Поиск по сайту

Основы финансовой грамотности: современное образование в современном детском саду - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

Основы финансовой грамотности: современное образование в современном детском саду 12.02.2021

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 Выборгского района Санкт-Петербурга открылся два с половиной года назад. Детский сад находится в новом районе и располагается в двух корпусах. Всё здесь оборудовано в соответствии с современными требованиями: в каждом здании, помимо групповых ячеек со спальнями, расположены кабинеты для дополнительных занятий с детьми, музыкальный и спортивный залы, плавательный бассейн. На территории установлено современное игровое оборудование, теневые навесы, имеется стадион. Большинство педагогов, работающих с детьми, молоды, инициативны и открыты всему новому.

Несомненно, такие ресурсы надо использовать по максимуму. Возможно, именно поэтому 11 детский сад вошел в пятерку образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих программу дошкольного образования, включенных в реестр опорных образовательных организаций, реализующих программы по повышению финансовой грамотности.

О том, как в современном детском саду реализуется программа по повышению финансовой грамотности, и почему так важно обучать детей уже с дошкольного возраста правильно относиться к деньгам, нам рассказала Татьяна Викторовна Егорова, методист детского сада № 11 Выборгского района.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. 3.jpg

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим.

Все мы хотим для своих детей лучшего, но нужно помнить, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный для него подарок, просто так не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

4.jpgВ ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Всё это формирует предпосылки для ранней профессиональной ориентации воспитанников. В процессе игры дети не только вспоминали известные профессии: продавец, кассир, водитель и др., но и могли попробовать себя в необычных ролях: рабочего на фабрике по производству мороженого, менеджера по рекламе при изготовлении упаковки для товара, провести собственную пиар-кампанию.

В своей работе педагоги нашего детского сада используют примерную парциальную образовательную программу дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», разработанную в рамках Соглашения о сотрудничестве Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности населения Российской Федерации от 8 сентября 2016 года. 5.jpg

К сожалению, все имеющиеся программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, но это не означает, что дошколята 3-4 лет не могут быть вовлечены в эту деятельность. Воспитатели самостоятельно придумывают для младших детей игры, задания, проблемные ситуации. Так, воспитанники второй младшей группы встали перед выбором: «Если денег мало и надо купить продукты к ужину, что ты выберешь: еду или игрушку?». Конечно, большинству ребят хотелось «купить» игрушку, но педагоги помогли детям осмыслить и сделать правильный выбор.

Многие игры и пособия изготавливаются педагогами самостоятельно или совместно с детьми: «Монетное дерево», «Семейный бюджет», «Что в копилочке лежит?» и др. Часто при изготовлении используется бросовый материал. Что помогает формированию основ эколого-экономической культуры у дошкольников, бережного отношения к ресурсам, природе.

6.jpgНаши педагоги с удовольствием используют современные ресурсы: создают интерактивные обучающие игры, проекты и презентации для детей. Своим опытом они делятся с коллегами. На вебинаре «Обмен опытом внедрения в образовательную практику дошкольного образования элементов финансовой грамотности», организованном Центральным банком Российской Федерации 18 декабря 2020 года воспитатель Горбунова Надежда Николаевна представила методическую разработку по финансовой грамотности дошкольников на примере интерактивных дидактических игр, а воспитатель Спиридонова Оксана Анатольевна познакомила участников с интерактивным проектом «Три кота и копилка».

Формирование полезных привычек в сфере финансов – новое направление в деятельности педагогов детского сада, диктуемое требованиями современности. Начиная с раннего возраста, оно поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.




Егорова Татьяна Викторовна,

методист ГБДОУ детский сад № 11 Выборгского района


Поделиться:

Возврат к списку