Авторcтво: Чистякова Нина Григорьевна, учитель начальной школы Второй Санкт-Петербургской Гимназии Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
С ноября 2011 г. я начала работать по апробации надпредметного курса «Мир деятельности, автором которого является руководитель Московского центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000…» Л.Г. Петерсон. «Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования. Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников во всех типах образовательных учреждений, как в урочное, так и во внеурочное время».
Курс мне сразу понравился, так как в своей работе я всегда опиралась на элементы занимательности, игры. В курсе «Мир деятельности» сквозной герой - Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новое. Главной задачей первых уроков было не научить, а скорее заинтересовать предметом. Для создания мотивации у ребят на урок приходят сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Федора, Винни-Пух, Царевна-лягушка и многие другие. Вместе с героями ученики преодолевают трудности и открывают новое знание.
Все уроки построены в технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.
Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.
«- Что должен сделать ученик после того, как он понял, какое у него затруднение? (остановиться и подумать)
- О чём должен думать ученик, если у него возникнет трудность? (О том, как преодолеть трудность)
- Важно ли понять причину затруднения?
- Зачем? (Мы узнаем, как справиться с затруднением)
- Значит, чтобы понять причину затруднения, нам надо задать себе вопрос «Почему»?»
На первом этапе учебной деятельности дети сами формулируют цель, что же им нужно узнать, и возникшую причину затруднения. Затем при помощи подводящих вопросов, исследовательских заданий дети сами открывают новое знание, создают эталон.
«- Вспомните, что является результатом ученика? (Новые знания и умения)
- Определите, почему возникают затруднения, когда вы чему-то учитесь?
1.Мне не помогли…
2. В моём затруднении виноват…
3. Я не знаю…
- Прочитайте первую причину.
-Подходит ли эта причина? (Нет)
- Почему? (В учебной деятельности ученик работает сам)
- Прочитайте вторую причину.
- Нужно ли искать виновных? (Нет)
- Почему? (Потому что не получишь результат – новые знания и умения)
- Прочитайте третью причину.
- Если ученик точно определит, чего он не знает, он сможет дальше отправиться в путь за этими знаниями? (Да)
- Какая из перечисленных причин поможет ему узнать новое? (Когда ученик поймёт, чего он не знает, какого именно знания у него нет)
- Давайте теперь мы зафиксируем наш результат на эталоне.»
Этот эталон фиксируется при помощи наклеек в учебном пособии и открыток, на обратной стороне которых ежедневно отмечается умение открытого знания.
Для закрепления полученного знания дети выполняют тренировочные упражнения с проговариванием эталона во внешней речи. Чтобы проверить, как ребёнок усвоил новое знание, даётся самостоятельная работа, которую ученик проверяет по образцу и оценивает результат своей работы при помощи условных знаков. Если работа выполнена без ошибок, ставится знак «+», если были ошибки – «?». Затем ребёнок объясняет, почему была допущена ошибка и что нужно сделать, чтобы ошибка не повторялась.
Для наилучшего понимания открытого знания включаем его в целостную систему:
«- Вспомните, когда на уроке вам будет нужен алгоритм проверки своей работы?
- Для чего он нужен?
- Придаёт ли алгоритм проверки вам уверенности в своих силах и способностях?»
Затем подводим итог урока: вспоминаем, с каким затруднением встретились на уроке, какую цель поставили, смогли ли достигнуть поставленной цели, как это можем доказать (оставили эталон).
В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности. Дети оценивают свои знания на уроке по «Лесенке успеха»:
- Если вы запомнили шаги алгоритма проверки своей работы, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если не все шаги, поставьте ниже, на сколько – каждый решит сам.
Затем начинается основная работа. Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др. С математикой никаких проблем не возникало. Разработанный Л.Г. Петерсон учебник полностью соответствует технологии деятельностного метода. Данный метод решила попробовать на предмете по обучению грамоте. Урок открытия нового знания «Разделительный мягкий знак». Сразу столкнулась с трудностью, какое задание лучше взять для пробного действия, а какое - для закрепления и самостоятельной работы. Наконец урок составлен. Провожу и удивляюсь – дети заинтересованы, активны, сами открывают новое знание, выводят эталон, выполняют самостоятельную работу, практически без ошибок. Через несколько уроков дай-ка, думаю, проверю, как усвоили. А ребята не только рассказывают, но и применяют открытый эталон. Это меня вдохновило, и я решила попробовать технологию на уроке литературного чтения. Оказалось, что не на всех уроках можно зафиксировать новое знание в виде эталона. По каким критериям оценивать чувства и эмоции, настроение и идею произведения? Для меня важно, чтобы у ребёнка возникло, прежде всего, полноценное восприятие художественного произведения – это личностное отношение к прочитанному, восприятие его образной и эмоциональной стороны.
Для выявления уровня освоения формируемых УУД проводилось входное и итоговое тестирование, составленное Л.Г. Петерсон, и представляет собой набор вопросов и варианты ответов. Например:
1. Что значит «уметь учиться»?
а) уметь делать уроки;
б) уметь слушать объяснение учителя;
в) уметь понять, чему надо научиться и самому найти нужные знания.
2. Какую роль выполняет учитель в учебной деятельности?
а) организует действия учеников;
б) помогает ученикам, если это надо;
в) учится вместе с учениками.
Тестирование позволяет определить, на каком уровне сформированности метапредметных знаний и умений находится каждый ученик класса.
По результатам диагностики можно увидеть динамику развития уровня сформированности общеучебных знаний и умений по курсу «Мир деятельности». Входное тестирование показало, что 19 % ребят имеют высокий уровень, 25 % - выше среднего, 27 % - средний уровень и 8 % - низкий уровень. Эти показатели значительно изменились в конце года: 58 % ребят имеют высокий уровень и 42 % - выше среднего. После каждого тестирования учителю даются рекомендации по коррекции своей работы.
В конце учебного года ребята высказали своё отношение к курсу «Мир деятельности»:
«Мне нравится урок «Мир деятельности, потому что он интересный. Мы учимся быть честными, активными, доброжелательными и внимательными»
Октысюк Ксения
«На уроке я узнаю много нового и интересного, учусь быть самостоятельным»
Кадобнов Платон
«Урок учит, как правильно работать в паре, что значит быть внимательным, как сохранить здоровье, зачем нужно домашнее задание»
Романова Елизавета
«Урок мне нравится, потому что нам рассказывают о правилах, которые можно применять в жизни: правила работы в группе, как относится к затруднениям».
Цатурян Егор
На формирование личности ребёнка влияет в первую очередь семья. Воспитание ученика в семье и школе – это единый неразрывный процесс, поэтому необходимо сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Для организации эффективного взаимодействия семьи и школы были проведены следующие мероприятия:
1. Родительское собрание, на котором родителей познакомили с новым курсом «Мир деятельности», с его значением для формирования у детей личностных качеств, которые помогут им стать успешными в учёбе и в жизни.
2. Индивидуальные консультации, на которых давалось понятие о деятельностном методе, знание о способах взаимодействия со своими детьми при выполнении ими домашних заданий и совместной деятельности.
3. Для организации партнёрского взаимодействия с родителями проводились открытые уроки для родителей:
- по курсу «Мир деятельности» на тему «Терпение в учебной деятельности»;
- по русскому языку и математике в технологии деятельностного метода.
4. Совместное творчество родителей и детей – написание сказок.
Приключения Смайлика
В одном городе, на одной улице, в одном доме, в одной квартире, на одной книжной полке, на странице одного учебника жил Смайлик.
Жил он себе, не тужил, ходил в гости к другим книжным героям, которые жили в других книгах, стоявших на этой полке, но что-то стало ему скучно.
- Что же это такое? - подумал Смайлик. - Живу я себе, живу, а ничего интересного в моей жизни не происходит. В путешествие, что ли отправиться?
Сказано - сделано. Вылез смайлик из учебника, спустился с книжной полки на стол, со стола на стул, со стула - на пол, и побежал по полу.
А в полу в этой комнате была злая Щель, которая проглатывала всё, что рядом с ней оказывалось. И Смайлик сам не заметил, как оказался в Щели. Только увидел, что стало вокруг как-то темно и страшно. Но не расстроился Смайлик, а подумал: «Я же хотел путешествий и приключений? Вот они и начались. Вперёд! Только вперёд!» И двинулся в темноте ощупью дальше. Сколько он так шёл - Смайлик не помнил, только вдруг показался впереди свет, Смайлик протиснулся сквозь какие-то прутья, которые оказались ветками куста, и оказался на берегу небольшого озера…
Сафронов Марат
5. Создание стенгазеты «Учиться... А что это значит!» К последнему уроку в 1 классе по курсу «Мир деятельности» совместными усилиями учителя и родителей была подготовлена стенгазета, на которой отражены основные знания, усвоенные детьми в течение первого года обучения.
6. Анкетирование и отзывы родителей о курсе «Мир деятельности».
«Урок очень понравился. Он проводился в лёгкой, очень доступной для детей форме. Дети активно участвовали в работе и с удовольствием отвечали. Хотелось бы, чтобы всегда уроки проходили в таких условиях. Спасибо!»
Мятиева Светлана Владимировна
«Замечательный урок, очень полезный школьный предмет, прекрасная подача материала, очень интересно детям. Нужные и полезные навыки для учебы. Спасибо!»
Нестерова Елена Борисовна
«Урок очень понравился. Дети думают, анализируют, работают активно. Нине Григорьевне отдельное спасибо! Сын дома рассказывает и применяет в жизни. Недавно был случай: у меня не заводилась машина, сын сидел сзади, надо было дочь забирать с тренировки. Я начала нервничать, а ребенок сказал: «Мама, в такой ситуации надо успокоиться, сосчитать до десяти и подумать, почему у тебя не получается». Сказал как взрослый, мне даже стыдно стало и приятно одновременно. И действительно, я успокоилась и поняла, что сделала не так. Этот случай мы вспоминаем до сих пор. Так что предмет, на мой взгляд, очень полезный. Спасибо!»
Цатурян Елена Викторовна
«Хотелось бы отметить полезность курса «Мир Деятельности». Ребенок с удовольствием дома рассказывает о полученных знаниях, применяет эти знания в учебе при выполнении домашних заданий.
Урок прошел замечательно, дети работали активно, Нина Григорьевна – на высоте. Понравилась структура урока (получение нового знания, самостоятельное выполнение задания, закрепление полученных знаний, подведение итогов). Очень понятный, интересный учебник».
Тырнова Анна Петровна
«Понравилась тема урока. На мой взгляд, она актуальна для детей. Видно было, что детям интересно работать, все активно отвечали, с удовольствием делали самостоятельную работу. Безусловно, этот предмет очень нужен детям, и информация, полученная на этом предмете пригодится им в жизни».
Деркач Любовь Николаевна
Данный курс является своего рода инновацией в области формирования осознанного отношения к получению новых знаний не в готовом виде, а в ходе деятельностной самоорганизации ребёнка на уроке и вне его.
Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя /Под редакцией Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2010
2. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова
// Управление начальной школой. - 2010. - № 10.
3. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3.
4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу.// М.: Национальное образование, 2011
Поделиться: