Авторcтво: Сыкеева Людмила Петровна, директор, Смирнова Инга Николаевна, заместитель директора по УВР, Хаперскова Ольга Станиславовна заместитель директора по УВР ГБОУ № 112 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта
положен системно-деятельностный подход, который и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Сегодня нужно осознавать, что ребенок перестал быть объектом обучения и воспитания. На первый план вышли субъект - субъектные отношения. Системно-деятельностный подход становится основополагающим в учебно-воспитательном процессе.
Проектирование – это вид деятельности, удовлетворяющий современного ребенка. Во-первых, благодаря взаимодействию ребенок-ребенок рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся. Взаимодействие ребенок-взрослый осуществляется многопланово: педагог, родители в проектировании могут выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, при проектировании осуществляется совместная деятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.
Освоением проектной деятельности мы начали заниматься в 1996 году. Естественно, что нами предварительно был изучен весь отечественный, пусть и не богатый в то время, опыт проектной деятельности, а также зарубежный опыт наших финских и датских коллег. Изученный опыт, наши собственные поиски, позволили нам не только создать концептуальную модель проектной деятельности в школе, но и найти практические механизмы ее реализации. В коллективной монографии «Школа проектов №112 – от замысла до результата» были обобщены основные достижения школы.
Проектное обучение мы рассматриваем как способ:
· формирования особого типа культуры – проектной культуры;
· развития нового типа мышления учащихся и педагогов;
· установления гуманистического типа отношений между ними;
· самоактуализации и самореализации учащихся и педагогов;
· освоения проектной деятельности субъектами проектирования;
· освоения ценностей культуры и выработки собственных ценностей;
· формирование направленности личности;
· образования и воспитания;
· социализации личности.
Причем все перечисленное относится ко всем субъектам образовательного процесса: и ученикам, и педагогам. Названные способы находятся в сложном взаимодействии, порождают определенные противоречия, затрагивают мотивы и интересы людей.
Организация проектной деятельности способствует формированию навыков социальной коммуникации через овладение умением слушать и слышать, вести диалог, дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, подчинять свое мнение групповому, вести за собой.
Проектное обучение предоставляет возможность учащимся самореализоваться в таких видах деятельности, которые дают осязаемый конечный результат, для выполнения которых необходимо привлекать знания одновременно по большинству изучаемых предметов, попробовать себя в роли организатора, генератора идей, аналитика, критика, проектировщика, иллюстратора и т.д. Только здесь можно получить опыт системного подхода к решению надпредметных и личностных проблем. Проектирование позволяет обучать учащихся решению проблем такого типа, которые в традиционном обучении не встречаются.
Проекты могут быть разными, в том числе:
- социальными и учебными;
- творческими/ ролевыми, исследовательскими, практикоориентированными;
- межпредметными и монопредметными;
- кратко, средне и долгосрочными;
- индивидуальными, парными, групповыми.
Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
Многолетняя работа в области проектной деятельности, более 20 лет, позволила нам свободно перейти на новые стандарты.
В контексте создания условий для перехода на стандарты второго поколения в школе организовано обучение и консультирование учителей, создан методический кабинет, организована научно-исследовательская работа предметных кафедр, разработана система мероприятий по организации и проведению конкурса «Проект года».
Введённый 20 лет назад спецкурс «Основы социального проектирования» нашел свое продолжение в одном из курсов социально-культурного направления внеурочной деятельности.
Формирование проектной культуры происходит при реализации учебного процесса и осуществлении внеурочной деятельности. Глубокое погружение и осознание детьми проектной культуры обеспечивает их участие в «Неделе учебного проектирования», организованной для учеников основной школы.
«Неделя учебного проектирования» - специально организованная учебная деятельность, обеспечивающая погружение участников в решение проблемных вопросов в метапредметном пространстве.
Актуальными, положительно зарекомендовавшими себя, востребованными являются следующие темы учебных проектов:
· Одноактная историческая пьеса
· «Человек – это…»
· «Социально-психологический портрет моей личности»
· «Рынок труда и МЫ»
Более того, это логически связанные между собой, обеспечивающие проектную преемственность разработки.
В целом, в проектную деятельность вовлечено 85% учителей нашей школы, это творческий коллектив педагогов, наиболее активно участвующих в разработке социальных и учебных проектов.
Внедрение ФГОС в основной школе сложно представить без использования проектной деятельности для организации урочной деятельности, также организованной в логике проектирования.
На разработку того или иного учебного проекта по предмету отводится определённое количество часов в календарно-тематическом планировании.
Учитель (руководитель проекта) знакомит обучающихся (разработчиков проекта) с требованиями к выполнению работы и критериями оценки проектов.
Для запуска проекта используется индуктор (презентация, видеофильм и т.п.).
Содержание этапов проектной деятельности от класса к классу расширяется и усложняется. Степень самостоятельности индивидуальной работы вариативна. Первоначально выполняются задания с предварительным и фронтальным разбором, подражая образцу, или по подробным инструкционным карточкам. По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает: ученики работают по общим, не детализированным заданиям, без непосредственного вмешательства учителя. Основой обучения является личностно-ориентированный, активно-деятельностный, комплексный подход в преподавании, использование широкого спектра проблемных, поисковых, исследовательских методов, дизайн-анализ объектов проектной деятельности, различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций.
Описательная часть сдаётся за неделю до защиты на рассмотрение экспертной группы, выбранной из обучающихся класса по критериям доверия.
Введение и реализация ФГОС потребовало пересмотра и изменений в организации образовательного процесса, разработку программ внеурочной деятельности.
Программа «Социальное проектирование», являясь одним из направлений внеурочной деятельности, основана на разработанных школой программе спецкурса для учащихся «Основы социального проектирования», технологии организации конкурса социальных проектов «Проект года» и логике проектирования, которая соединила разработку проекта с освоением теоретической основы процесса проектирования.
Таким образом обеспечивается преемственность между программами урочной и внеурочной деятельности.
Во время занятий по внеурочной деятельности используется следующая логика проектирования:
1. Определение темы проекта.
2. Составление технического задания на проектирование.
3. Утверждение технического задания на научно-методическом совете.
4. Разработка проекта.
5. Промежуточная экспертиза проекта.
6. Продолжение разработки проекта.
7. Презентация проекта.
8. Защита проекта.
9. Рефлексия. Круглый стол по итогам проектирования.
Данная логика проектирования доказала свою эффективность при разработке десятков школьных проектов.
В качестве примера можно привести использование метода проекта учителем технологии нашей школы Анпиловой Светланой Анатольевной, классным руководителем 6 класса. Для организации внеурочной деятельности учитель взял за основу направление «Социальное проектирование», освоение которого было организовано в проектной логике в форме путешествия по островам.
Путешествие началось с острова Идеи и закончилось островом Рефлексия.
Первый остров – это остров Идея. На этом этапе ребята методом «мозгового штурма» определили тему будущего проекта. Сам проект назвали Ералаш «Незабываемые странички школьной жизни».
Дальше курс лёг на остров 6П, на котором поговорили о:
- Проблеме – это противоречивая ситуация, требующая разрешения; Проектировании (планировании); Поиске информации; Продукте; Презентации; Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).
Прибыв на остров Целеполагания, участники проекта решили, что главным продуктом проектирования будет являться театрализованное представление, изготовление поздравительной открытки (картины) в технике квиллинг, с которой познакомились на занятиях по внеурочной деятельности, и так как символом дня рождения является торт, проектировщикам захотелось сделать сюрприз – испечь его к юбилею. (Проект посвятили 80-летнему юбилею школы.)
После острова Целеполагания ребята отправились на остров Разработки. На нём занимались поиском интересных сюжетов о школьной жизни, подбором эскизов для поздравительной открытки (картины).
Найденный материал обсуждали и отбирали все вместе. Некоторые учащиеся составили музыкальные миниатюры с родителями.
Когда материал был подобран, разработчики проекта взяли курс на остров Реализации, где перед ними возникли вполне ожидаемые проблемы:
1. Приобрести материал для открытки, рамку.
2. Как распределить роли.
3. Кто будет готовить музыкальные и танцевальные номера.
4. Кто займется подбором и оформлением материала для презентации.
5. Продумать оформление сцены и декораций.
Чтобы справиться с этими проблемами, было необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и систематизировать материал.
2. Найти минус к музыкальным номерам.
3. Продумать слайды презентации.
4. Обсудить костюмы и их составляющие.
5. Продумать и изготовить поздравительную открытку.
6. Распределить роли и провести репетиции.
7. Провести презентацию проекта.
Для решения проблем и выполнения задач ребята разделились на группы. Распределили роли с учётом желания каждого участника. Обратились к учителю музыки для отработки музыкальных номеров. Родителями была оказана помощь в подборе реквизита, приобретении канцелярских товаров, продуктов для изготовления торта.
Совершая путешествие, необходимо было посетить остров Ресурсы, на котором пополнили корабль кадровыми, материальными и информационными запасами.
Для составления бюджета поплыли к острову Экономика.
В процессе работы освоили технику «квиллинг», познакомились с основами актерского мастерства, приобрели первый опыт кондитерского искусства.
Презентовали проект, подарили картину и угостили весь педагогический коллектив праздничным тортом.
Конечным этапом стала защита проекта, которую провели в форме урока географии, путешествуя по островам.
Умение проектировать позволило ученикам быть успешными в классном коллективе, в конкурсных мероприятиях различного уровня. Всё это дало возможность детям поверить в свои силы, адаптироваться в социуме, расширить круг своих друзей, мир позитивных увлечений.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе и внеурочной деятельности.
Поделиться: