Авторcтво: Кокарева Анна Александровна, педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД Дом детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга |
Технология проектного обучения — это технология, при которой не даются готовые знания, а используется метод защиты проектов. Такое обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но, в большей мере, сам процесс.
Метод проектов является одной из технологий личностно-ориентированного обучения и не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта и тп.
Проектная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков и адекватной самооценки детей. В ходе проектной деятельности дети приобретают опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов.
Проекты по доминирующему в них методу делятся на типы:
· исследовательские
· информационные
· творческие
· игровые
· практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
· личностные
· парные
· групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
· краткосрочными
· средней продолжительности
· долгосрочные, если они решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время.
Цель творческого проекта «Кукольный спектакль «Честным пирком, да за свадебку»: знакомство с традициями свадебного обряда Унечского района Брянской области на примере кукольного спектакля.
Задачи проекта:
Обучающие: уметь выполнять из картона реквизит для кукольного спектакля; Развивающие: развивать творческое мышление, самостоятельность обучающихся;
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к мнению других;
воспитывать бережное отношение к народной культуре.
Каждый проект проходит определенные этапы.
Первым этапом является «погружение» в проблему (в суть проекта). Это этап, когда выбирается тема проекта, количество участников, составляется план действий. Педагог продумывает возможные варианты проблем, которые важно рассмотреть в рамках намеченной темы, и с его подачи (при помощи наводящих вопросов, ситуаций, видеоряда и т.д.) учащиеся самостоятельно формулируют проблемы, которые будут решены в данном проекте.
Для проектной деятельности обязательным условием является работа с различными источниками информации: книги; аудио и видео информация, интернет, музеи, экскурсии, информация, полученная от других людей, пресса.
Второй этап проекта: сбор и обработка информации. В проектной деятельности педагог рекомендует источники информации, консультирует и направляет.
На третьем этапе происходит разработка собственного варианта решения проблемы. Обучающиеся самостоятельно и в совместных усилиях решают проблему, применив необходимые знания, получив реальный и ощутимый результат.
Четвертый этап. На этапе реализации плана действий необходимо проявление коммуникативных навыков детей. Участие в проекте должно быть посильным и интересным всем участникам проекта.
Пятый этап – это презентация проекта. Виды презентаций могут быть различными: это и игра с залом, и научный доклад, и отчет исследовательской экспедиции, концерт или спектакль и др.
Обязательное условие проектной деятельности – рефлексия участников проекта. Это заключительный, шестой этап. В нашем случае мы проводили анкетирование. Вопросы в нем были не сложные и соответствовали возрасту участников проекта:
понравилось ли детям участвовать в этом проекте?
понравился ли спектакль зрителям?
и самое главное – что в этом проекте сделал ребенок, и что он узнал в ходе работы над проектом?
Приложение: презентация
Литература:
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
2. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
3. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
4. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
Поделиться: