Поиск по сайту

60-летию первого полёта в космос Ю. А. Гагарина посвящается... - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

60-летию первого полёта в космос Ю. А. Гагарина посвящается... 25.03.2021

«60-летию первого полёта в космос Ю. А. Гагарина посвящается...» – так называется образовательный проект, который разработали и реализовали учителя математики школы-интерната №33 для обучающихся 5-6 классов.

В рамках проекта ребята совершили «космическое путешествие» – игру по станциям и узнали много интересных фактов из жизни первого в мире космонавта, его детстве, юности и становлении летчика-космонавта. А так же открыли для себя много нового и неизвестного в космической биологии, экологии и космическом питании.

Так, на станции «Космическая биология» первым вопросом для ребят был «Какие животные летали в космос?». Большее количество учащихся дружно отвечали: «Белка и Стрелка!!!». Благодаря популярному мультфильму эти собаки известны даже самой непросвещённой аудитории. Каково же было удивление ребят, когда они узнали, что до собак в космосе побывали мыши и насекомые. Что кроме Белки и Стрелки в космическом отряде было около 50 собак, и не все вернулись на Землю. Одна из невернувшихся – Лайка, и ей установлен памятник у здания Института военной медицины в Москве. Всего за 15-летнюю историю «собачьей космонавтики» в невесомости побывали 50 собак. 18 из них погибли. Поэтому памятник Лайке 2.jpgназывают еще памятником всем погибшим при испытании животным. Это двухметровый монумент представляет собой ракету, переходящую в ладонь. На ней гордо стоит Лайка.

Также ребята узнали, что США отправляли в космос не собак, а обезьян, а Франция – кошек. Что первыми вокруг спутника Земли Луны облетели черепахи. А первыми птенцами, вылупившимися в космосе, были перепелята. В общей сложности более 50 видов животных, и очень большое количество растений побывало в космосе. Итогом работы на станции был тест «Животные в космосе».

На станции «Первый космонавт» школьники узнали, что первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино, родители у него были простыми людьми: мама работала на молочно-товарной ферме, папа был плотником. В 1949 году он окончил неполную среднюю школу, поступил в Люберецкое ремесленное училище на специальность «формовщик-литейщик», и одновременно поступил в Люберецкую вечернюю школу. В 1951 году - студент Саратовского индустриального техникума. В 1954 г впервые пришёл в Саратовский авиаклуб, где совершил свой первый самостоятельный полёт. Техникум окончил с отличием. 7 октября 1955 года призван в ряды Советской Армии и направлен в г Оренбург на учёбу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училищным им. Ворошилова. 25 октября 1957 г окончил училище и через несколько дней женился. У Юрия Алексеевича две 3.jpgдочери. Елена – ныне директор музея-заповедника «Московский Кремль» и Галина, экономист, профессор Российского университета им. Плеханова. В конце 1957 г. прибыл к месту своего назначения – истребительный авиационный полк Северного флота. 9 декабря 1959 г подал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты и 3 марта 1960 года был в нее зачислен. С 11 марта 1960 года Юрий Алексеевич приступил к тренировкам. 12 апреля 1961 в 9 часов 07 минут стартовал на космическом корабле «Восток», облетел Землю и в итоге 108 минут провел в космосе. Всемирная известность, первый космонавт мира. В мае 1961года Юрия Алексеевича назначают командиром отряда космонавтов, а осеню 1961 он поступает в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского. В декабре 1963 – заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. В 1963 г вернулся к лётной подготовке, летом 1966 стал готовиться к новому космическому полету. 17 февраля 1968 г защитил диплом в Академии и с большим трудом добился разрешения самостоятельно пилотировать самолёт. 27 марта 1968 г первый и последний самостоятельный полёт. Самолёт разбился в районе деревни Новосёлово Киржачского района Владимировской области. Обстоятельства гибели не выяснены до сих пор.

Станция «Космическое питание» была организована в формате мастер-класса, где ребята узнали о том, что: космическая еда существенно отличается от привычной земной пищи и прежде всего, особым приготовлением и, конечно же, особой упаковкой. Сначала продукты упаковывались в пакеты из полимерных пленок под вакуумом, позже – в консервные банки и тубы.

Одним из заданий на станции было ответить на вопросы викторины:

·  когда была начата первая программа разработки питания космонавтов; (в 1963 г);

·  какой период длятся испытания продуктов питания для космонавтов (1.5-2 года); 4.jpg

· кто из космонавтов был первым потребителем космической пищи (употребил в течение суток 3 раза)? (Первым космическую еду испытал на себе космонавт-2 Герман Титов в августе 1961 года. За двадцать пять часов полёта Титов успел принять пищу три раза, однако, по его словам, на Землю он вернулся голодным. На первое у него был стакан овощного супа-пюре, на второе - печёночный паштет; на третье - стакан черносмородинового сока.);

· почему внесли изменения в рацион питания космонавтов и что было предложено в новом меню для них? За годы освоения космического пространства рацион питания космонавтов значительно изменился, и включает в себя пищевые концентраты - продукты сублимационной сушки (брикетированные свинина и говядина, клубника, картофельные оладьи), приготовленные термообработкой в упаковке (говядина в соусе, сосиски, индейка, бифштекс, ломтики ветчины, говядина рубленная в соусе), стерилизованные облучением (ветчина, бифштекс натуральный, индейка в соусе), упакованные в мягкие герметичные пакеты (сыр, земляные орехи в масле, шоколадное пирожное с орехами, какао-порошок).

Последним заданием на станции была «Игра со зрителями» где необходимо было составить меню на день для космонавтов из предложенных продуктов на свой выбор, но придерживаясь определенного правила: 1. Завтрак – каша или молочный продукт, напиток, десерт. Обед – суп, блюдо с мясом, напиток. Ужин второе блюдо, напиток, 5.jpgдесерт.

В ходе интерактивной беседы-презентации на станции «Космической экологии» ученики отвечали на вопрос: «Что страшнее для планеты – «космический мусор» или «мусор в космических масштабах»?

Рассмотрев видеосхему роста числа космических объектов на околоземном пространстве, участники выяснили, что представляет собой космический мусор. После просмотра обучающего мультфильма ребятам стало понятно, что бытовой мусор угрожает планете сильнее, чем космический, что отходы нельзя отправить в космос для сгорания, и что потреблять ресурсы земли нужно разумно. Узнали, как избавляются от космического мусора в ходе эксперимента с магниевой пудрой, где поняли, что значит сгореть в атмосфере. В ходе мини-викторины школьники разобрались с числом запусков, людей побывавших в космосе, узнали, какие современные бытовые вещи начинали свое путешествие по планете на космической орбите. После просмотра видеоблока о жизни на МКС увидели как аккуратно и вдумчиво упаковывают продукты для космонавтов. Ученики провели опыты с водорастворимой упаковкой на примере моющего средства. Подводя итоги работы на станции, ребята сделали правильный вывод о том, что всем нам следует выбирать экологичные варианты покупок, если такой выбор есть!



Фотографии вы можете посмотреть здесь



Татьяна Федосеева,

заместитель директора по ВР

ГБОУ школа-интернат №33


Поделиться:

Возврат к списку