Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
Ко Дню глухих - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»
27.09.2021
ГБОУ школа интернат 33 Выборгского района открыла свои двери слабослышащим обучающимся 1 сентября 1957 года
В школу принимаются слабослышащие дети со снижением слуха (1 - 4 степени), КИ и позднооглохшие дети.
Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом осуществляется по адаптированным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности и учебным планам, разработанным в соответствии с ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС ООО
Приоритетным направлением работы школы-интерната № 33 является: Совершенствование речевой культуры слабослышащих и позднооглохших обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС ООО.
Обучение слабослышащих детей опирается на принцип формирования речевого общения, так как именно общее недоразвитие речи является следствием отсутствия слуха.
Речевое и общее развитие неслышащих детей обеспечивает их успешную социализацию. Педагогический коллектив постоянно находится в творческом поиске, совершенствовании педагогического мастерства, освоении новых технологий.
Основные направления работы педагогического коллектива нацелены на развитие:
1. Духовно-нравственного воспитания обучающихся
2. Формирование здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства Формирование здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства ГБОУ школы-интерната № 33
3. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО с ОВЗ, ФГОС ООО
4. Психологическое сопровождение обучающихся и родителей
5. Коррекционно-развивающая работа в ГБОУ школе-интернате №33
Формирование здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образовательного пространства
«Одной из современных задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.»
С целью профилактики утомления и стрессов как одной из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе – интернате № 33 особое внимание уделяется соблюдению гигиенических норм и требований к объему учебной и внеучебной нагрузки, обучающихся на всех этапах обучения:
¾ поддержание постоянного воздушно-теплового режима в помещениях школы; до начала учебных занятий и после них осуществление сквозного проветривания;
¾ создание условий для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений;
¾ применение в учебных помещениях системы искусственного освещения, соответствие уровня освещенности в кабинетах гигиеническим нормам и требованиям;
¾ исключение действия раздражающих посторонних звуков, создание спокойной звуковой обстановки.
Во избежание утомления и стрессов особое внимание уделять рациональной организации урока:
¾ организация различных видов деятельности на уроке, которые чередуются через 10 – 15 минут, а при необходимости и чаще;
¾ поддержка благоприятного психологического климата, эмоциональные разгрузки;
¾ проведение на уроках тематических физкультминуток, содержащих комплекс упражнений для разминки мелких мышц руки, массажа активных точек, гимнастики для глаз.
Для укрепления иммунитета и профилактики гриппа и ОРВИ обучающиеся ГБОУ щколы – интерната № 33 посещают соляную комнату.
Соляная комната или калокамера - это помещение, в котором поддерживается определенный микроклимат. Это влажность, ионный состав воздуха, температура.
Использование спортивных снарядов и тренажеров на уроках физкультуры в школе помогает удовлетворить потребность детей в движении, справиться с нервными перегрузками, развивает их выносливость, улучшает координацию. Комплексные занятия на тренажерах помогают скорейшему спортивному развитию детей, что идет на пользу не только для физического, но и для умственного их развития.
Комплексное индивидуально-ориентированное психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением слуха:
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение (ППС) образовательного процесса организуется с учетом индивидуальных особенностей развития, обучающихся с нарушением слуха и оказанием всесторонней психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса (обучающимся, родителям, членам педагогического коллектива).
ППк (психолого-педагогический консилиум) – внутришкольный совещательный орган для принятия коллегиальных решений по вопросам изменения и коррекции образовательного маршрута обучающихся; форма взаимодействия специалистов образовательной организации для решения задач оптимизации учебно-воспитательного процесса (до 2019 – ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум).
Основные методы работы школьного психолога – это методы диагностического наблюдения, беседы, стимулирующей диагностики (для выявления особенностей развития, адаптации, сформированности навыков, необходимых для выполнения учебной деятельности); метод анализа продуктов урочной и внеурочной деятельности (тетради, рисунки, поделки) и метод экспертной оценки позволяют дать более объективную оценку готовности к школе и оценить уровень развития УУД.
Качество речевой среды ближайшего социального окружения и модель семейного воспитания – важнейшие факторы, определяющие особенности поведения и эмоционального реагирования ребенка на различные ситуации школьной жизни.
Важнейшее значение при планировании и реализации мероприятий комплексного ППС образовательного процесса в младшей школе имеет учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, обеспечение индивидуального подхода в процессе проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы, учёт особенностей семейного воспитания и традиций.
Личность родителя, педагога, воспитателя – образцы для подражания ребенка. Ребенок копирует модели поведения и эмоционального реагирования взрослых на различных жизненные ситуации.
Профилактика эмоционального и профессионального выгорания специалистов, активное участие родителей в школьной жизни ребенка, готовность родителей принять своего ребенка и помогать ребенку, единство требований родителей и педагогов, терпение и уважительное отношение к ребенку – важнейшие факторы психологического благополучия всех участников образовательного процесса.
В школе-интернате разработана Программа коррекционно-развивающей работы, основное содержание которой составляют следующие взаимосвязанные направления.
1. Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа является системообразующей доминантой образовательного процесса в школе для слабослышащих и позднооглохших обучающихся. К основным коррекционно-развивающим задачам относятся: формирование / развитие произносительных навыков; формирование / развитие речевого слуха; развитие речи; расширение словарного запаса; активизация речевой деятельности обучающихся. Реализации данных задач способствует выполнение единых требований к проведению коррекционной работы на уроках и занятиях во внеурочное время, соблюдение требований к речи педагогов, требований к работе над речью обучающихся. Важной составляющей является создание в школе-интернате речевой среды. В урочной деятельности осуществлению коррекционно-развивающих задач способствует проведение речевых зарядок, контроль учителя за правильным произношением поставленных звуков в самостоятельной речи учащихся, контроль за речевыми высказываниями детей, создание ситуаций общения для развития коммуникативных умений, развитие речевого слуха на материале уроков. Также коррекционно-развивающие задачи реализуются во время режимных моментов и во внеклассной деятельности.
2. Диагностическая работа
Ежегодно в рамках договора о сотрудничестве между школой-интернатом и медицинским университетом сотрудники лаборатории слуха и речи НИЦ СПб ГМУ им. И.П. Павлова осуществляют обследование состояния слуховой функции школьников (на безвозмездной основе). Для аудиологического обследования первоклассников, вновь прибывших детей и выпускников школы используется Аудиометр диагностический AD 629 (производитель Interacoustics, Дания). С помощью AD 629 осуществляется обследование слуха по воздуху и кости, проводятся надпороговые тесты и речевая аудиометрия. Аудиометр воспроизводит звук различной силы и высоты, позволяя определить тот уровень, который воспринимается пациентом. Он обеспечивает высокую точность при диагностике слуха у пациентов всех возрастов.
В школе-интернате учителя-дефектологи в начале и в конце учебного года проводят мониторинг состояния слуха и речи обучающихся. В начале учебного года обследуется состояние речи школьников (состояние произносительной стороны речи (голос, речевое дыхание, орфоэпия, интонация); состояние звукопроизношения), а также проводится обследование слуха речью (уточнение рабочего и резервного расстояния с индивидуальным аппаратом / кохлеарным имплантом и без индивидуального аппарата (списки слов Л. В. Нейман с низко- и высокочастотными характеристиками составляющих их звуков); обследование фонематического слуха (1-2 степень снижения слуха; речевой материал на дифференциацию согласных звуков) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся). В конце каждой четверти осуществляется проверка восприятия школьниками знакомого по звучанию речевого материала (контрольные фразы из текстов и с уроков). В конце учебного года проводится обследование речи учеников (состояние произносительной стороны речи; состояние звукопроизношения; проверка внятности речи по спискам фонетически сбалансированных слов), состояния связной речи, а также проводится проверка техники чтения. Также в конце учебного года осуществляется обследование слуха речью (определение уровня восприятия речи на слух или слухозрительно с учетом индивидуальных особенностей обучающегося (сбалансированные списки слов Э.И. Леонгард); восприятие знакомого речевого материала (контрольные фразы из текстов и с уроков); восприятие незнакомого речевого материала (контрольный текст); обследование фонематического слуха с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Результаты обследования фиксируются в индивидуальной «Слухоречевой карте». По данным показателям отслеживается динамика развития обучающихся.
Ежегодно для обучающихся начальной школы организуется «Слухоречевая конференция», проведение которой позволяет отследить динамику в развитии школьников, а также определить уровень сформированности у них специальных умений и навыков.
3. Консультативная работа Это направление обеспечивает непрерывность специального сопровождения слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных детей и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
4. Информационно-просветительская работа Это лекции, беседы, печатные материалы, тематические выступления для педагогов и родителей, индивидуальные консультации специалистов.
Наиболее эффективное развитие слухоречевых возможностей слабослышащих и кохлеарно имплантированных школьников обеспечивается знанием педагогами школы слуховых и речевых возможностей учащихся (степень снижения слуха, состояние произносительной стороны речи, уровень восприятия речи на слух с кохлеарным имплантом, индивидуальным аппаратом и без аппарата). В соответствии с этими данными учителя планируют объём речевого материала, предъявляемого на слух, осуществляют вариативность местоположения педагога по отношению к обучающимся, предъявляют знакомый речевой материал (опрос домашнего задания, закрепление материала) на слух, незнакомый – слухозрительно с учётом индивидуальных возможностей обучающихся. Непременным условием успешной реализации слухоречевых возможностей обучающихся является исправление слуховых, произносительных (звукопроизношение, слитность, выразительность) и речевых ошибок с учётом слуховых возможностей обучающихся, а также исправление аграмматизмов в речи обучающихся с опорой на грамматический вопрос к слову с последующим включением словосочетания в предложение.
Особое внимание уделяется формированию коммуникативных умений обучающихся. Этому способствует обеспечение максимальной речевой активности учащихся, создание ситуаций общения для развития диалогической и монологической речи и побуждение к самостоятельным высказываниям. В урочной и внеурочной деятельности происходит обогащение словарного запаса путём введения учебной терминологии в активный словарь (создание речевых ситуаций, использование наглядности, контекста, разных типов словарей).
В школе-интернате с 2011 года используются FM-системы Amigo. В настоящее время функционирует 8 комплектов (3 FM-передатчика Amigo T20 и 5 FM-передатчиков Amigo T31, 52 – FM-приёмника Amigo ARC). Работа FM-системы Amigo основана на радиопринципе.
FM-системы «Amigo» представляют собой передатчик звукового сигнала Т20 и Т31 (с микрофона, с записи), а также комплект индивидуальных приемников Amigo Arc, которые выдаются детям перед уроком или занятием. Основной особенностью приемников является наличие индукционной петли, которая транслирует сигнал с приемника непосредственно в слуховые аппараты/кохлеарные импланты обучающихся, обеспечивая им условия доступности чистого звукового сигнала. Это позволяет учителю проводить урок/занятие в условиях максимально приближенным к условиям обучения слышащих школьников: учитель имеет возможность свободно перемещаться по классу, поворачиваться спиной к обучающимся во время урока/занятия без потери слухового внимания детей. Чистота звукового сигнала позволяет ученикам воспринимать различные речевые и неречевые звучания, музыку наиболее чётко, делает различные звуки доступными для обучающихся, что положительно влияет на весь процесс обучения и позволяет сформировать интерес к процессу слушания.
FM-системы Amigo могут использоваться в самых разных ситуациях: во время уроков, фронтальных занятий в школе, во время концертов, спортивных соревнований, экскурсий.
5. Музыкально-ритмические занятия являются одним из важных специальных коррекционно – развивающих курсов в системе специальных общеобразовательных для обучающихся детей с нарушением слуха, направленной на их всесторонне развитие, наиболее полноценную социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
«Жизнь с музыкой» помогает слабослышащим детям, начиная с раннего возраста:
Ученики школы являются активными участниками различных конкурсов, проектов, фестивалей.
ГБОУ школа-интернат №33 Поделиться: |