Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Развитие системы предшкольного образования в соответствии с ФГТ
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.
• формирование у детей основ базовой культуры; • формирование психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка;
• подготовка к жизни в нашем обществе; • забота о здоровье, в том числе и эмоциональном ; • развитие разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной и т.д.; • интеграция видов деятельности для повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса; • креативность воспитательно - образовательного процесса; • вариативность использования образовательного материала; • уважительное отношение к результатам детского творчества; • решение программных образовательных задач не только в самостоятельной деятельности детей, но и при проведении режимных моментов, не забывая, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра; • единство подходов к воспитанию детей как в ДОУ, так и в семье; Не забывая при этом, что для реализации благоприятных условий развития полноценной личности, педагогам необходима помощь по нескольким направлениям:
Предшкольное образование и организационные формы этого образования в соответствии с ФГТ: Предшкольное образование адресовано детям седьмого года жизни, призвано решать задачи подготовки к обучению в школе и адаптации к школе. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. В настоящее время существуют несколько организационных форм предшкольной подготовки (например, ДОУ, Центры развития ребенка, учреждения дополнительного образования, школы) Подобное разнообразие организационных форм, как оказалось, рождает конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в системе предшкольной подготовки. На мой взгляд, лидирующие позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать детскому саду: «Я не считаю целесообразной подготовку детей к школе путем усвоения ими «школьных» технологий (пусть даже «развивающих») с помощью систематических тренировочных занятий. Даже овладение детьми началами чтения и математики необходимо проводить в формах игровой и других видов дошкольной деятельности, направленной на развитие творческих возможностей детей» (В.В. Давыдов. Последние выступления. – Рига, 1998, с. 45–47.) В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны. Поэтому главными центрами предшкольной подготовки должны являться и являются детские сады, в которых эта подготовка осуществляется силами дошкольных работников. В нашем учреждении, прежде всего, существуют единые правила подготовки детей к школе. И эти правила оправдывают себя на все сто процентов! Что мы для этого делаем: · Режим дня более гибкий за счет внедрения интегрированных занятий, которые высвобождают время, дают возможность использовать деятельность ребенка по интересам. · Непрерывность и преемственность обучения, т.е. (детский сад-школа). В конкретном случае это 423 школа. Для обеспечения доступности предшкольного образования нужно, во-первых, предоставлять детям предшкольного возраста первоочередное право поступления в детские сады, во-вторых, развивать на базе детских садах группы кратковременного пребывания по подготовке к школе для неорганизованных детей.[5] Во-первых, существует терминологическая путаница между понятиями «предшкольный возраст» (или, по классической терминологии, принятой в отчественной психологии, «старший дошкольный возраст») и «предшкольная подготовка». Предшкольным возрастом мы считаем возраст седьмого года жизни. Однако, согласно существующему законодательству, начальное школьное образование рассчитано на четыре года и предполагает обучение детей с шести с половиной лет, а в других регионах с шести лет по желанию родителей. Это означает, что дети начинают готовиться к поступлению в школу до наступления предшкольного возраста.[4] Наши родители пытаются совмещать занятия детей в группах предшкольной подготовки с посещением детского сада, где не только присмотрят за ребенком, но и помогут играть со сверстниками под руководством педагога или психолога и как в «школе» умением взаимодействовать с социумом. Негативным последствием такого совмещения является дублирование занятий, ведущее к перегрузке детей. Это означает, что основная линия развития модели предшкольного образования должна быть связана, с одной стороны, с развитием вариативности форм и предоставления выбора совместного творчества детей, родителей и педагогов. Сегодня ребенок как никогда прежде нуждается в образованных взрослых. Мы имеем возможность совместно с родителями выбрать нужный образовательный маршрут для ребенка в соответствии с его возможностями и с целью сохранения его психического и физического здоровья. Если родители решают, что ребенок пойдет в школу с шести лет, они должны иметь возможность найти для него соответствующую подготовку, учитывающую особенности его возрастного развития и специфику будущего обучения детей шестилетнего возраста. Если родители считают, что ребенок должен идти в школу с семи лет, они имеют право выбирать между предшкольным годом в детском саду и предшкольным годом в школе. Из выше сказанного чрезвычайно актуальной представляется задача включения родителей в процесс предшкольного образования ребенка, т.е. совместное творчество позволяет родителям активно включаться в деятельность ДОУ. Решение этой задачи предполагает работу в нескольких направлениях: – разъяснение и участие родителей в реализации образовательной программы ДОУ – разъяснение родителям идей развивающего образования и обеспечение их активного сотрудничества с педагогами ДОУ и других образовательных учреждений, занимающихся предшкольным образованием; – помощь родителям, которые самостоятельно обеспечивают предшкольное образование ребенка, т.е. обеспечение их полным пакетом необходимых материалов (программой, пособиями для ребенка, методическим рекомендациями с подробным описанием занятий, диагностиками, наглядными и раздаточными материалами). - помощь родителям так же осуществляется и через сайт ДОУ, где размещается оперативная информация. С другой стороны, необходимо развивать преемственность ДОУ и школ. Одним из оптимальных вариантов такой организации является форма курирования школой того детского сада, воспитанники которого поступают в первые классы этой школы, или существование детского сада в качестве одного из модулей «СОШ с дошкольными группами». В этом случае предшкольную подготовку осуществляет детский сад, но при участии школы; школа и детский сад имеют возможность согласовать программу предшкольной подготовки и программу обучения в первом классе.[4] Для детей, одновременно посещающих детский сад и группы предшкольной подготовки за его пределами, должны создаваться скользящие графики посещений, позволяющие, с одной стороны, более оптимально использовать место в дошкольном учреждении, с другой стороны, избежать перегрузки ребенка за счет слишком большого количества занятий. В свою очередь, детский сад должен учитывать ситуацию, в которой школьное обучение начинается с шести лет, и предлагать родителям разные варианты предшкольной подготовки, программы для которых составлены с учетом возрастных особенностей и с учетом дальнейших перспектив ребенка. [4] Считаю, что использование различных организационных форм требует создания более гибкой системы взаимодействия детских садов и школ, учитывать возможности ребенка, его психологическое развитие, способствующее формированию школьной готовности. При этом, независимо от того, оказывается ли лидирующей в системе предшкольной подготовки школа, детский сад или другая образовательная структура, сама система должна ориентироваться на дошкольные методы работы с детьми седьмого года жизни.
Список используемой литературы: 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 2 изд., Мозаика-Синтез, 2011 г. 2. Планирование внеучебной деятельности детей в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Уч.- мет. Пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2011 г. 3. Концепция предшкольного образования в образовательной системе «Школа 2100» -http://www.school2100.ru/ 4. Организационные формы предшкольного образования: Инновационная образовательная сеть «Эврика» - http://www.eurekanet.ru/ 5. Волшебный сад детства - http://el-mikheeva.ru/sovremennoe-doshkolnoe-obrazovanie/federalnyie-gosudarstvennyie-trebova Поделиться: |