Поиск по сайту

Школьный музей – исток духовно-нравственного воспитания


Авторcтво: Чибышева Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МКОУ «Слободчиковская ООШ»


     На педагоге лежит огромная ответственность за душу ребенка. Ежедневно он входит в особый детский мир с благими намерениями научить растущего человека жить на Земле, жить в обществе, стремиться к самосовершенствованию, быть грамотным и духовно богатым. Система
образования способна дать и педагогу, и ребенку силы, энергию, компетентность, сводить воедино материальное и духовное, формировать мировоззрение на нравственной основе. «Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности» - писал академик Г.Н. Волков. Эти слова заставляют задуматься о будущем наших детей каждого неравнодушного человека. Нет человека, который бы не помнил того места, где он родился, провел свое детство, куда его тянет спустя много лет. Каждый помнит школу, где прошли детство и юность. Истоки духовного возрождения начинаются, прежде всего, в школе, а значит, велика роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании личности.
    Духовно-нравственное воспитание учащихся - целостный, многосторонний, сложный и важный процесс, ответственность за него лежит на нас, взрослых, прежде всего на родителях и педагогах. Оно заключается в усилении, совершенствовании, самопознании и самореализации духовного «Я» - высшей сущности человека. Духовное развитие – познание мира и, прежде всего самого себя, различение добра и зла. Это развитие «я» как духовного центра, это самоуправление, свобода выбора, возможность самому управлять собой, строить свою жизнь, свою судьбу, опираясь на духовно-нравственные ориентиры. Важно, чтобы новые поколения учеников не забывали прошлое своего родного села, его традиции, культуру, людей, которые жили в этой местности, историю своего родного края. Именно поэтому школьный музей имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения.
   Школьный музей обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине. «Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
    Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно - воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
    Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической работы в школе, мы вправе утверждать, что он является уникальной точкой соприкосновения культуры и образования. Поэтому «музейность» обретает здесь новое качество. Передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется здесь как бесконечный акт творческой реализации и культурного творчества его создателей и «пользователей», к которым относятся: руководитель школьного музея, учащиеся школы, классные руководители, родители. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
     Задачи работы школьного музея:
  - развитие интереса к истории, культуре, быту;
  - развитие интереса к поиску, научно-познавательной деятельности;
  - развитие творческих способностей обучающихся;
  - воспитание бережного отношения к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
  - сохранение исторического наследия и исторической памяти;
  - сохранение лучших традиций школы, села;
  - организация проведения классных часов, викторин, встреч и интересными людьми, экскурсии.
      Ожидаемые результаты:
  - сохранение наследия и использование его в воспитании и формирования личности подрастающего поколения;
  - знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности;
  - школьный музей служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков;
  - духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
  Результатом многолетней работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию наших воспитанников является наш школьный музей.
     Организатором школьного музея в 1968 году была учитель русского языка - Горина Валентина Николаевна. Под руководством этого замечательного педагога ученики нашей школы, я и мои одноклассники, начинали собирать экспонаты по крупинкам. Сначала дети приносили в
школу старинные монеты, бумажные деньги. Постепенно ассортимент расширялся. Первоначально экспонаты находились в классном кабинете Валентины Николаевны, а потом администрация школы выделила маленькое помещение. Дети и взрослое население приносили вещи своих бабушек, прабабушек, дедушек - это вышитые полотенца, скатерти, утюги, лапти, чирки, шабуры, опояски, платья и т. д. Принесли детали ткацкого станка, самопряху, веретена. Эти предметы были сделаны вручную мастерами нашего села. В свое время на ткацком станке обеспечивала жителей деревни половиками Викулова Елизавета Денисовна. В некоторых домах до сих пор пользуются ее искусством.
      Валентина Николаевна с удовольствием рассказывает о том, как в нашем селе проходила осенняя Михайловская ярмарка. Из Викулово, Тевриза и других населенных пунктов тянулись обозы с мукой, солью, сахаром, льном, мочалом, рогожей. Шла бойкая торговля. Для сельских детей это был праздник. Их угощали бубликами, петушками, леденцами. Ярмарка проходила за речкой, напротив школы.
      Гражданская война не обошла наше село стороной. В нашем селе был убит руководитель партизанского движения - Карел Балог. Большой вклад внесла в развитие музея учитель истории Тарасова Галина Ефимовна. Сейчас заведует школьным музеем - Викулова Галина Егоровна. Музей создавался и пополнялся многими поколениями школьников. Мы видим, что все учащиеся, так или иначе, проходили школу музея: в роли экскурсоводов, оформителей, посетителей. Воспитание гордости за свою страну осуществляется путем глубокого изучения истории своего родного края. Через воспитание у детей любви к своему отчему краю, малой родине, формируется у них понимание сопричастности своего родного села, к судьбе всего Отечества, а значит, воспитывается у каждого поколения патриотизм. Боевые биографии, извещения - «похоронки», письма, благодарности раскрывают величие подвигов наших земляков в годы войны. Посещая музей, школьники наглядно убеждаются в том, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки совершали массовые героические подвиги во имя Родины, во имя своего народа. Из нашего села ушло на фронт около 200 человек Они были настоящими патриотами, на которых молодое поколение может равняться, брать с них пример честного служения своей Отчизне. К сожалению, всё меньше и меньше в нашей стране остаётся живых свидетелей той жестокой войны. В нашем селе из жизни в 2013 году ушел из жизни последний ветеран Великой Отечественной войны - Харитонов Иван Васильевич. Поэтому проведение встреч с тружениками тыла ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в горячих точках оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Они в живую беседуют с людьми ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание у детей уважительного отношения к людям, своим телом защищавшим Родину.
     Общаясь и встречаясь с интересными людьми, наши воспитанники овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.
     Сейчас наш школьный музей состоит из двух комнат: В одной из них размещены экспозиции по истории села, школы, церкви, старинная утварь, деньги, одежда. Все экспонаты расставлены на деревянных стеллажах. В музее собран почти полный набор предметов и инструментов, которые показывают едва ли не все крестьянские технологии домашинной эпохи. У нас хранится сверстник нашего Омска - Псалтырь начала 18 века. И еще уникальное открытие - это молодеющая старинная икона. Лик Вседержателя, некогда скрытый серым налетом и трещинами от времени, просветляется. В другой комнате оформлен стенд, посвященный участникам Афганистана и Чечни. Простые мальчики нашего села и выпускники нашей школы: Быков Ф.Д., Горин А.Ю.,Чуприн С.М., Викулов Г.Н. принимали участие в военных
действиях. Что может оставить неизгладимый след в памяти ребенка? Это встреча с этими необыкновенными людьми нашей Родины, когда они очень скромно рассказывают о себе, вспоминают страшные минуты военных действий и потерю своих товарищей. В этой же комнате оформлены стенды, посвященные труженикам тыла, ветеранам педагогического труда, выставка поделок, альбомов выпускников с 1998 года.
     В музее собраны экспонаты, представляющие культурную и историческую ценность. Все экспонаты собраны руками учащихся школы, а подарили им все это жители села. Огромная работа была проделана школьниками и педагогами, чтобы будущее поколение детей могло увидеть раритеты нашего села. Школьники могут взять в руки горн и барабан, чтобы продемонстрировать свое искусство. Собран богатый материал по истории села, колхоза "Рассвет": альбомы, фотодокументы, архивные материалы.
    Хочется сказать большое спасибо тем людям, которые оказали помощь в сборе материалов для музея и пополнили фонд бесценными экспонатами. Их имена останутся в памяти наших воспитанников, и хочется верить, что дети наши будут благодарными потомками. Я, как классный руководитель, очень ценю материалы нашего музея. Мы с ребятами моего класса являемся частыми гостями уютного музея. Проводя классные часы, уроки, мы можем показать не на картинках, а в действительности предметы истории.
    Работа нашего педагогического коллектива нацелена на развитие чувства уважения к русской армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество. Проводим ежегодно военно-спортивный месячник, игру «Зарница», конкурсы «А ну-ка, парни», викторины, организуем встречи с выпускниками нашего села, отслужившими в рядах Российской армии. Наши воспитанники с удовольствием принимают участие в проведении праздников «Рождество Христово», «Пасха», "Масленица". Народный праздник является по своей сути большой, яркой, глубоко
содержательной игрой. И педагог, целенаправленно воздействуя на эмоциональную сферу детей, оставляет в их памяти глубокий след.
    Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге  открытия окружающего мира. Мне думается, что чем раньше дети начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела. Таким образом, музей является одним из эффективных средств духовно- нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности.





Поделиться: