Поиск по сайту

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной игры


Авторcтво: Добрынина Татьяна Владимировна, воспитатель ГБДОУ детского сада №30 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга


Центральной задачей развития речи детей дошкольного возраста является развитие связной речи. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.

В ходе констатирующего эксперимента я использовала методику И.Д. Коненковой. Экспериментальное исследование проводилось в два этапа:

1) Пересказ адаптированного текста повествовательного характера.

2) Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данные экспериментального исследования показали, что связная речь детей с задержкой психического развития находится на более низком уровне, чем у нормально развивающихся детей. У детей с ЗПР рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Дети часто не сохраняют основной, сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. Словарь этих детей, особенно активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны.

Рассказы детей по серии сюжетных картинок, как правило, отображали эмоционально окрашенные впечатления от воспринимаемой картинки; наличие замысла рассказа прослеживалась крайне редко. Предметно- смысловая организация высказываний была нарушена в меньшей степени. Детям было понятно, в каких отношениях находятся между собой субъект и объект действия, но они затруднялись в построении связного текста.

Результат констатирующего эксперимента позволил разработать систему коррекционных занятий по развитию связной речи у дошкольников с ЗПР средствами театрализованной игры.

Разработанная система занятий по драматизации это комплексное участие воспитателей и родителей. В течении месяца проводилась подготовительная работа, использовались разные виды театра. В конце месяца дети ставили спектакль, драматизировали сказку.

В ходе совместной деятельности, использовались следующие виды работ:

1. Чтение, прослушивание аудиокассет, дисков, обсуждение сказки, рассматривание картин, сюжетных картинок.

2. Пересказ (частичный), заучивание ролей с изменением лица, по схемам, по опорным картинкам, по опорным вопросам.

3. Игра- фантазирование, придумывание (начало, середины, конца сказки), придумывание нелепиц, загадок и т.д.

4. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки. Заучивание ролей.

5. Чтение по ролям, обсуждение сценария, работа с ведущим ребенком.

6. Работа с артистами (индивидуальная работа).

7. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. Генеральная репетиция.

8. Премьера (драматизация сказки).

Коррекционная работа начиналась с приобщения старших дошкольников с ЗПР к театру. В совместной деятельности и в часы досуга они знакомились со сказками, инсценированными в настольном плоскостном театре и на фланелеграфе, смотрели выездные спектакли кукольного театра.

Для организации с детьми режиссерских игр использовался настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд- книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе) и демонстрационный стол, мелкий наглядный объемный и плоскостной материал (персонажи знакомых сказок, елочки, деревья и т.д.). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Данные игры используются в образовательной и совместной деятельности при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

В целях погружения ребенка в мир театра и игры- драматизации в группе была оборудована сцена со съемными декорациями.

Драматизировать- значит разыгрывать в лицах какое- либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передовая характер персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Используя пальчиковый театр и куклы би-ба-бо, они развивают память, фантазию, моторику, учатся взаимодействовать друг с другом.

В образовательной и совместной деятельности включались игры и упражнения на развитие воображения, мышления, памяти, упражнения для выразительной мимики, жестов, интонации, снятия мышечного напряжения, упражнения на развитие моторики рук, необходимой для свободного кукловождения.

Для успешной театрализации необходима специальная организация предметно-игровой среды. В группе была оборудована гримерная, где находились элементы костюмов персонажей, зеркало, различные атрибуты: расчески, головные уборы, детские парики и др. разнообразный дидактический материал: различные объемные и плоскостные куклы, дидактические игрушки, всевозможные иллюстрации.

Приложение 1: примерное тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по проектам (старшая – подготовительная группы)

Приложение 2: перспективный план взаимодействия с семьей на летний период (старшая – подготовительная группы)


Поделиться: