Авторcтво: Добрынина Татьяна Владимировна, воспитатель ГБДОУ детского сада №30 Калининского района Санкт-Петербурга |
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, коллажи, модели которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме,что и составляет суть мнемотехники.
Мнемотехника – от греч. mnemonikon – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Актуальность мнемотехники основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется прием кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов. Основной секрет мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребенок в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Цель применения данной технологии состоит в создании системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное развитие памяти, мышления, внимания, речи, творческого воображения, то есть всех психических процессов, необходимых ребенку для познания мира.
Поставленными задачами являются :
- Развитие интеллектуальных способностей у детей.
- Ознакомление детей с методами и приемами мнемотехники, использование которых позволит им научиться самостоятельно, получить информацию.
- Помочь детям в преодолении неуверенности в себе, умении реализовать свой огромный, заложенный природой потенциал.
- Насыщение развивающей среды, совместной деятельности с детьми разнообразными упражнениями, играми, которые легко можно включить в разнообразные техники запоминания одного вида информации является опорой и ступенькой для освоения другого.
В дошкольном возрасте очень важную роль занимает использование мнемотехники. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в развивающую среду вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями и т.д.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и составлении рассказов, пересказов текста. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, рассказ, зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, рассказ целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания стихотворения или составления рассказа, пересказа сказки разрабатывается и составляется, своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению или по определенной теме (желательно на каждую строчку). И так, шаг за шагом создается мнемотаблица. Следующий этап работы с мнемотаблицей - эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения, рассказа, сказки. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного, и предоставляет возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки. За время работы в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР была создана серия мнемотаблиц на стихотворения, сказки, рассказы различной тематики: «Зима», «Весна», «Насекомые», «Профессии», «Теремок», «Лиса и заяц» и многие другие. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают наизусть стихотворение, рассказывают сказку, рассказ, пока его “рисуют”. Для детей это стало интересной, веселой, увлекательной игрой, так как содержание текста стало для них осязаемым, видимым, представляемым. Постепенно память дошкольников укрепляется, их образное мышление развивается, они запоминают, раскрепощено, эмоционально рассказывают и пересказывают тексты.
Приложение: конспект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «Кто, кто в теремочке живет»
Список литературы.
1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развития мышления дошкольников с помощью мнемотехники. –СПб., 2001г
2. Гуреева Н.А. Год до школы. Развиваем память – СПб., 2000г..
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию (коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы)- СПб., 2006г.
4. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми – М., 2004г.
5. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста- СПб 2010г.
6. Под ред. Чиркиной Г.В. Методы обследования речи детей.- М., 2005г.
7. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников – М., 2006г.
Поделиться: