Авторcтво: Герасимова Екатерина Николаевна, учитель ОРКСЭ, педагог-организатор ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Сегодня главной задачей образования является воспитание гражданина. Одно из направлений гражданского воспитания - патриотическое воспитание. Поиск путей патриотического воспитания представляет собой сложную и актуальную задачу. В обществе усиливаются социальное расслоение и социальная напряженность, продолжаются межэтнические и межконфессиональные конфликты, являющиеся прямой угрозой целостности страны. По этой причине особую значимость приобретают ценности, определяющие духовное единство народа, - любовь к России, малой родине, своему народу, семье, родной природе, уважение к родному языку, памяти предков, каждой странице нашей отечественной истории, самобытной культуре народов России, многонациональной культуре, служение Отечеству. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно воспитываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. В патриотизме народа – сила государства. Любому обществу нужны мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
Дадим определения понятиям «патриотизм» и «патриотическое воспитание», заимствованные из разных толковых словарей русского языка:
Патриотизм (от греческого patris) – родина, отечество и преданность своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой, достижениями, проблемами.
Патриотизм - это формирование гражданской позиции и потребности в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству.
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Вопросы патриотического воспитания рассматривались педагогами 19 века, педагогами-новаторами 20 века. К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». [2,с.118-119] В педагогической теории В.А. Сухомлинского понятие «родина» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. … Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье»/ [5,с.14] В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов»/ [4, с. 109] В России возрождается система патриотического воспитания детей и подростков. Работа данного направления взята под государственный контроль. Нормативно-правовой основой патриотического воспитания является федеральный закон «Об образовании в РФ»; патриотическое воспитание - методологическая основа ФГОС нового поколения. [1,3,6,7] Среди ключевых личностных компетенций в стандарте - способность и готовность к проявлению патриотизма.
Патриотические чувства не возникают у людей сами по себе. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – это все формирует патриотизм. В ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района для создания соответствующей образовательной среды разработана и реализуется Программа патриотического воспитания, интегрирующая урочную и внеурочную деятельность.
Задачи патриотического воспитания в лицее:
§ Воспитание уважительного отношения к русскому языку как государственному, языку межнационального общения.
§ Формирование ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
§ Формирование представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
§ Изучение литературы о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов.
§ Формирование интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины.
§ Развитие стремления активно участвовать в делах класса, лицея, семьи, воспитание любви к своему городу, малой Родине, народу России.
§ Воспитание уважения к защитникам Отечества.
Направления деятельности:
- развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
- изучение государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;
- проведение мероприятий патриотической направленности;
- увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
- реализация практико-ориентированных проектов патриотической тематики;
- проведение военно-спортивных игр.
Ожидаемые результаты:
- положительная динамика роста патриотизма и интернационализма;
- обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного развития;
- появление чувства ответственности за могущество Родины, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.
Для успешного осуществления патриотического воспитания ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района располагает достаточной материально-технической и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
· школьный музей «Звездный мемориал»;
· кафедра гуманитарных дисциплин (учителей русского языка, литературы, истории, обществознания, музыкального и изобразительного искусства);
· методическое объединение по воспитательной работе в лице зам. директора по ВР, классных руководителей;
· кружок «Общественно-политический клуб»;
· ученическое самоуправление;
· компьютерный класс;
· библиотека, в которой есть интернет-зал;
· сотрудничество с городской библиотекой, ДДТ «Союз», ДДЮТ «Олимп», военно-патриотическими организациями «Петербургские кадеты», «Голубые береты», Клубом кавалеров ордена А. Невского, с Военной академией связи им. маршала Советского Союза С.М. Буденного, Военно-космической академией им. А.Ф. Можайского, с воинской частью.
Формы значимых и интересных мероприятий, мотивирующих проявление патриотических чувств:
· проведение тематических классных часов, Минуты молчания, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны;
· продолжение работы по пополнению «Книги памяти»;
· проведение фестиваля военной песни;
· участие учащихся Лицея в конкурсах и викторинах о войне, посещение тематических экскурсий школьного музея «Звездный мемориал»;
· проведение военно-патриотических акций города и Ленинградской области (акция «Бессмертный полк», торжественно-траурная церемония возложения венков и цветов на мемориальном кладбище воинов — авиаторов в парке Сосновка Выборгского района);
· подготовка и проведение мероприятий патриотической направленности в рамках памятных исторических дат;
· проведение встреч учащихся с видными деятелями науки, культуры Санкт-Петербурга, России, ветеранами войны и труда, Героями России (рубрика «Открытая трибуна»);
· проведение конкурса газет, защита проектов по патриотической проблематике;
· проведение серии диспутов по вопросам ценностного отношения к конкретным фактам и событиям отечественной истории, современной жизни российского общества;
· развитие договорных отношений с учреждениями Санкт-Петербурга, ведущими работу в направлении патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в армии;
· внедрение в программу соревнований лицея военно-патриотических видов спорта и упражнений;
· развитие связей с военными академиями, университетами, институтами, Суворовскими и Нахимовскими училищами, кадетскими корпусами Санкт-Петербурга, проведение совместных мероприятий;
· проведение концертов творческих коллективов лицея для ветеранов войны и труда района, участие их в конкурсах патриотической песни;
· участие лицеистов в районных, городских военно-спортивных играх и состязаниях;
· проведение походов по местам боев, посещение военно-исторических музеев Санкт-Петербурга, участие в обустройствах захоронений и могил воинов Великой Отечественной войны;
· восстановление уважения к государственным символам (герб, флаг, гимн)- геральдическое описание, история создания, принятия;
· совместная педагогическая деятельность семьи и Лицея (посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны);
· проведение заседаний кафедры гуманитарного цикла по повышению роли предметов кафедры в системе патриотического воспитания учащихся.
Патриотическое воспитание в лицее ориентировано не столько на накопление суммы знаний, сколько на личностное развитие учащихся в процессе их собственной деятельности. Именно деятельностный подход позволяет педагогам, воспитателям наиболее успешно реализовать программу патриотического воспитания. Необходимо развивать в детях чувство граждан своей страны, которые не только умеют ценить духовные и культурные ценности, но и стремятся их приумножать своим трудом и участием. Самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа. Любовь к Родине начинается с деятельной любви к школе, району, родному городу. Поэтому учащиеся лицея активно участвуют в городских, районных, школьных мероприятиях. Приведем в пример наиболее яркие события 2015-2016 учебного года:
В честь 70 - летия Победы в Великой Отечественной войне реализован лицейский практико-ориентированный проект «Вспомним всех поименно…». В этом проекте участвовали 30 классных коллективов (или 840 учащихся) лицея, которые разработали мини-проекты о жизни героев Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Выборгского района Санкт-Петербурга. В рамках проекта прошел конкурс чтецов «Подвиг отцов» среди учащихся начальной, основной и старшей школы. Все 33 классных коллектива выставили представителей на этот конкурс. Также был проведен фестиваль военной песни «Песни опаленные войной», «Эхо войны в моей семье». В нем приняли участие 32 класса или 878 учащихся.
В акции памяти «Бессмертный полк» приняли участие 21учащихся. Впервые в этом году учащиеся нашего лицея Авдеева Алина(8фм 1), Ткаченко Данил(8фм 1), Леонтьев Вадим(9фм) участвовали в Почетном карауле у Памятника Победы на Московской площади.
В совместных с РОО «Петербургские кадеты» в мероприятиях участвовало 214 человек. Победителями конкурсов и состязаний этой организации стали 8 человек (9фм, 10ен, 11ен). Совместно с этой организацией проведены экскурсии и интерактивные военно-исторические игры «Венец боевой славы ратных подвигов Святого Благоверного Великого князя Александра Невского на Северо-Западе России»(10 фм), «Города воинской славы России - оплот героической защиты города-героя Ленинграда »(11фм).
В рамках сотрудничества с Военной академией связи им. маршала Советского Союза С.М. Буденного, Военно-космической академией им. А.Ф. Можайского в общих мероприятиях участвовало122 человека, с военно-патриотическим клубом «Голубые береты» - 64 человека. Совместно с Клубом кавалеров ордена А. Невского организована поисковая работа по увековечиванию памяти героев защиты города-героя Ленинграда (9фм, 10 фм и ен классы), встречи с ветеранами - защитниками Отечества.
Проблема патриотического воспитания рассматривается в лицее в контексте культуротворческого подхода: предметные срезы «Мы славяне», «Фестиваль народов России». Большой потенциал для патриотического воспитания содержат уроки литературы, истории, искусства. Огромное эмоциональное влияние на развитие мотивационной сферы учащихся оказывают уроки изучения русской литературы, пронизанной идеями патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.). Уроки литературы, истории, искусства не проходят без изучения достойных личностей. Патриотическое воспитание на этих уроках осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян – прекрасных иллюстрациях для подражания.
Раскрывая подвиги героев, учителя подводят учащихся к осознанию, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Представляя образцы, шедевры народного и авторского многонационального искусства, педагоги воспитывают убеждение в талантливости российского народа.
В лицее существует большое разнообразие направлений, по которым работают педагоги дополнительного образования. Среди направлений, способствующих формированию патриотических качеств личности школьника, можно выделить: художественно-эстетическое; научно–техническое; эколого-биологическое; спортивно-оздоровительное; туристско-краеведческое. В процессе занятий в различных кружках и секциях учащиеся становятся активными участниками разных видов деятельности патриотической направленности.
Патриотизм в такой большой, многонациональной стране, как Россия, имеет большое значение. Воспитание патриотизма составляет основу её социальной стабильности и прогрессивного развития в будущем.
Литература
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, 2011.
2.Гончаров Н.Н. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М., 1974.
3.Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. - С. 308-311. - С.308.
4.Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. - М., 1998. 5.Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М., 1980.
6.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - Ф3. « Об образовании в Российской Федерации». - М.: УЦ Перспектива, 2013.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
Поделиться: