Авторcтво: Макарова Ольга Михайловна, воспитатель ГБДОУ № 113 Санкт-Петербурга |
Давайте вместе Землю украшать
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду.
С самого раннего возраста внимание детей привлекают разнообразные природные явления. Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление. Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.
Одним из важных условий для реализации экологического воспитания является правильная организация развивающей предметной среды. Групповая комната – это помещение для детей, где им всегда интересно. По этой причине в ней можно сформировать коллекции: ракушек, камней, перьев, листьев, семян, орехов и др.. В центре науки поместить небольшую лабораторию, где хранятся оборудования и материалы для опытов и экспериментов.
Живой уголок – прекрасное место для организации наблюдений, в нем находятся комнатные растения, а также небольшой огород, где вместе с детьми сажается лук, морковь, помидоры, перец.
Подбирается дидактический материал: иллюстрации: дикие животные, домашние животные, цветы, деревья, лекарственные растения, птицы, рыбы, насекомые и др.; оформляются экологические знаки «Этого не следует делать в лесу», «Убери за собой, сделай мир чище», «Тише – не шуми», «Бережём красоту» и др.
Создаётся в группе мини-библиотека, в которой есть разнообразные красочные книги – энциклопедии, издания журналов «Юный натуралист», детская художественная и познавательная литература о природе, произведения отечественных классиков Н.Сладкого, Л.Толстого, М.Пришвина, С.Аксакова, В.Зотова и др.
Для формирования представлений о планете Земля, ее важнейших характеристиках (полюса, океаны, моря, континенты и др.), о России, ее столице, своем городе, о посёлке, о главных морях и реках страны подобраны географические пособия: глобус, крупномасштабные карты мира, России. Создаётся вместе с детьми лэпбук. Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую воспитанник собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
В процессе общения с природой через игру у детей формируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни.
Непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с природой даёт возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. Обучение осуществляется разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого природного объекта.
В игровых обучающих ситуациях используются кукольные персонажи: Гном, Буратино, Незнайка, Старичок – Лесовичок, Веснушка. Кукольный персонаж становится непосредственным участником наблюдения или занятия. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому моменту. Занятия планируются с учетом сезона. Каждый сезон длится долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности.
Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсий ребенок наблюдает в естественной обстановке явления природы, сезонные изменения, видит как человек преобразовывает природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.
Преимущество экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде обитания. Экскурсии помогают сформировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии в зеленую зону дают возможность собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению природы. Дети учатся всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у детей глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств.
Для ознакомления дошкольников с природой, для воспитания экологической культуры в работе используются прогулки. Во время прогулок организовываются игры с природным материалом: песком, водой, льдом, снегом, листьями и т.п. прогулки доставляют детям огромную радость и удовольствие от общения с природой. Повседневные наблюдения продумываются заранее, при этом используются разнообразные формы организации этой деятельности (фронтальные, групповые, индивидуальные).
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих процесс наблюдения, является организация в группе уголка природы. Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы продолжаются в течение года. Процесс этот непрерывный, длительный и систематический, в ходе которого дети не только знакомятся с природой, но у них формируются прочные, осознанные знания, трудовые навыки и умения, развивается наблюдательность, усидчивость.
Экологическое образование дошкольников - это процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы воспитателя. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитывала это сама, но и значительное внимание уделяла работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.
Работа с родителями ведётся непрерывно и целенправлено. В группах проводятся родительские собрания по вопросу экологического информирования и воспитания детей, где родителям разъясняется, какая работа по данной теме проводится в группе, о том, какую роль в развитии личности ребенка, нравственном его воспитании играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, о пользе экскурсий, об участии родителей в этом процессе.
Экологическую информацию родители получают в уголке для родителей, на родительских собраниях, консультациях, во время индивидуальных бесед.
Родители принимают активное участие в разных формах совместной деятельности:
- фотовыставки;
- изготовление рукописных альбомов «Овощи, фрукты – полезные продукты», «Лекарственные растения нашего края»;
- оснащение уголков природы, центра науки;
- сбор коллекций природного материала;
- изготовление поделок;
- участие в акциях «Елочка – зеленая иголочка», «Посади дерево!», «Поможем птицам!».
- совместные походы в зеленую зону;
- помощь в создании библиотеки;
- посещение занятий познавательного характера.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, мы проводим анкетирование.
• Что такое экология?
• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
• Посадили ли Вы дерево?
• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
• Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Ответы родителей помогут выявить увлечения взрослых и детей, обозначат проблемы, требующие педагогической помощи, и лягут в основу создания книги "Природа и мы", с которой может познакомиться каждая семья.
Постоянно стараемся находить новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Поделиться: