Поиск по сайту

Современные подходы к диагностике речевых нарушений


Авторcтво: Цыпкина Татьяна Юрьевна, учитель-логопед, методист ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Санкт-Петербурга


Ignoti nulla curatio morbi (Нельзя лечить неузнанную болезнь)

Qui bene interrogat, bene dignoscit; qui bene dignoscit, bene curat (Кто хорошо расспрашивает, хорошо ставит диагноз; кто хорошо ставит диагноз, хорошо лечит)


В России более 200 тысяч детей с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии. Только в Санкт-Петербурге обучается около 10 тысяч детей с проблемами в развитии. Логопедические пункты города обеспечивают помощь более чем 11,0 тысячам учащихся. Однако в образовательных учреждениях обучаются и стихийно интегрированные дети, не проходившие специального обследования. Они не получают специальной квалифицированной помощи, крайне нуждаясь в ней.

Одной из актуальных проблем для школьного обучения является проблема нарушений письменной речи у младших школьников – поскольку и письмо, и чтение из цели начального обучения в дальнейшем превращаются в средство получения знаний учащимися. И от того, насколько грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития, во многом зависит эффективность логопедической работы.

Политика петербургской Школы, отвечая всем современным требованиям, опирается на принципы государственной политики Российской Федерации в области стратегического планирования, в области образования, строится в соответствии с ФЗ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, способствует решению задач, поставленных в законе и значимых, в частности, для коррекционной педагогики, в т.ч.:

· оказание логопедической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявление и устранение потенциальных препятствий к обучению (ст. 42, п.2.4)

·  проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения (ст. 42, п.5).

Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики коррекционной работы.

Актуальность обозначенной проблемы подтверждается множеством современных исследований, многообразием подходов к изучению устной и письменной речи младших школьников, созданием авторских методик диагностики.

Экскурс в исторический аспект проблемы показал, что педагогическая диагностика проводится с незапамятных времен, однако в самостоятельную науку она выделилась лишь во второй половине XX века.

Сам термин «диагностика» употребляется в различных областях знаний: медицине, технике, психологии, практической педагогике, но смысл его различен.

Педагогическая диагностика призвана: во-первых, оптимизировать процесс обучения; во-вторых, определить результаты обучения, поле прогноза; в-третьих, свести к минимуму диагностические ошибки.

Под диагностической деятельностью понимается процесс, в ходе которого с использованием диагностического инструментария или без него, соблюдая необходимые критерии качества, мы наблюдаем за детьми, обрабатываем полученные результаты, что помогает не только установить причины речевого дефекта, но и дать вероятностный прогноз.

Долгое время педагогическая диагностика осуществлялась преимущественно традиционными методами опроса и анализа контрольных заданий, применялось анкетирование. С появлением тестов, определяющих уровень умственного и физического развития ребенка, последовало их активное внедрение. Использовались тесты, определяющие подготовленность ребенка к занятиям в школе, тесты по диагностике навыков чтения, правописания и развития интеллекта. Долгое время тесты публиковались и распространялись без всякой системы.

Первоначально система коррекционной педагогики и здравоохранения в отношении детей с нарушениями речи базировалась на патологоцентрической парадигме: основное внимание уделялось патологии, а не ребенку как индивидуальности, столкнувшейся с теми или иными проблемами на пути своего развития. Современный подход к диагностике и исправлению речевых нарушений у детей связан с комплексным изучением специфики тех или иных отклонений в их развитии и адекватным подбором коррекционных методик, ориентированных прежде всего на личность ребенка с учетом его компенсаторных возможностей.

В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественными показателями, значительно облегчающими оценку получаемых результатов.

Методическое объединение учителей-логопедов ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района два года работало над созданием эффективной методики обследования речевой функции. Необходимость создания новой методики специалистами нашего структурного подразделения была обусловлена недостаточностью печатных тестовых материалов для обследования речи (особенно письменной) младших школьников. В литературе в основном представлены материалы либо по обследованию речи дошкольников, либо по обследованию только устной речи, либо отдельных компонентов речевой функции. Многие методики содержат только качественный анализ данных или большой объем количественных подсчетов.

В основу нашей разработки легли теоретические и практические материалы таких современных авторов как: Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.[8], Грибова О. Е.[4], Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.[6], Зайцева Е.С., Шептунова В.К.[5].

Разработанная нами методика прошла апробацию на школьных логопедических пунктах Выборгского района и показала свою эффективность.

Данная методика представляет собой экспресс-диагностику актуального уровня развития устной и письменной речи детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ. Технология обследования учитывает ведущие принципы анализа речевых нарушений: развития, системности, взаимосвязи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста, принцип качественного и количественного анализа данных и др.

В технологической цепочке логопедического обследования выделяется несколько этапов:

1.Ориентировочный (сбор анамнестических данных: изучение медицинской документации, беседа с родителями, педагогом, психологом…)

2. Диагностический (собственно процедура обследования речи)

3.Аналитический (подсчет баллов, интерпретация полученных данных, оформление речевого профиля, логопедическое заключение)

4. Прогностический (определение образовательно-коррекционного маршрута ребенка, т.е. направлений и организационных форм коррекционной работы)

5. Контрольно-оценочный (оценка динамики речевого развития, степени устойчивости результатов коррекции в ходе повторного обследования и сравнительного анализа результатов первичного и повторного обследований, что дает возможность оценить эффективность коррекционного воздействия)

Цель методики: определение уровня развития устной и письменной речи младших школьников общеобразовательных школ, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

Методика применяется для решения следующих задач:

· выявление актуального уровня развития устной и письменной речи младших школьников;

· оценка степени выраженности нарушений разных сторон речевой функции и получение индивидуальных речевых профилей;

· наблюдение за динамикой речевого развития ребенка и оценка эффективности коррекционного воздействия;

· обобщение полученных данных для группы детей;

·  построение системы групповой и индивидуальной коррекционной работы;

·  использование итогов обследования для составления аналитических справок, при оформлении портфолио профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Особенности методики:

· полнота обследования при незначительных затратах времени

·  доступность и простота применения

·  использование письменных тестов

· соотнесение лексического и грамматического материала с возрастными нормами речи

·  Наличие однородных заданий для исключения влияния случайных причин

Методика включает в себя инструкции для проведения диагностики речи детей, стимульный материал (картинные приложения и письменные тестовые задания), карту обследования речи детей младшего школьного возраста с графиками для составления речевых профилей.

На каждую возрастную группу (1кл., 2кл., 3кл, 4кл.) имеется свой диагностический пакет, разработанный с учетом единых критериев и инструкций и включающий в себя устные и письменные задания по разделам обследования.

Предусмотрено проведение исследования всех компонентов устной речи, всех видов письменной речи и находящихся во взаимосвязи с ними неречевых психических функций.

Исследуемые функции:

·  Сенсомоторное развитие (общая, ручная и речевая моторики, слухо-моторная координация, зрительный гнозис, пространственно-временные представления, просодические компоненты речи, звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова)

· Фонематические процессы (восприятие, анализ, синтез, представления)

· Языковой анализ и синтез на уровне слога, слова, предложения и текста

· Лексико-грамматический строй речи (качество словаря, функции словоизменения и словообразования имен существительных, прилагательных и глаголов)

·  Связная речь (устная и письменная)

·  Чтение

Показатели развития по этим параметрам отражены в графике индивидуального речевого профиля на оси абсцисс (рис.1).

рис.1.JPG

Рис.1

Качественный анализ данных используется наряду с количественным, т.к. качественные различия между нарушением и нормой речевого развития устанавливаются только при сопоставлении количественных показателей. Поэтому неречевые и речевые пробы и тесты оцениваются в баллах, которые фиксируются в графике индивидуального речевого профиля на оси ординат (рис.2).

рис.2.JPG

Рис.2

Балльная система имеет четкую структуру по нисходящему принципу: от 3 (высший балл) до 0 (низший балл). Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки, учитывающие восприимчивость к помощи, способность к логическому переносу, активность в решении поставленных задач. Каждая проба оценивается отдельно, выявленный балл сразу же заносится в таблицу речевой карты, в которой № учетной строки соотносится с № диагностического задания. Затем суммируются баллы за всю серию заданий (рис.3).

рис.3.JPG

Рис.3

На основе суммарных оценок каждой серии выводится общий балл за выполнение всех заданий методики (рис.4)

рис.4.JPG

Рис.4

Так выглядит пример графика речевого профиля второклассника (рис.5)

рис.5.JPG

Рис.5

Черным цветом показана норма речевого развития, красным – уровень речевого развития на начало учебного года, зеленым - данные динамики к концу учебного года.

На основе данных графика можно определить как наиболее несформированный, так и наиболее благополучный компонент речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу. Кроме того, сравнивая графики, построенные по итогам мониторинга на начало и конец учебного года, за разные годы обучения, можно определить степень продвижения ребенка в речевом развитии и оценить эффективность коррекционной работы.

Для определения уровня сформированности речевых функций у учеников 1 классов используются устные речевые пробы. Во 2 классах помимо устных заданий оцениваются письменные работы (списывания, диктанты). В 3-4 классах для диагностики к вышеперечисленному добавляются изложения и письменные тестовые задания.

Серии проб могут быть использованы и самостоятельно для уточнения состояния какой-либо стороны речи.

Речевая карта, разработанная нашими специалистами с учетом вышеизложенного, рассчитана на коррекционную работу с ребенком сроком до 4 лет.

В дальнейшем, на основе полученных сведений можно построить гистограммы или диаграммы, которые позволят определить динамику развития целой коррекционной группы и опять-таки наглядно покажут эффективность работы учителя-логопеда.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что современный подход к диагностике речевых нарушений:

во-первых, определяет важность личностно-ориентированного подхода к ребенку;

во-вторых, требует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, фонематическая, лексическая, грамматическая) зависят одна от другой и обуславливают друг друга, взаимодействуя, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса;

в-третьих, определяет необходимость сочетания качественного и количественного подходов к анализу данных, позволяющего грамотно сформулировать логопедическое заключение, выбрать оптимальную коррекционную методику и дать вероятностный прогноз.



Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

2.Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. «Петербургская школа 2020»

3.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство-Пресс, 2012.

4.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.— М.: Айрис-пресс, 2005.

5. Зайцева Е.С. Шептунова В.К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет. – СПб: КАРО, 2012.

6. Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 2000.

7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб: Образование,1997.

8. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2007.

9. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов— М.: АРКТИ, 2002.


Поделиться: