Авторcтво: Люликова Ирина Владимировна, учитель начальных классов, Шкарлет Валентина Леонидовна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Природа не терпит пренебрежения к себе
и не прощает ошибок.
В.Г. Распутин
Деятельность человека оказывает все более ощутимое воздействие на окружающую среду, вмешательство в природу становится более сложным и трудным, а выявление и применение основных экологических принципов – все более важным для сохранения жизни на планете, в том числе и жизни самих людей. Сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к окружающей среде и обеспечении соответствующего воспитания и образования молодого поколения.
Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Включение учеников в различные виды деятельности в процессе экологической работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании [2, 4].
Таким образом, не преуменьшая роли научных экологических знаний, следует признать, что главным в школьном экологическом образовании является его общекультурная, деятельностная направленность. Получаемые знания должны закрепляться в практических делах. Как научиться понимать природу и правильно взаимодействовать с ней? Как воспитать экологическое сознание и экологическую культуру? Как помочь справиться с глобальными экологическими проблемами? Ответы на поставленные вопросы нужно искать с детства. Задача педагога связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Наша школа ведет работу по экологическому образованию. Учителя школы в урочной и внеурочной деятельности занимаются экологическим воспитанием обучающихся. Непосредственно воспитательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную.
Начиная с первого сентября наши маленькие первоклассники:
участвуют в районных, городских, всероссийских конкурсах;
составляют «Экологическую Азбуку»;
сочиняют экологические сказки, рассказы, инсценируют их;
показывают для одноклассников пальчиковые и кукольные представления по мотивам своих сказок;
принимают участие в выставках рисунков.
Наши предки передавали свои экологические знания из уст в уста.
И это нашло отражение в легендах, мифах и сказках. Сказки – это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Они учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления природы. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности [5, 6].
Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают понять глубже детские интересы и их направленность.
Ученица 2-го класса придумала свою экологическую сказку «Лучики – Спасатели», участвовала в районном конкурсе «Экологическая сказка» и заняла 1-е место.
«Лучики – Спасатели»:
"Каждый день солнечные лучики отправлялись на работу: освещали и обогревали землю. Ведь солнце – источник жизни на земле. Оно дает свет и тепло, без которого все живое не может существовать.
Лучик-малыш любил наблюдать, как на его глазах рос лес, белочки и зайчики весело играли и приветственно махали ему хвостиками, а ежики бегали по полянке и угощали его грибочками. Все обитатели леса любили Лучика и с удовольствием грелись под солнышком.
Но однажды он прилетел и увидел печальную картину: вместо деревьев остались пеньки. Не слышно пения птиц, не видно животных, только один мудрый старый Еж сидел на пеньке и ждал Лучика-малыша. Что же случилось?
Оказывается, в дачном поселке, который находился недалеко от леса, начались перебои с электричеством. Электростанция, которая дает электрический ток в дачный поселок, работает на каменном угле. А запасов угля все меньше и меньше. Поэтому жители решили экономить электричество и реже включать электрические плиты. Они ринулись рубить деревья, стали топить печи и на них готовить еду и греть воду.
Лучик-малыш схватился за голову, крикнул SOS. К нему прилетели тысячи его братьев-лучиков. Что же делать? Природа в опасности!
Лучики нашли выход: они поместили на крышу каждого дома солнечные батареи. Теперь электричество вырабатывалось прямо на крыше, освещало и обогревало дом. И жители практически не включали свет.
Но это еще не все! Лучики подарили каждой семье автомобили, которые работали на солнечных батареях. Воздух стал чище, и все забыли, что такое выхлопные газы!
А еще они устроили самую настоящую солнечную кухню: закипятили под солнцем воду для чая, поджарили яичницу. Вот так пикник получился! И посуду помыли водой, нагретой на солнце!
А мудрый старый Еж рассказал жителям, как еще можно экономить электричество, чтобы сохранить природные богатства и раздал им памятки.
Памятка по экономии электроэнергии
- Выключать свет, когда выходишь из комнаты.
- Включать свет только по необходимости.
- Раздвигать занавески – дать доступ дневному свету.
- Использовать термос для сохранения горячей воды.
- Осенью утеплять окна и двери, чтобы не пользоваться электрообогревателями.
- Использовать местное освещение: светильники, бра.
- Выключать плиту за несколько минут до приготовления пищи.
- При кипячении воды плотно закрывать крышку в кастрюле и не наливать слишком много воды.
- Использовать энергосберегающие лампы.
- По возможности пользоваться солнечной энергией.
А еще жители поселка вышли на субботник, на котором посадили много новых деревьев. В лес вернулись птицы, животные.
А Лучик-малыш радовался, что воздух в поселке стал чище, уголь экономился, деревья не вырубались, а жители экономили электроэнергию, соблюдая памятку. И теперь каменного угля хватит на 100 лет и больше!
И очень гордился, что он с братьями не только дают свет и тепло, но и помогают людям сберечь природные богатства. Вот так солнечные Лучики! Прямо настоящие Спасатели!!!"
Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Наши обучающиеся также занимаются раздельным сбором мусора. Путем собственного повседневного примера, взрослые могут показывать, как нужно сортировать мусор. Для этого мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пластика, батареек. Дети быстро понимают, в чем тут дело. И кладут бумагу к бумаге. Таким образом, мы учим наших детей с детства быть ответственными за мусор, который производим.
Экологическая реклама. Реклама – это определенная информация, которая «упакована» в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее.
Опыт показывает, что, предложив детям создать свою экологическую рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу, ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности.
Ребята участвуют в экологической акции «Сдай батарейку – спаси Ёжика!» и оказывают помощь благотворительному фонду «Солнце» в рамках проекта «Крышечки ДоброТы». Собранная детьми крупная партия крышечек отправляется на завод по переработке пластика. Появился экобокс для сбора батареек, который позволит устранить их негативное воздействие на окружающую среду.
Отличный вариант творческих занятий – это мастер-классы «Вторая жизнь мусора». Целью таких занятий является – научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору, тем самым внести свой посильный вклад в частичную утилизацию и сокращению мусорных свалок.
Тематика мастер–классов, которые прошли в нашей школе:
• «Волшебный магнит на холодильник» из металлических крышечек;
• «Дождливый Петербург» изготовление плаща-дождевика из пакетов;
• Изготовление поделки «Мышь» из газетных трубочек;
• Изготовление поделки «Хамелеон» из бумажных тарелок;
• «Цветы для мамы» из бумажных салфеток и т.д. Ребята из вторсырья учатся создавать творческие проекты – это поделки.
Также мы провели экологическую игру «Бросим природе спасательный круг». Экологические игры способствуют получению знаний о предметах и явлениях природы, формируют навыки бережного обращения с окружающей природой.
Предлагаемые игры по экологии содержат интересные факты о жизни растений, в том числе лекарственных, и животных, вопросы о природе, способствующие развитию любознательности. Большинство экологических игр направлено на закрепление знаний детей о различных видах животных и растений, условиях, среде их обитания, особенностях питания, а также на развитие слухового и зрительного внимания, мышления и памяти.
В нашей школе ежегодно проводится научно-практическая конференция «Знаю, умею, расскажу и покажу». К этой конференции ребята готовят свои исследовательские экологические проекты.
В проектах и исследовательских работах раскрывается проблема загрязнения окружающей среды, почвы, атмосферы, воды, растений, мест обитания животных. Также в темах проектов по экологии затрагивается проблема здорового питания, ГМО, сотовых телефонов, утилизации отходов, проблема бездомных животных, что делает научно-исследовательские работы школьников разноплановыми и интересными.
Каждый год наши обучающиеся участвуют в природоохранном социально – образовательном проекте «Эколята – молодые защитники природы». Участвуют в различных конкурсах. Целью которых является формирование у учащегося богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание культуры природолюбия.
Таким образом, экологическое образование и воспитание является очень важной составляющей воспитания нового современного общества. Если мы хотим избежать новых экологических проблем и сохранить нашу землю, мы должны не только сами стремиться действовать экологически направленно, этого очень мало в многолетней перспективе, мы должны правильно экологически направленно воспитывать наших детей. Дети — это поколение, для которого мы стараемся сохранить природу, и от того как мы их воспитаем сегодня, будет зависеть наше будущее. От этого будет зависеть будущее всей планеты.
Литература
1. Иванова, А.И. Живая экология: Программа экологического образования школьников / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Каменева, Л.А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания школьников: Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.
3. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.П. Молодова. – Минск: Асар, 1996. – 112 с.
4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания школьников: Учебное пособие / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2009.
5. Рыжова, Н.А. Не просто сказки… / Н.А. Рыжова. – М.: Академия, 2002.
6. Шорыгина, Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей / Т.А. Шорыгина. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Поделиться: