Авторcтво: Маркушева Мария Евгеньевна, педагог-психолог; Соснина Наталия Викторовна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 5 Выборгского района Санкт-Петербурга |
16 марта 2010 года вступил в силу приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Федеральные требования предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого-педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становление личности каждого ребенка. Психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением».
С учетом вышеперечисленного мы определили цель нашей методической разработки как повышение компетентности педагога-психолога и совершенствование его профессионализма в сфере психологического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования с учетом новых Федеральных Государственных Требований.
На современном :этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, поскольку достижение образовательных и воспитательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным, что регламентируется приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Настоящий приказ включает требования к психолого-педагогическому обеспечению (п.6):
Пункт 6.1. Профессиональное взаимодействие педагогов с детьми.
Пункт 6.2. Сохранение психического здоровья воспитанников, мониторинг их развития.
Пункт 6.6. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Пункт 6.7.1. Разделение воспитанников на возрастные группы в соответствии с закономерностями психического развития ребенка в онтогенезе.
Педагог-психолог детского сада должен знать концептуальные положения ФГТ, ООП ДО образовательного учреждения. Основная линия работы психолога – не развитие психических процессов у воспитанников, а психологическое сопровождение реализуемой ООП ДО образовательного учреждения. «Важно, чтобы психолог мог быть активным в образовательном процессе, а не «выхватывать» ребенка из образовательного процесса для проведения диагностики и развития памяти, мышления, воображения (они развиваются в различных видах деятельности). В основном психолог должен находиться в группе», – отметила Бурлакова Ирина Анатольевна, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ГОУ ВПО «МГППУ».
Цель психологического обеспечения образовательных программ: создание условий для психологической поддержки участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги, администрация ДОУ) по реализации образовательной программы. Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
Задачи психологического обеспечения:
· содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
· профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии воспитанников;
· психологическое сопровождение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальными и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
· консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
· участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных проектов, учебно-методических пособий.
· содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области психологии;
· оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологической профилактики и консультирования.
Этапы психологического обеспечения образовательных программ:
ü Постановка проблемы;
ü Анализ возможностей (перспективы);
ü Проектирование.
Психологическое обеспечение образовательных программ предполагает работу с участниками образовательного процесса: воспитанниками, родителями, специалистами, администрацией, учреждениями сопровождения.
Психологическое обеспечение образовательных программ имеет три составляющих: проектирование, экспертизу, мониторинг психологических условий.Участие в этом процессе педагога – психолога регламентируется Уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией педагога – психолога, функциональными обязанностями.
Психологическое проектирование образовательной деятельности включает в себя:
· Отбор целей и ценностей в образовательной деятельности.
· На практическом уровне воплощение системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников.
· Учёт возрастных особенностей психики воспитанников, их восприимчивость к различного рода воздействиям и других психологических характеристик.
Психологическая экспертиза образовательной деятельности:
· Призвана оценить соответствие конкретной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам.
· Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подвергается экспертизе в рамках работы психолого-медико-педагогической комиссии.
Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности –Мониторинг призван систематически отслеживать:
· Индивидуально-личностную динамику развития воспитанников, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям.
· Состояние предметно-развивающей среды.
· Систему психолого-педагогических отношений.
Организация психологического проектирования образовательной деятельности
Психологическое проектирование образовательной деятельности позволяет на идеальном уровне задумывать и на практическом – воплощать систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников. Проектирование должно учитывать возрастные особенности психики обучаемых, их восприимчивость к различного рода воздействиям и другие психологические характеристики. Психологическая составляющая в образовательном проектировании обязательно присутствует.
1. С воспитанниками:
- диагностические исследования;
- развивающая, психокоррекционная, реабилитационная работа;
- консультативная работа.
Прогнозируемый результат: Оптимизация процесса всестороннего развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.
2. С педагогами:
- диагностические исследования;
- консультативная работа;
- профилактическая работа.
Прогнозируемый результат: Повышение личностной готовности и заинтересованности специалистов в улучшении качества обучения и воспитания детей, повышение профессиональной компетенции.
3. С родителями:
- диагностические исследования;
- консультативная работа;
- профилактическая работа.
Прогнозируемый результат: Повышение компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.
Организация психологической экспертизы образовательной деятельности
За критерий психологической экспертизы взята категория качества образовательной деятельности.
Объект психологической экспертизы
|
Направления психологической экспертизы
|
Поставленная задача
|
1. Качество результатов деятельности образовательного учреждения с учётом психологической составляющей
|
Степень адаптации ребенка к условиям пребывания в ДОУ.
|
Создание условий для успешной адаптации
|
Степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения.
|
Учёт индивидуальных особенностей при составлении программы психологического сопровождения. Составление индивидуального образовательного маршрута.
|
Степень готовности ребенка к школьному обучению.
|
Оценка готовности к школьному обучению.
|
Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.
|
Оценка степени удовлетворенности участников педагоги-ческого процесса деятельностью ДОУ (анкетирование)
|
2.Качество педагогического процесса (обеспечивается реализацией образовательной программы)
|
Отслеживание качества образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуника-тивной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов.
|
Психологический анализ занятия, форм совместной деятельности педагогов с детьми.
|
Организация самостоятельной деятельности детей.
|
Создание предметно-развивающей среды. Педагогически-целесообразное, личностно ориентированное взаимодействие ребенка и взрослого.
|
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.
|
Изучение образовательных потребностей семьи. Организация разнообразных форм работы с семьей. Работа с родителями по преемственности воспитания детей в образовательном учреждении и семье. Использование разнообразных форм информирования родителей.
|
3.Качество условий деятельности ДОУ.
|
Профессиональная компетентность кадрового потенциала ДОУ.
|
Оценка психолого-педагогической компетентности специалистов ДОУ.
Проведение лекций, тренингов, семинаров, педсоветов.
|
Развивающая среда ДОУ.
|
Оценка развивающей среды, её соответствие психологическим новообразованиям дошкольного возраста и гендерной специфики. Соблюдение принципов построения развивающей среды в соответствии с реализуемой образовательной программой.
Создание условий для занятий, форм совместной, индивидуальной, самостоятельной деятельности детей.
|
Организация психологического мониторинга образовательной деятельности
Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза, основанное на объективных данных. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования и воспитания.
Методологической основой для проведения мониторинга являются:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ, приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).
- Федеральный закон № 51 – ФЗ от 10 апреля 2000г. "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников).
- Концепция деятельного подхода (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) и развивающего обучения (Л. С. Выготский, А. Б. Запорожец и др.).
- Теория Л. С. Выготского о создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка, с целью активного формирования того, что должно быть достигнуто в ближайшей перспективе.
- Теория управления, в которой мониторинг рассматривается как одно из самостоятельных звеньев в управленческом цикле, средство формирования системы управления качеством воспитательно – образовательного и учебно – воспитательного процесса (М. М. Поташник, П. И. Третьяков, К. Ю. Белая).
Содержание мониторинга
Психологическая оценка условий и результатов образовательной деятельности происходит по направлениям:
- По основным образовательным областям общеобразовательной программы («здоровье», «физическая культура», «социализация», «труд», «безопасность», «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка»).
- По возрастному и групповому контингенту воспитанников ДОУ.
- По качеству психологической составляющей содержания образовательной деятельности по критериям:
- Общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального фона.
- Организация предметно-развивающей среды с учетом психологического комфорта детей.
- Организация игровой деятельности с учетом возрастных, психологических и личностных особенностей ребёнка.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистических технологий педагогического общения.
Методы изучения качества условий и результатов образовательной деятельности с учетом психологической составляющей образовательного процесса:
- наблюдение за ходом образовательного процесса в режиме дня;
- анкетирование родителей, диагностика воспитанников, опрос специалистов;
- экспертная оценка образовательной деятельности.
Образец программы мониторинга условий и результатов образовательной деятельности с учетом психологической составляющей (на примере образовательной области «Здоровье»).
Возрастной контингент детей.
|
Критерии оценки образовательной области
|
Содержание условий образовательной деятельности с учетом психологической составляющей
|
Оценка условий и результатов образовательной деятельности
|
Начало года
|
Конец года
|
I. “Здоровье”
1. Качество реализации общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального тона
2. Качество организации предметно – развивающей среды с учетом психологического комфорта детей
З. Качество организации игровой деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
4. Качество информирования родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистического педагогического общения
|
1. Педагог в общении с детьми придерживается положительного эмоционального тона
2. Построена с учетом гибкого зонирования и подвижности, обеспечивает психол. защищен.
З. Наличие картотеки дидактических игр с элементами движений.
4. Педагоги информируют родителей о факторах влияющих на псих. и физ. здоровье ребенка. Педагоги знакомят родителей с оздоровит. мероприятиями, проводимыми в детском саду. Педагоги излагают информацию с учетом целевой категории.
|
Уровень –
Уровень –
Уровень –
Уровень -
|
Уровень –
Уровень –
Уровень –
Уровень -
|
Высокий уровень – условия и результаты образовательной деятельности имеют психологическую направленность и соответствуют программному содержанию по образовательной области
Средний уровень - условия и результаты образовательной деятельности частично имеют психологическую направленность и частично соответствуют программному содержанию по образовательной области
Низкий уровень - условия и результаты образовательной деятельности не имеют психологическую направленность и не соответствуют программному содержанию по образовательной области.
Мониторинг результатов освоения дошкольной образовательной программы состоит из педагогической и психологической составляющей. Психологической составляющей мониторинга являются:
1. Изучение психического развития и становления личности воспитанников по следующим направлениям:
- развитие познавательных процессов;
- эмоционально-личностное развитие;
- изучение межличностных отношений и коммуникативного развития;
- оценка готовности ребенка к обучению в школе (сформированность произвольных психических сфер);
- изучение эмоциональной жизни ребенка в семье.
2. Изучение детско-родительских взаимоотношений.
3. Изучение личностных и профессиональных качеств педагогов.
Деятельность психолога ДОУ, сочетающая все направления работы позволит оптимизировать образовательный процесс и реализовывать программу на высоком качественном уровне.
Список использованной литературы
1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Работа педагога-психолога в ДОУ - М., Айрис-пресс, 2005
2. Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг в ДОУ компенсирующего вида. - М., Восхождение, 2007
3. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий/ Под ред.Л.Е.Курнешовой - М.; 2006
4. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2010.
5. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой, - М., ТЦ Сфера, 2010.
6. «Обуч», 2011 г., № 6, Мониторинг деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», с.1-16
7. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011
8. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд.исп. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
Поделиться: