Авторcтво: Истомина Нина Николаевна; Кузнецова Людмила Сергеевна, учителя-логопеды ГБС(к)ОУ школы №487 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, пишет Р.Е. Левина, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их глубину и степень, уметь анализировать, какие компоненты речевой системы они затрагивают. В результате всестороннего логопедического обследования удается получить необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести речевого нарушения, а также наметить пути коррекции дефекта.
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы логопедической науки: принцип развития, системность, комплексность, онтогенетический принцип, принцип деятельностного подхода. Важное место при исследовании речевых расстройств занимают общепедагогические принципы: наглядность, доступность, индивидуальный подход и др. Но, вместе с тем, обследование должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
В педагогике существуют традиционные методы изучения детей с речевой патологией: изучение документации, изучение продуктов деятельности детей, методы наблюдения, беседы.
Результаты логопедического обследования фиксируются в речевую карту, которая является обязательным документом учителя-логопеда. Существуют различные виды речевых карт.
Целью ведения данного документа является:
1.Выявления особенностей развития устной и письменной речи ребенка;
2. Выявления механизмов, лежащих в основе нарушения речи;
3.Квалификации нарушения речи;
4. Определение степени его выраженности.
В нашей школе возникла необходимость изменения данного документа. Новая речевая карта сохранила традиционность. Это:
1.Вариативность (для учащихся старших и начальных классов);
2.Последовательность обследуемых параметров: анкетные данные, анамнестические данные, состояние артикуляционного аппарата, состояния устной речи, чтения, письма, логопедическое заключение.
Изменения произошли с учетом специфики контингента детей, обучающихся в условиях нашей школы. Рассмотрим их на основе фрагментов карты. Часто ученики страдаютснижением слуха и зрения. Нарушение деятельности анализаторов создают определенные трудности в познавательной деятельности детей и могут привести к обеднению круга представлений. В Раздел Анамнестические данные обязательно должны быть внесены сведения о состоянии слуха, зрения, о ведущей руке.
Анамнестические данные.
Данные о ходе развития речи____________________________________
Ведущая рука__________________________________________________
Состояние слуха ребенка________________________________________
Состояние зрения ребенка_______________________________________
У детей нашей школы дефекты звукопроизношения встречаются чаще, чем в общеобразовательной. Это связано с недостаточным развитием моторики, неточностью слухового и кинестетического контроля, аномалиями строения артикуляторного аппарата. Речевая карта подробно исследует произносительную сторону речи в разделах: состояние артикуляционного аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры слова.
Состояние устной речи.
Темп речи: нормальный, ускоренный, замедленный
Внятность: речь внятная, невнятная
Голос: нормальный, громкий, тихий, модулированный, назализация
Состояние звукопроизношения
Год обучения
|
свистящие
|
шипящие
|
соноры
|
заднеязычные
|
1 начало года
|
|
|
|
|
1 конец года
|
|
|
|
|
2 начало года
|
|
|
|
|
2 конец года
|
|
|
|
|
3 начало года
|
|
|
|
|
3 конец года
|
|
|
|
|
4 начало года
|
|
|
|
|
4 конец года
|
|
|
|
|
Для обучающихся по программам VII и VIII видов характерны значительное отставание речевого развития, устойчивость нарушений, затрудненность формирования навыков и ограниченность лексико-грамматической стороны речи. Коррекционная работа ведется весь школьный период. Изменения в речи учащегося фиксируется в Речевой карте 2 раза в год. Существующая Речевая карта не позволяет определить, за какой период произошла динамика речевого развития учащегося. Предложенный нами вариант при обследовании каждого речевого параметра содержит разграничения данных в виде таблицы на начало и конец четырех лет обучения (1-4, 5-8 классы).
5.Состояние языковой системы:
Год обучения
|
Дифференциация фонем
|
Фонематический анализ и синтез
|
Языковой анализ и синтез
|
Определение первого звука
|
Последовательность звуков
|
Количество звуков
|
1 начало года
|
|
|
|
|
|
1 конец года
|
|
|
|
|
|
2 начало года
|
|
|
|
|
|
2 конец года
|
|
|
|
|
|
3 начало года
|
|
|
|
|
|
3 конец года
|
|
|
|
|
|
4 начало года
|
|
|
|
|
|
4 конец года
|
|
|
|
|
|
Определяет\ не определяет, требуется помощь, допускает ошибки;
Следует отметить, насколько удобно заполнять Речевую карту логопеду. Многие параметры содержат в себе варианты ответов, которые необходимо лишь подчеркнуть.
Разработанная нами речевая карта в настоящее время проходит апробацию в нашей школе.
Поделиться: