Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
|
Поиск по сайту
|
О финансовой грамотности – дошкольникам - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»
09.02.2021
На днях в Информационно-методическом центре Выборгского района состоялся семинар, посвященный экономическому воспитанию дошкольников, в котором приняли участие более 30 дошкольных учреждений. О том, почему этот вопрос сегодня столь актуален, и как организовать эффективную работу по развитию финансовой культуры у детей нам рассказала одна из участниц семинара Ганичева Людмила Александровна, методист детского сада №108 Выборгского района.
Проблема экономического воспитания на данный момент стала настолько актуальной, что Министерство образования РФ рекомендует нам включить экономику в программу дошкольного образования.
25 сентября 2017 года вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023 г.г.».
Планируя работать над этой темой, мы задались вопросом: с какого возраста можно включать работу по развитию финансовой культуры у детей в детском саду.
Сегодня наши дети живут в иных экономических условиях, они рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с такими понятиями как «реклама», «деньги», «товары», «цены», «экономить», «дешево», «дорого», ходят с родителями в магазины, участвуют при покупке и продаже товаров.
Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, трудолюбие, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Наша работа началась с самих себя, так как тема нам была не знакома. Мы прошли
Мы начали разрабатывать эту тему, так как уверены, что необходима преемственность в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Цель нашей работы – социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования финансовой культуры.
Внедрение данной тему в ДОУ началось с анкетирования родителей, которые являются получателями услуг. В анкетировании принимали участие 65 родителей
НА вопрос: «Как Вы считаете, что означает понятие «финансовая культура?», большинство родителей ответили «Умение грамотно вести учет своих доходов и расходов» (41), «Умение эффективно управлять личными финансами» (36), «Умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести ответственность за такие решения» (34).
НА вопрос: «Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей финансовой грамотности?», большинство родителей ответили «В школе» (39), «В старшем дошкольном возрасте» (30). Как Вы видите есть даже 2 человека которые ответили, что не видят в этом необходимости.
НА вопрос: «Готовы ли Вы совместно с детьми пройти курс финансовой грамотности?», большинство родителей ответили «ВОЗМОЖНО» (32).
Так, как же началось внедрение и знакомство детей с миром ФИНАНСОВ?
С показа презентации где мы рассказали детям о понятии «ТОВАРООБМЕНА» и как он зарождался (например, за одного бычка – можно было получить 1000 раковин), с понятием слова «ТРУД» (ценность вещей и продуктов разная так как надо понять, сколько труда было вложено), как появились монеты и кто такие кузнецы, которые их чеканят), ну и, конечно, знакомство с современными деньгами (про которые дети уже все знают).
Нами были проведены ряд консультаций для родителей: «Труд – это основа человеческой жизни», где мы рассказали о важности воспитания уважительного отношения к труду; «Потребности и желания» – данная консультация была посвящена вопросу «Как ребенку объяснить разницу между потребностями и желаниями человека».
Так как с ребёнком необходимо говорить на языке ему понятном, даже о таком сложном явлении, как экономика, для реализации цели и задач экономического воспитания мы используем всевозможные игры. Ребёнок в детский сад приходит в первую очередь играть, и окружающий мир он познаёт именно через всевозможные игры: сюжетно-ролевые и квест-игры (в сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Дошколята оперируют понятиями: покупать-продавать, выгодно-невыгодно, дороже – дешевле, больше – меньше, выиграл – проиграл и др.), дидактические игры («Кому что нужно для работы?», «Пятый лишний», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь», «Что быстрее
Педагоги, которые уже занимаются проблемой формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста считают, что работу можно начинать с младшего возраста.
Например, педагоги группы №10 «Маленькая страна» разработали методическую разработку «Матрешкин-град». В своей игре они собрали все эти роли в одном сказочном городе, который называется «Матрешкин Град». В городе есть: кафе, магазин, парикмахерская, аптека, театр, парк, автостанция и, конечно, – банк (место, где хранятся деньги).
Жители этого города – Матрешки и у каждой из них есть своя профессия. Игра начинается на старте, который расположен в банке. Банк на старте выдает всем одинаковое количество монет. Этими монетами игроки расплачиваются, попадая на каждую новую станцию при помощи кубика, а в замен получают либо товар, либо услугу или же эмоцию (радость или печаль). Передвигаются Матрешки по игровому полю при помощи кубика. Для младшего возраста кубик 1-3, для среднего и старшего 1-6. За игрой наблюдает водящий-воспитатель, для координации
Большое внимание мы уделяем проектной деятельности. На данный момент мы работаем над проектом «Маленький финансист». Участниками проекта являются дети средней, старшей и подготовительной групп, родители, воспитатели.
В нашем проекте «Маленький финансист» одно из направлений – «Рождение новых вещей», где показываем детям всех возрастов возможность использования старых вещей при изготовлении новых, тем самым воспитывая у детей бережное отношение к вещам своим и чужим.
Сейчас в детском саду проходит конкурс «Подарим вещам вторую жизнь», где ребята совместно с родителями проявляют свой творческий потенциал и воспитывают бережное отношение к природе и окружающей среде.
Наш детский сад делился своим опытом и наработками на:
· городском вебинаре «Профессиональный стандарт: формирование профессиональной педагогической готовности воспитателя к реализации финансово-экономического образования дошкольников», 17 июня 2020 г. (с темами: «Формирование финансовой культуры у дошкольников», «Как провести блиц-опрос "Устами младенца" и разработать памятки педагогам и родителям по формированию финансовой грамотности дошкольников»)
· городском вебинаре «Культурно - досуговые формы работы с детьми и педагогами: экологический праздник», 19 июня 2020г. (Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (совместная деятельность в дистанционной форме)
· городском семинаре в режиме вебинара «Профессиональный стандарт: формирование профессиональной педагогической готовности воспитателя к реализации программы финансово-экономического образования дошкольников» 21 октября 2020 г. (тема: «Средства, методы и приемы формирования предпосылок финансовой и экономической культуры у дошкольников»)
· районном семинаре «Формирование профессиональной педагогической готовности воспитателя к реализации финансово-экономического образования дошкольников» 03.02.2021 (выступали совместно с педагогами ГБДОУ №65 и ГБДОУ №67 Выборгского района)
В заключении хочется добавить: современные условия жизни диктуют нашим детям современные игры. Так давайте не будем им мешать адаптироваться в этом сложном мире, а наоборот, будем помогать и направлять, опираясь на свой жизненный опыт.
ГБДОУ детский сад №108 Выборгского района
Поделиться: |