Поиск по сайту

Условия преемственности программ духовно-нравственного развития для дошкольной и начальной ступеней образования


Авторcтво: Казанникова Анна Вячеславовна, заместитель директора по УВР ГОУ НШ-ДС № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга к.п.н.


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Связано это с тем, что в новых экономических условиях России, начальная ступень общего образования (как часть непрерывного образовательного процесса), должна обеспечить подготовку личности, конкурентоспособной на рынке труда, обладающей такими личностными и профессиональными качествами, которые обеспечивают возможность успешно решать задачи во всех видах деятельности (от профессиональных до личностно-бытовых) и отвечать за их решение.

Актуальна эта проблема и для нашего образовательного учреждения ГОУ начальная школа – детский сад (ГОУ НШ-ДС) № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. ГОУ НШ-ДС № 624 для детей дошкольного и младшего школьного возраста, является достаточно новым типом образовательного учреждения по организации процесса образования, что обусловлено преемственностью в развитии ребенка, находящегося в сенситивном периоде развития, и обеспечивается согласованностью и преемственностью всех компонентов системы образования на дошкольной ступени и ступени начального общего образования. Не исключением стала проблема разработки программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников и младших школьников.

Методологической основой разработки программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников является Концепция духовно-нравственного воспитания (в дальнейшем Концепция) в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.). В концепции определены цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей, система базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации, основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В отличие от начальной школы ФГОС в дошкольном образовании нет. Есть федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23 ноября 2009г.). Структура общеобразовательной программе дошкольного образования предполагает освоение 10 образовательных областей, в которых вопросы духовно-нравственного образовании и воспитания дошкольников отражены в той или иной степени.

На этапе дошкольного и начального общего образования задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей не могут быть решены в полном объеме в силу возрастных особенностей детей этого возраста. Но основы духовно-нравственного воспитания детей, базирующиеся на базовых ценностях, представленных в Концепции, должны быть отражены в программах по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Учитывая организацию образовательного процесса в ГОУ НШ-ДС № 624, представляло интерес не только разработать программы духовно-нравственного воспитания для дошкольников и младших школьников, но и обеспечить их преемственность, учитывая единое образовательное пространство нашего учреждения. Работа в данном направлении проходила в несколько этапов.

На первом этапе нам предстояло определить феноменологическую сущность понятия «духовно-нравственное воспитание для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного и младшего школьного возраста нами предложены следующие принципы:

- принцип определения сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» как интеграцию интересов личности, общества и государства;

- принцип выделения из 36 задач Концепции, которые представляют сферу интересов государства, общества и личности, тех задач, решение которых возможно полностью или частично на этапе дошкольного и начального общего образования;

- принцип соответствия между ФГТ к общеобразовательной программе дошкольного воспитания и образования и Концепцией «Духовно-нравственное воспитание школьников» из ФГОС второго поколения;

- принцип обеспечения преемственности в решении задач Концепции, представляющих сферу интересов государства, общества и личности в дошкольном образовании и на этапе начального общего образования;

- принцип непрерывности в развитии личности, способной к самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.

Схематично принципы, положенные в основу формирования сущности понятия «духовно нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста», можно представить следующим образом (рис.1).

6241.jpg

Рис.1 Подходы к определению сущности ДНВ на начальной ступени образования

В целях выявления готовности педагогов ГОУ НШ-ДС № 624 к организации работы по созданию программ духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного и младшего школьного возраста были использованы следующие методы исследования:

- анкетирование педагогов ГОУ НШ-ДС № 624 (всего в анкетировании приняли участие 42 педагогических работника, в том числе: воспитатели, учителя – классные руководители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги группы сопровождения, административные педагогические работники);

- содержательный анализ документов (Федеральные государственные образовательные стандарты; образовательные, федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и образовательные программы дошкольного и начального общего образования).

Кратко охарактеризуем полученные результаты.

Анкетирование педагогических работников преследовала следующую цель: определить те задачи из Концепции, решение которых возможно или частично возможно на этапе дошкольного и начального общего образования (рисунок 2 и 3).

6242.jpg

Рис. 2 Компоненты духовно-нравственного развития (сфера личностных ожиданий), формирование которых возможно на начальной ступени образования (по результатам опроса педагогов-практиков, в процентах)

Как показал анализ анкетных данных, свыше 50% опрошенных считают возможным формирование и развитие на ступени начального общего образования следующих качеств личности, находящейся в сензитивном периоде развития:

- трудолюбие и бережливость;

- представление о добре и зле;

- взаимопомощь и уважение к друг другу;

- воспитание семейных ценностей.

6243.jpg

Рис. 3 Компоненты духовно-нравственного развития (сфера общественных интересов), формирование которых возможно на начальной ступени образования (по результатам опроса педагогов-практиков, в процентах)

От 30 до 40% опрошенных педагогов считают, что на этапе дошкольного и начального общего образования возможно формирование таких качеств личности как:

- чувство патриотизма;

- осознание себя гражданином России;

- знакомство с национальными ценностями;

- осознание ценности человеческой жизни.

Относительно низкие показатели (в процентном отношении) высказанных мнений педагогов практиков, связано со средним показателем, выявленным в результате опроса воспитателей практиков и учителей начальных классов.

Если провести сравнительный анализ мнения воспитателей детского сада и педагогов начальной школы о возможном или частично возможном формировании отдельных качеств личности в соответствии с задачами духовно-нравственного воспитания Концепции, то относительный процент мнения педагогов будет значительно выше (рисунок 4 ).

Свыше 70% опрошенных педагогов начальной школы считают возможным или частично возможным формирование и воспитание чувства любви и уважения к родным и близким, осознание ценности семьи и человеческой жизни, осознание себя патриотом и гражданином своей Родины.

Совпадение мнения педагогов начальной школы и воспитателей детского сада по таким параметрам, как: осознание семейных ценностей, воспитание взаимопомощи, уважения и заботы о родных и близких, может служить основанием того, что основное воспитание этих качеств личности должно быть сформировано на этапе начальной ступени образования.

Расхождение мнения воспитателей и педагогов начальной школы (в процентном отношении) относительно таких позиций, как: развитость чувства патриотизма, осознание себя гражданином Росси, бережное отношение к жизни человека не содержит противоречий и может служить основой формирования преемственности программ по духовно-нравственному воспитанию для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы формирования этих качеств личности, заложенные в дошкольном возрасте должны получить дальнейшее развитие в начальной школе.

Несмотря на то, что мнение педагогов начальной школы и мнение воспитателей детского сада расходятся, в силу возрастных оценок возможностей ребенка по воспитанию и развитию отдельных качеств личности, на наш взгляд, выделенные показатели как в сфере личностных интересов (рис.2), так и в сфере общественных ожиданий (рис.3), могут выступать в качестве критериальных оценок сущности понятия «духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста».

6244.jpg

Рис. 4 Сравнительный анализ компонентов духовно-нравственного развития (сфера общественных интересов), формирование которых возможно или частично возможно на начальной ступени образования (по результатам опроса педагогов-практиков)

Анализ анкетных данных свидетельствует о следующем совпадении мнений педагогов и воспитателей о возможном или частичном решении задач Концепции на этапе начального обучения:

- в сфере личностных ожиданий 8 позиций из 22 (совпадение мнения педагогов и воспитателей 4 позиции из 8);

- в сфере общественных ожиданий 3 позиции из 9 (совпадение мнения педагогов и воспитателей 1 из 3);

- в сфере государственных интересов 1 позиция из 5 (совпадение мнения педагогов и воспитателей 1 из 1).

Совпадение мнений педагогов дошкольного и начального общего обучения создает предпосылки к созданию программ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста и обеспечению преемственности этих программ в соответствии с задачами Концепции «Духовно-нравственное воспитание».

Результаты содержательного анализа нормативных документов: ФГОС начального общего образования, ФГТ к образовательной программе дошкольного образования и воспитания и сравнительный анализ задач Концепции с требованиями нормативных документов свидетельствует о неполном совпадении требований ФГОС в разделе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования с задачами Концепции «Духовно-нравственное воспитание» (таблица 1).

Наиболее полно решение задач Концепции возможно в программах дошкольного воспитания, исходя из ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

Сравнительный анализ требований нормативных документов в разделе «Духовно-нравственное воспитание» свидетельствует об актуальности разработки программ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и младших школьников, причем в начальной школе возможно более полное раскрытие тех особенностей личности ребенка, которые были заложены в программах дошкольного образования. Это обеспечит преемственность в развитии и воспитании обучающихся на ступени начального обучения.

Таблица 1

Сравнительный анализ требований нормативных документов в разделе

«Духовно-нравственное воспитание»

Количество задач Концепции

Требования ФГОС

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Требования ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (планируемые результаты освоения)

Полное совпадение мнений педагогов ГОУ НШ-ДС о возможности решения поставленных задач из Концепции

Сфера личностных ожиданий


1

22 задачи

6 задач

10 задач

- готовность к индивидуально-ответственному поведению;

- готовность к самооценке*;

2

- готовность становиться «лучше»;

- готовность к социальной мобильности на основе моральных норм;

3

- формирование понятий «добро» и «зло»;

- сформированность понятий о должном и недопустимом;

4

- формирование трудолюбия;

- готовность к преодолению трудностей;

Сфера общественных ожиданий


5

9 задач

2 задачи

5 задач

- понимание ценности понятия «семья»;

- взаимопомощь между сверстниками;

- понимание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших;

Сфера государственных ожиданий


6

5 задач

-

1 задача

- формирование активности и инициативы ребенка в жизни учебного заведения;

- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни

*выделение задач в соответствии с возрастными особенностями детей

Соотнесения выделенных концептуальных задач, решение которых возможно, по мнению педагогов в образовательном пространстве начальная школа – детский сад, создает условия для реализации преемственных программ духовно-нравственного воспитания детей на ступени начального образования.


Поделиться: