Авторcтво: Попова Елена Генриховна, учитель русского языка и литературы ГБОУ № 33 для слабослышащих детей Санкт-Петербурга |
Современное общество ставит перед общеобразовательной и специальной школой задачи, решение которых должно обеспечить подрастающему поколению возможность стать образованными, активными участниками взрослой жизни, умеющими находить нестандартные решения проблем, реализуя личностный потенциал. Среди множества проблем, связанных с этим социальным заказом, на одно из первых мест выдвигается необходимость создания оптимальных условий для успешного усвоения знаний и развития творческих способностей учащихся [1].
Профессиональное назначение сурдопедагога состоит в организации процесса формирования личности, т. е. жизни ребенка с нарушением слуха, как постоянного восхождения к культуре, чтобы в ходе такого взаимодействия достигалось максимальное развитие его личности, и он входил в социальную жизнь на уровне данного развития.
Своеобразие речевого и общего развития слабослышащих детей, ограниченность их языкового общения с окружающими, особенности познавательной (мышления, памяти, внимания, воображения) и эмоциональной сферы не позволяют школьникам с нарушением слуха в полной мере использовать то культурное наследие мировых цивилизаций, которое сосредоточено в многочисленных музеях Санкт-Петербурга. Решение проблемы для современного специального образования, на наш взгляд, может реализоваться через следующие методические положения:
- интеграция тем предметов гуманитарного цикла;
- введение в учебный процесс новых образовательных программ и технологий обучения;
- актуализация и интерпретация историко-культурного наследия страны, мира;
- реализация творческих потребностей и формирование у слабослышащих школьников нового уровня коммуникативной культуры.
Такой подход позволяет рассматривать музей и школу как партнеров, способных осуществлять комплексное воздействие на способы усвоения слабослышащими учащимися опыта, накопленного всем ходом истории.
Сегодня музейная педагогика органически входит в практику специальной школы. На базе школы-интерната № 33 для слабослышащих детей в рамках уроков развития речи совместно с Государственным Эрмитажем разработана интегрированная музейно-образовательная программа для учащихся 6-11 классов.
Размышляя над вопросом интегрированного обучения, Н. Н. Светловская определяет термин «интеграция» в методике как «создание нового целого на основе однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т. д.), а затем приспособление их частей и их объединение в несу шествовавший ранее монолит особого качества» [2, с. 22]. Педагогическая практика показывает, что широкая интеграционная модель обучения в школе для слабослышащих детей непродуктивна, так как не может дать ученикам прочных и системных знаний. Интеграция предполагает наличие у школьников определенной базы знаний и умений и строится в рамках какого-то одного ведущего специального предмета. В данном случае - это урок развития речи, на котором используются элементы интегрированного взаимодействия уроков литературы, истории, истории и культуры Санкт-Петербурга. Предлагаемая нами музейно-образовательная программа направлена на решение следующих задач:
- развитие познавательной и эмоциональной сфер школьников с нарушением слуха;
- развитие художественно-творческих и коммуникативных способностей детей с проблемами в развитии.
В программе сочетаются два направления: ориентация учащихся на приобретение и осмысление историко-литературных знаний и практическое овладение умениями построения высказывания.
Тематическое планирование уроков развития речи разрабатывается учителем русского языка и литературы в соответствии с содержанием музейных занятий «Наш Эрмитаж». В методике уроков ведущей является содержательная сторона. Формирование знаний, умений и навыков выступает средством развития личности каждого ребенка с нарушением слуха. Реализация художественно-творческих потребностей и способностей детей осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время.
Разработанная нами музейно-образовательная программа включает три этапа:
I этап (5-7 классы) - приобретение историко-литературных знаний, умений и навыков, а также развитие познавательной и эмоциональной сфер слабослышащих школьников посредством игры с музейными предметами (тема «История Древнего мира»);
II этап (8-9 классы) - развитие ассоциативно-рефлекторных связей посредством восприятия музейных предметов и памятников и собственной оценкой увиденного (тема «Русское искусство»);
III этап (10-11 классы) - развитие литературно-творческой деятельности слабослышащих школьников на основе изучения историко-культурного, информационного, интеллектуального потенциала государственных и общественных музеев (тема «Музейные фонды»).
Важное место в музейно-образовательной программе мы отводим позиции педагога. Он создает условия для познавательной деятельности слабослышащего ребенка, организует его общение с предметным миром культуры на уроках и на внеклассных занятиях, содействует развитию творческих способностей и формированию культурных потребностей, оценивает личное творчество ученика.
Обратимся к конкретному примеру. Музейно-образовательная программа в 6-м классе включает знакомство слабослышащих учеников с различными типами речи - повествование, описание, рассуждение. В залах «Древнего мира» Эрмитажа шестиклассники учатся описывать музейные предметы. Каждый ученик выбирает предмет (ушебти, фигурки надсмотрщика, бога Тота, богини кошки Басет или царицы Клеопатры, сосуд, изображение «Книги мертвых», саркофаг, пирамиды), который ему больше всего понравился.
На занятии ребята имеют возможность уточнить у педагога школьного центра Эрмитажа историю предмета, спросить, как он попал в музей, сколько ему лет, кто привез его в коллекцию. Потом школьники знакомятся с информацией на стендах и делают записи в дневниках. Рассматривание, изучение и оценка предмета пробуждают у слабослышащих школьников эмоциональные отклики и впечатления, формируют самостоятельность суждений. Развитие творческого потенциала личности, с нашей точки зрения, осуществляется именно через эмоциональный аспект. Поэтому для нас важным на этом занятии становится не выполняемое ребенком задание, а его эмоциональное отношение к заданию, которое принимается нами как проявление индивидуальности.
После посещения музея на уроках развития речи ребята занимаются предметно-практической деятельностью, в ходе которой они становятся не сторонними наблюдателями, а заинтересованными исследователями. Школьники лепят предметы и фигурки из художественного пластилина. Во время лепки уточняется лексика, отрабатывается структура фраз. Дневниковые записи помогают учащимся отбирать наиболее интересные факты, грамотно выражать свои мысли и правильно оформлять речевое высказывание.
Обучая школьников конструированию самостоятельных связных высказываний, важно правильно продумать формы, объем, содержание оказываемой им помощи. Ученикам, имеющим довольно высокий уровень развития речи, достаточно только плана и опорных слов, а детям со сниженным уровнем речевого развития необходимо видеть перед собой образцы начала каждого предложения, а иногда почти готовый текст, но все же с пропущенными ключевыми словами. Приведем наиболее интересные работы учащихся.
«"Книга мертвых" стала путеводителем для духа умершего по загробному миру. В книге старались показать все, что надо будет человеку в загробном мире». (Аня Р.)
«В гробницах Среднего и Нового царств и особенно позднего времени археологи находят фигурки с мотыгами в руках, т. е. ушебти. Слово "ушебти" в переводе с древнегреческого языка означает ответчик. На фигурках писали текст так называемой формулы ушебти, по которой надо заменить умершего на царских работах, например, перетаскивая песок с восточного берега Нила на западный». (Алена К.)
На основе самостоятельно составленных высказываний о своих предметах ученики выполняют творческое задание - разрабатывают экскурсию по залам «Древнего мира», которую проводят в Эрмитаже для одноклассников. Каждый ученик может побывать в роли экскурсовода. От ребенка требуется не запоминание всего, а понимание материала и эмоционально-нравственная оценка.
Некоторые дети стесняются и в силу своего речевого недоразвития не могут выступить сразу в роли экскурсовода, объясняя, что им трудно или не хочется. Таким детям требуется оказание эмоциональной поддержки со стороны взрослых, поэтому при проведении занятий исключается всякая критика личности и деятельности детей, принимаются и выслушиваются все высказывания школьников.
Творческая деятельность слабослышащих школьников может осуществляться в сотрудничестве со взрослыми, в совместном поиске при условии, что ребенок не получает готовых знаний, а напрягает свой ум. Даже при минимальном участии в совместной деятельности он чувствует себя соавтором в решении поставленных задач. Прекрасным подтверждением этому стало участие наших воспитанников в Молодежном фестивале «Дни классики-2008», организованным в апреле Государственным Эрмитажем при участии общеобразовательных, музыкальных и художественных школ. Впервые наравне со слышащими сверстниками в нем участвовали слабослышащие дети.
По специально разработанной школьным центом Эрмитажа программе учащиеся 7-го и 11-го классов попробовали себя в роли греческих скульпторов и гончаров. После фестиваля ребята делились своими впечатлениями в мини-сочинениях: «…Впервые в своей жизни я пробовала работать руками на гончарном круге. Это было очень интересно. Когда я видела, как работают другие, то очень переживала, что у меня не получится. Но когда мастер взял мои руки, я успокоилась и поняла, что обязательно у меня получится. Об этом празднике я рассказала дома маме. Она сказала, что это здорово, потому что такие праздники объединяют людей и делают мир добрее» (Алена К.)
Работа с опорой на творчество помогает полнее и ярче раскрыться потенциальным возможностям слабослышащего ученика, формирует речевое общение, воспитывает у него веру в свои силы.
Литература
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. - М., Просвещение, 2006.
-
Светловская Н. И. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении // Начальная школа. - 1990. - № 5.
Приложения
- "Итальянский карнавал в Эрмитаже"
- "Эрмитаж"
- "Эрмитаж - 2"
Поделиться: