Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Устное народное творчество, как средство воспитания любви к Родному краю и уважения истории своему народу у детей дошкольного возраста
Д.С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, традициях. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний… ». Поэтому родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. В последние годы Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное. Когда слышишь такое, то хочется задать вопрос: «А кто говорит?» Не тот ли «русский» человек, который под «национальным» имеет в виду квас, матрешку да сарафан с шапкой ушанкой? В России есть и дух, и вера каждого человека, патриота своей Родины в большое будущее нашего многонационального народа. И не случайно сейчас, как некогда ранее в нашем веке, так велик интерес всего мира к России – к ее истории, культуре, быту, обрядам. Мы стараемся узнать и понять: как жили наши давние и недавние предки, чьим правилам мы следуем по сегодняшний день. Какой была пища, утварь, как отмечались народные и православные праздники «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Новый год». «Да были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…», повторяя строки из «Бородино» Лермонтова, мы не перестаем удивляться не только силе, здоровью, выносливости наших предков, но и душевной их крепости, стойкости, чистоте. Может, причина скрыта в быте, в повседневности, в том, что выстраивалось и выверялось веками и не случайно сквозь века донесено до наших дней. Изучив специальную и методическую литературу, я решила построить свою работу по приобщению детей к русской культуре так, чтобы она стала неотъемлемой частью коррекционного – воспитательного процесса. У детей нашей группы имеются отклонения в речевом и интеллектуальном развитии, словарь беден, у них узкий круг интересов и мотивов. Моя задача при знакомстве детей с малыми формами фольклора содействовать развитию творческих способностей и доступных их интеллектуальному уровню художественных навыков. Россия – родина для многих. Но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русского народа, принять русский язык, изучить историю, культуру страны, как свою собственную. Прежде, чем приступить к работе в этом направлении был проведен мониторинг в форме анкетирования родителей по выявлению теоретических и практических умений касающихся уровня знаний о предметах быта, праздников, традиций, игр, видов народного прикладного творчества.
Результаты показали низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Это подтолкнуло к пополнению центров развивающей среды, к сбору необходимого материала по разделам:
В создании развивающего пространства большая помощь была оказана родителями. Дети должны видеть вокруг себя частицы старого быта. Так появился мини уголок русской избы. Из прочитанной литературы я узнала, что в избе нет случайных предметов. Каждый предмет занимает свое определенное место. В правом «красном» углу размещается обеденный стол с самоваром, сушками, заварным чайником и свечой. Рядом ставится лукошко, соломенный бычок, лесной житель желудь «Шуршик» и лапти – самая распространенная крестьянская обувь. Вдоль стен стоят полки – полавочники, на которых расположена различная кухонная утварь. Русский народ славился своим гостеприимством: «Что есть на печи – все на стол мечи». Печь занимает самое почетное место в левом углу. За ней обычно ставят зыбку (колыбельку), сундук с сарафанами и рубахами. Эта часть избы называется «бабий закуток». Девочки очень любят уединяться в этом уголке, они надевают сарафаны, кокошники и бусы. В такие моменты я подыгрываю, развиваю сюжет игры, и они с удовольствием поют со мной колыбельные песни, читают потешки, пестушки, слушают об истории создания русского костюма. Совместно с родителями изготовлены куклы дед Матвей и бабушка Загадушка, которые являются рассказчиками сказок и веселых историй. Их вы можете видеть на фотографии, где они сидят у ворот на скамейке и весело поют частушки.
Так проходили посиделки на «Масленицу». Рассказчиками были дед и бабушка, которые обращались к детям со словами: «Красны девицы», «Красны молодцы». Они рассказывали детям о празднике масленица, о традициях этого праздника есть блины и пить горячий чай. Сказочные герои обращались к детям за помощью в изготовлении маленьких солнышек, чтобы весна пришла поскорее в наши края. Посиделки закончились словами: «Здравствуй, солнышко-колоколнышко!». Приятно было видеть удивленные, сияющие лица родителей. Традиция чаепития, сложившаяся в нашей группе не была нарушена. За чашкой чая мы с родителями ведем теплые беседы о детях, о методах семейного воспитания, о секретах кулинарного искусства – обсуждаем конкурс «Чей блин вкуснее?»
Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение календарных праздников. Таким мероприятиям предшествует предварительная работа, которая требует от воспитателя тактичного и деликатного доведения информации родителям. Народная культура тесно переплетается с религиозными обычаями, традициями, обрядами. Мои посиделки часто сопровождаются прослушиванием частушек, русских народных песен, народных музыкальных инструментов. Слушаем колокольные перезвоны: «Рождество», «Пасхальный», «Малиновый», церковные песнопения «Ангелы в небе». Не забываем про голоса птиц в природе. Все эти грамзаписи собраны у нас в группе, в музыкальном зале. На «Пасху» мы приготовили лоток для катания яиц, устроили соревнования с катанием «крашенок», выставку семейных поделок, угощались куличами. Знакомясь с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность, высмеиваются недостатки и положительные качества людей. Поэтому фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.
Сделав соответствующие выводы, я оформила мнемотаблицы и картотеку пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок, картотеку загадок, потешек. Составила перспективное планирование с использованием малых форм фольклора, учитывая возраст и интеллектуальное развитие к каждой лексической теме.
Для детей с задержкой психического развития игра является ведущим видом деятельности. Я использовала игры во всем их многообразии: · сюжетно-ролевые игры; · игры-драматизации по сюжетам сказок полюбившимся детям: «Колобок», «Теремок», «Репка»; · народные подвижные игры (смотри картотеку); · хороводные игры (смотри картотеку); · словесные подвижные игры (смотри картотеку); · игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек, так как они создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, развивают мелкие мышцы, учат улавливать ритм стиха («пальчик, пальчик, где ты был?»). При организации игр и речевых упражнений руководствовалась следующими требованиями: · игры по длительности не превышают 15 минут; · игры проводятся в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку; · игры живые, интересные, заманчивые для ребенка, поэтому в них присутствуют награды за успешное проведение, красочное оформление, игровые атрибуты; · игра проводится как часть непосредственно образовательной организованной деятельности или в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха); · в игре добиваюсь активного речевого участия детей, при этом по возможности использую и двигательную активность; · в игре развиваю стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряю детскую инициативу; · в процессе игры принимаю непосредственное участие, по ходу игры я вношу необходимые коррективы и поправки в речь детей. В заключение обязательно поощрение всех детей. В своей работе я использую наглядные, словесные и практические методы обучения, которые опираются на активные, действенные познания детьми предметов и явлений окружающей действительности. С привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания. Использую следующие приемы: · показ и рассматривание предмета; · выполнение действий с предметом; · просьбы, поручения; · повторение с ребенком слов, словосочетаний, предложений; · непосредственное общение через куклу (бабушка Загадушка, домовенок Кузя); · многократное проговаривание речевого материала; · комментирование действий. Ознакомление детей с народной культурой и художественно-творческая деятельность разного содержания, является частью всей воспитательной образовательной работы. В ней решаются как общие задачи, так и специфические, связанные с различными видами детской деятельности: · Коммуникативная: сказки, потешки, загадки; · Продуктивная: народные художественные промыслы, игрушки, костюмы; · Физическая культура: народные игры, считалки, дразнилки; · Музыкальная: народные песни, колыбельные, игра на инструментах, кукольные спектакли, праздники; · Восприятие художественной литературы : быт и основные занятия людей, приметы, пословицы, история Руси, традиции. Таким образом, во всех видах организованной образовательной деятельности в основе лежит народная культура, которая формирует у детей эстетическое отношение к окружающему, закладывает основы развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине и уважении к истории своего народа, успешного обучения ребенка в школе, развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.
Приложение: занятие «Веселится народ, праздник Пасхи у ворот»
Библиографический список: 1. Князева О.Л.; Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Санкт –Петербург, «Детство - Пресс», 2004г. 2. Комарова Т.С. «Школа эстетического искусства», издательский дом «Карапуз», издательский дом «Зимородок», 2006г. 3. Комарова Т.С. «Художественная культура». Интегрированные занятия с детьми, издательский дом «Аркти», 2003г.
Поделиться: |