Поиск по сайту

Есть кем и чем гордиться в системе дошкольного образования Выборгского района! - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

Есть кем и чем гордиться в системе дошкольного образования Выборгского района! 17.12.2021

С 2018 года 3 дошкольные образовательные организации Выборгского района – детские сады №4, 32 и 91 являются участниками федеральной сетевой инновационной площадки по апробации и внедрению парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

Основной идеей программы является развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами игрового оборудования в ходе организации совместной или самостоятельной конструктивно-модельной деятельности в условиях детского сада.

Первоочередной задачей каждого детского сада было проектирование и организация предметной игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций, отвечающей современным требованиям к политехнической подготовке дошкольников. Техносреда групп дополнена игровыми наборами «Дары Фрёбеля» и другими конструкторами. При существенной поддержке администрации Выборгского района детские сады оснащены02.jpg конструкторами различных видов, включая робототехнические в том числе: конструкторы MRT различных уровней, серия конструкторов «Полидрон», «LEGO EDUCATION», РОБОТРЕК и другие . По истечении времени и планомерного наполнения предметно-пространственной развивающей и игровой техносреды в группах детского сада она стала средой детской реализации с регулярно меняющимися атрибутами для разворачивания игровой деятельности, экспериментирования, технического творчества.

Опыт работы по апробации парциальной программы свидетельствует о широких возможностях встраивания предлагаемого технического контента в образовательную программу дошкольного образования, обогащая ее и давая возможности решать поставленные задачи по новому, на интересном для детей содержании, поддерживая и стимулируя их активность, любознательность, инициативу, самостоятельность и техническое творчество. Каждое учреждение выбрало свою стратегию и тактику реализации парциальной модульной программы, опираясь на лучший опыт своих педагогических коллективов. У каждого детского сада есть свой почерк апробации предлагаемого содержания и технологии организации конструктивно-модельной деятельности.

Апробация программы повлекла за собой такие позитивные эффекты как: изменение позиции воспитателя с регламентирующей деятельности на направляющую и поддерживающую, обогащение содержания программы дошкольного образования, внедрение современной технологии организации совместной конструктивно-модельной деятельности, расширение форматов взаимодействия с родителями, обеспечение открытости деятельности дошкольных образовательных организаций и др.

03.jpgОпыт использования игровых практик в ходе апробации парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» стал действенным развивающим стимулом для детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в создании естественных условий для расширения у детей представлений об окружающей действительности и предметах окружения, о труде взрослых и роли разных профессий в жизни людей, в создании продуктов технического конструирования и их дальнейшее использование для разворачивания игры, в создании детям возможностей находить собственные решения на предложенную проблемную или игровую ситуацию, поддержка их инициативы и стимулирование обсуждения разных решений задачи, создание разноплановых технических объектов, помогающих им опытным путем пробовать и избегать ошибок, обогащение опыта детей и игровых сюжетов, развитие коммуникативных навыков, умений договариваться и продуктивно взаимодействовать, работая на общее дело и проявляя себя, давая оценку собственным действиям т.д. Можно подобрать большое количество примеров из практики, подтверждающих вышеизложенные положения, но остановимся только на некоторых. Так в процессе конструктивно-модельной деятельности по теме «Спецтранспорт» детьми были созданы модели трактора, цементовоза, пожарной и полицейской машины, скорой помощи. Всё это нашло продолжение в сюжетно-ролевых играх «Стройка» и «Больница». Развитием игровой ситуации было то, что накопленный опыт детей позволил им развернуть игру, используя строительные виды транспорта. Дети начали строительство домов, детских садов, поликлиник; для возведения стен, был сконструирован подъемный кран. На следующий день в микрорайоне, который они создали произошло чрезвычайное происшествие – 04.jpgпожар. Тут же детьми были проложены дороги, по которым спецтранспорт быстро прибыл на место происшествия: пострадавшие были доставлены в больницу, где им была оказана первая медицинская помощь. Для решения актуальных задач игровой деятельности некоторые дети решили создать роботов помощников (для разборки завалов и проведения сложных операций). Нельзя ни отметить такой эффект реализации парциальной модульной программы как расширение представлений о профессиях взрослых. В сюжетно-ролевой игре дети взяли на себя роли различных профессий: строитель, кровельщик, проектировщик, крановщик, водители, врачи и медсестры, пожарные, полицейские и другие. Понимают они уже и о роли роботов в жизни человека, и об облегчении труда взрослых, и о возможностях роботизации в современном мире.

05.jpgВ условиях стремительного развития технологий сложно спрогнозировать профессии будущего и определить, какие продукты технического творчества будут востребованы. Мы и предположить не могли, что обновление содержания образовательной программы дошкольного образования может коснуться знакомства с такими профессиями как ГМО-агроном, сити-фермер, портовый эколог, космогеолог, проектировщик инфраструктуры «умного дома», рекламист и другие. Создавая роботов помощников, дети рассуждали о том, как они смогут помочь в трудных ситуациях: при разборе завалов после землетрясения, уборки экологического мусора в космическом пространстве, выполнении операций нейрохирургами.

В ходе апробации программы в естественных условиях осуществляется содействие развитию сотрудничества и партнерства среди детей, включения родителей в совместную деятельность. Детские сады как участники сетевой инновационной площадки используют разные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитатели и сами дети проводят мастер-классы разного содержания: событийные (напр., к 23 февраля), тематические (Космодром, мосты Петербурга и др.), как в формате живого общения, так и дистанционно, создавая, например, виртуальный музей.

Диссеминация педагогического опыта – это ещё одно направление деятельности06.jpg дошкольных образовательных организаций в рамках апробации парциальной программы. Педагоги открыты для педагогического сообщества и делятся лучшими практиками работы. За истекший период был представлен обобщенный опыт работы детских садов как участников сетевой инновационной площадки в рамках мероприятий разного уровня: Международного (Петербургский международный образовательный форум 2019, 2021гг, Международная научно-практическая конференция «Инфо-Стратегия: Общество. Государство. Образование - 2020»), Всероссийского (Методический Форум, 12-я Всероссийская конференция с международным участием и др.), регионального (Межрегиональная конференция, семинары и др.), городские мероприятия (семинары, семинары – практикумы, мастер – классы и др.), мероприятия районного уровня (Марафон методических инноваций, практикумы, мастер-классы, открытые просмотры образовательной деятельности и др.). В общей сложности за истекший период апробации парциальной программы дошкольные образовательные организации провели и приняли участие более чем 25 мероприятиях. Их опыт так же представлен в публикациях, в количестве 9 статей. Нашёл отражение опыт членов педагогических коллективов как участников сетевой инновационной деятельности и в конкурсных мероприятиях. Это и Всероссийский конкурс «Воспитатель года» (2019г.), Всероссийски07.jpgй фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест» (2020г.), районный конкурс педагогических достижений (2020г.), различные интернет – конкурсы: Всероссийский интернет-конкурс детского творчества «Замечательное конструирование», Всероссийский интернет-конкурс детского технического творчества «Эврика», номинация «Действующая модель», Всероссийская акция «Бессмертная эскадрилья». Российская ассоциация образовательной робототехники, Всероссийский детский интернет-конкурс по конструированию «Лего-Страна», Всероссийский творческий интернет-конкурс по Лего-конструированию и робототехнике. Центр роста талантливых детей и педагогов «Эйнштейн» и др.

Мы уверены, что созданные для развития технического творчества детей условия и достигнутые ими результаты в рамках апробации и внедрения парциальной модульной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» позволят нашим воспитанникам чувствовать себя комфортно «сегодня» в условиях детского сада, «завтра» – в условиях школы, в целом – в научно-технической среде современного мира.  


Больше фотографий здесь


ГБДОУ детские сады №91, 34, 4 Выборгского района


Поделиться:

Возврат к списку