Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Формирование навыка грамотного письма (из опыта работы учителя)
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении. Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 – 4 классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась (хотя в начальных классах осталась на прежнем уровне, но в течение последних двух десятилетий не повысилась). Поэтому специалисты ищут причины такого явления (низкой орфографической грамотности), чтобы принять действенные меры по улучшению положения в этой составной части обучения. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение «видеть» орфограммы. «Орфограмма – это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу». «Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный». К сожалению, учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм: 1. Несовпадение буквы и звука. 2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие «опасные» звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков: - гласные – а, о, и, е; - пары звонких и глухих согласных; - сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу; - сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные; - согласные буквы п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем [б], [г], [в], [д], [з], [ж]; - повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, ё, ю, обозначающие два звука; - мягкие согласные также относятся к числу «опасных»; - «опасными позициями» в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое. 3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица -ся (-сь); сочетание морфем – две приставки, 2 – 3 суффикса. Непониманием основной закономерности письма, его ведущего принципа объясняют лингвисты тот факт, что «школьников заставляют учить огромное количество орфографических правил, не давая им путеводной нити, с помощью которой они смогли бы ориентироваться в этом лабиринте правил. Такой путеводной нитью является значение основного принципа нашей орфографии». Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфографическом действии выделяются две ступени: 1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы); 2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом). При этом речь идет именно об орфографическом действии, направленном на достижение создаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, то есть проверка орфограммы. Этапы орфографического действия I. Увидеть орфограмму в слове. II. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило. III. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. IV. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм задачи. V. Решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму. VI. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку. В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: · постановка орфографической задачи (выделение орфограмм); · её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на те же правила в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, учащимся нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме. В этом помогут графические схемы. Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе и графическое их обозначение.
Слово в современной школе стали рассматривать в соответствии с последними достижениями лингвистики, тем самым увеличили, во-первых, информацию о нем и, во-вторых, способы исследования и изучения его. Работа со словом обладает огромными потенциальными возможностями для развития ребенка. Слово является не только лингвистической единицей, но и единицей мышления, способствующей абстракции и обобщению. Ориентировочно-поисковые задания, основанные на дифференциации орфограмм и соотнесении их с графическим изображением, способствуют развитию орфографической зоркости учащихся.
Работа со схемами позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении, включающий свойства вариативности и многогранности. Все это позволяет создавать на уроках атмосферу непринужденности, позволяет правильно сочетать активность сильных и слабых учащихся. Вот почему тестовое задание карточки №3 будут выполнять все учащиеся, а вот отвечать на вопрос № 3 со звездочкой – только сильные.
В данном случае деятельность школьников активизируется. Такие задания формируют осмысленный контроль, способствующий свободе самовыражения. Дети подмечают несоответствия, видят проблемные моменты, благодаря чему оттачивается орфографическая зоркость. Тестовые задания используются для индивидуальной и фронтальной работы с целью быстрого контроля знаний учащихся, вносят разнообразие в процесс обучения, позволяют получать наглядную картину успеваемости, экономить время на уроке. Универсальные учебные действия являются психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования. В широком значении термин «универсальные учебные действия» обозначает умение учиться. К сфере познавательных универсальных учебных действий относится использование знаково-символических средств для оптимизации учебного процесса. Работа со схемами служит не только усвоению знаний и навыков, но и вовлечению в сферу учения реальной разносторонней деятельности школьников. При работе со схемами создаются благоприятные условия для более глубокого осмысления получаемых сведений, поскольку они включаются в широко развернутую систему, и благодаря этому, происходит движение вперед. Примерами могут служить изучение тем по классам: «Безударная гласная в корне слова» (II класс), «Безударная гласная в приставке» (III класс), «Безударная гласная в окончании» (IV класс). Для разнообразия форм работы и в качестве ее усложнения можно давать диктант в трех вариантах для трех групп учащихся одновременно. Диктант Лавка, солнце, морской, лодка, честный, доска, ловкий, клюв и т.д. Учащиеся, распределенные учителем по группам, выписывают слова к схеме: I группа – непроизносимая согласная; II группа – парная согласная; III группа – безударная гласная, проверяемая ударением. Не менее полезен вариант графического диктанта, при котором учитель не произносит слова, а показывает предметные картинки; дети их соотносят с графическими схемами. Диктант направлен на развитие фонетико-кинестетических связей в орфографическом навыке, а также на развитие навыка фонематического самоконтроля. При работе с карточками-заданиями формируются социально-коммуникативные умения учащихся.
Учащиеся из предложенного текста выбирают слова к данным схемам. Работа с таблицей дает возможность оценить уровень не только знаний и умений учащихся, но и общеучебных умений. Работа с графическими схемами формирует такие понятия, которые нацелены на развитие абстрактного мышления. В процессе целенаправленного обучения у младших школьников появляется способность мыслить символически. С помощью графических схем дети успешно усваивают такие трудные темы, как «Безударная гласная в корне, в окончании», «Непроизносимая согласная», «Парная согласная», «Правописание разделительных ь и ъ». Для возбуждения познавательной активности, формирования словарного запаса младших школьников, для успешного освоения способа проверки орфограммы служит работа по тренажеру. (см. Приложение) Работа по тренажеру позволяет: 1. раскрывать природу орфографического явления, то есть принцип, которому оно подчиняется; 2. выявлять орфографическое поле, необходимое для проверки; 3. видеть опознавательные признаки данной орфограммы; 4. формировать умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа; 5. ликвидировать разрыв между теорией – правилом и практикой. Используемые формы организации познавательной деятельности по работе с тренажером: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах. Прогнозируемый результат (формируемые УУД): · регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция); · познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; · логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство); · коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка). Правильная система работы над формированием орфографической зоркости – комплексная работа, которая позволяет формировать у учеников культуру письма, является составной частью внутренней культуры личности и лежит в основе культуры общения «ученик-учитель », «пишущий-читающий». Приложение «Тренажер для совершенствования грамматико-орфографических умений и навыков» ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Белохвостова В.Н. Влияние поля орфограммы на состояние навыков правописания младших школьников – Красноярск, 2002 2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии – М., 1966 3. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий – М., 1965 4. Львова С.И. Русский язык .За страницами школьного учебника – М., 2002 5. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник – М., 2006 6. Русский язык. Справочник школьника . 5-11 классы: Электронная энциклопедия – М., 2005 7. Тихонов А.Н. Словообразование – словарь русского языка – М., 2003 8. Шарова Н.А. Русский язык. Нестандартные уроки – Волгорад, 2008 Поделиться: |