексте усвоения одной из сложных тем курса истории Отечества – Петровские преобразования.
На данном уроке активно используется методика работы учащихся с документами, высказываниями историков о тех или иных преобразованиях. Учащиеся имеют возможность аргументированно ответить на поставленные вопросы, сделать соответствующие выводы, связать знания, полученные из документов с уже имеющимися, полученными при изучении предыдущих тем курса, а также исторического периода, предшествовавшего Петру I, связать новый материал с ранее изученным. Этому же способствует и викторина, предложенная учащимся в первой части урока, вопросы к которой составлены с целью повторения и закрепления изученного. Включение материалов краеведения актуализирует содержание урока.
История 8 класс
УМК: «История России»: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева, 2016 г.
Уровень обучения – базовый.
Тема урока «Реформы управления Петра I»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час
Место урока в системе уроков по теме: шестой урок по главе I «Россия в эпоху преобразований Петра I»
Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I России.
Задачи урока:
Предметные:
- создать условия для осмысления и систематизации информации по содержанию реформ Петра I;
- достичь понимания их исторического значения;
- продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации.
Метапредметные:
- формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать в соответствии с планом;
- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать;
- выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников;
- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать свое мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, карте;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь аргументировано отвечать на вопросы;
- искать информацию в нескольких источниках.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся должны:
- объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований;
- характеризовать важнейшие преобразования Петра I;
- использовать текст Табели о рангах для характеристики социальной политики власти;
- давать оценку итогов социальной политики Петра I;
- оценивать реформаторскую деятельность Петра I.
Личностные:
Учащиеся должны:
- осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
- осознавать свою идентичность как гражданина страны;
- проявлять толерантность.
Метапредметные:
Учащиеся должны:
- использовать различные источники исторической информации;
- анализировать и обобщать факты;
- обосновывать выводы;
- осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с соучениками.
Техническое обеспечение урока - проектор, экран, компьютер.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 3-4).
Содержание урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация пройденного материала.
На прошлом уроке мы рассматривали тему «Великая Северная война 1700-1721 гг.», давайте проверим, как вы усвоили данную тему и проведем небольшую викторину.
а) Викторина (Слайды 2-22) (Приложение №2 – Ответы на задания викторины)
б) Проверка выполнения дополнительного задания на выбор.
3.Введение в тему урока, целеполагание.
Учитель зачитывает строки о Петре I:
"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля"
А.С. Пушкин
О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? (О Петре 1 и его реформах, преобразованиях?)
Какие словосочетания подойдут для формирования темы нашего урока? (Реформа, модернизация, преобразования)
«Реформы управления Петра I» (Слайд 1).
Какие цели поставим на урок?
Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований – так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого.
Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке.
План урока: (Слайд 23)
1. Создание сената и коллегий
2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3. Реформа местного управления.
4. Изучение нового материала.
Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I?
Попробуйте сформулировать причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления).
Работа учащихся с раздаточным материалом в группах.
Группа 1.Сенат (Приложение 3. Документ №1)
- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьева и ответьте на вопросы
- Построение схемы (Слайд 24)
Группа 2. Коллегии (Приложение 3 Документ №2).
- Прочитайте отрывок из Полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.
- Построение схемы (Слайд 25, 26)
Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (Приложение 3 Документ №3)
- Прочитайте документ и ответьте на вопросы (Слайд 27)
Группа 4. Административная реформа (Слайд 28)
- Что нового появилось в административно-территориальном делении страны.
- Дополните свои знания данными учебника (с.36-38) и на их основе постройте схему местного управления
- Построение схемы государственного устройства при Петре I (Слайд 29)
- Каковы итоги реформ Петра I? (Слайд 30-31)
Вернемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
5. Закрепление.
Самостоятельная работа
1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (Раздаточный материал – Приложение 4) - Взаимопроверка.
2. Заполните таблицу (Приложение 4).
6. Подведение итогов урока
1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.
Что Вы сегодня узнали нового?
Какая сегодня стояла перед нами цель?
Добились ли мы ее?
Какую проблему мы решали в течение урока?
2 . Оценки за работу на уроке.
Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. Кто хотел бы внести коррективы?
7. Рефлексия. Незаконченная фраза
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я чувствовал…
Я думал…
Я получил от этого урока…
Было трудно…
Мои ощущения…
Урок навел меня на размышление…
Над этим мне надо еще поработать…
Я недоволен потому, что…
- Домашнее задание
- §5.
- *Используя материалы Интернета, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите ее цель и задачи.
Источники и литература:
- Андерсон М. С. Петр Великий. // Ростов- на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. — 352 с.
- Анисимов Е.В. Время петровских реформ. // Л.: Ленинград, 1989. — 496 с.
- Баггер Ханс Реформы Петра Великого // М.: Прогресс, 1985. – 200 с.
- Князьков С Время Петра Великого // (Репринтное издание 1909 г.)
- М.: «Планета», 1991.
- Павленко Н.И. Петр Великий. // М.: Мысль, 1990. – 591 с.
- Серов Д. О. Администрация Петра I. // М.: ОГИ, 2008. – 288 с.
- Чистякова С А История Петра Великого // Типография М.О. Вольфа (СПб), 1875. – 622 с.
Дополнительные материалы к уроку:
- Журавлева О.Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс. М.: Просвещение, 2015. С. 38-43
- История России. Хрестоматия 6-11 класс. В 2-х частях. Часть 1. Электронная форма. М.: Просвещение, 2015.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Поделиться: