Поиск по сайту

О финансовой грамотности – дошкольникам - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

О финансовой грамотности – дошкольникам 09.02.2021

На днях в Информационно-методическом центре Выборгского района состоялся семинар, посвященный экономическому воспитанию дошкольников, в котором приняли участие более 30 дошкольных учреждений.

О том, почему этот вопрос сегодня столь актуален, и как организовать эффективную работу по развитию финансовой культуры у детей нам рассказала одна из участниц семинара Ганичева Людмила Александровна, методист детского сада №108 Выборгского района.

Проблема экономического воспитания на данный момент стала настолько актуальной, что Министерство образования РФ рекомендует нам включить экономику в программу дошкольного образования.

25 сентября 2017 года вышло распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 – 2023 г.г.». 3.jpg

Планируя работать над этой темой, мы задались вопросом: с какого возраста можно включать работу по развитию финансовой культуры у детей в детском саду.

Сегодня наши дети живут в иных экономических условиях, они рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с такими понятиями как «реклама», «деньги», «товары», «цены», «экономить», «дешево», «дорого», ходят с родителями в магазины, участвуют при покупке и продаже товаров.

Поэтому проблема финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, трудолюбие, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Наша работа началась с самих себя, так как тема нам была не знакома. Мы прошли 4.jpgкурсы повышения квалификации, посетили различные вебинары на тему «Финансовой грамотности». Понимая, что надо с чего-то начинать приобрели методическую литературу из серии «Азы финансовой культуры для дошкольников», рабочие тетради и даже пособие для родителей. Приобрели различные тематические настольные игры, кто-то из воспитателей принес из дома всем знакомую настольную игру «Монополия» (для детей с 5 лет).

Мы начали разрабатывать эту тему, так как уверены, что необходима преемственность в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.

Цель нашей работы – социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования финансовой культуры.

Внедрение данной тему в ДОУ началось с анкетирования родителей, которые являются получателями услуг. В анкетировании принимали участие 65 родителей

НА вопрос: «Как Вы считаете, что означает понятие «финансовая культура?», большинство родителей ответили «Умение грамотно вести учет своих доходов и расходов» (41), «Умение эффективно управлять личными финансами» (36), «Умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и нести ответственность за такие решения» (34). 

НА вопрос: «Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей финансовой грамотности?», большинство родителей ответили «В школе» (39), «В старшем дошкольном возрасте» (30). Как Вы видите есть даже 2 человека которые ответили, что не видят в этом необходимости.

НА вопрос: «Готовы ли Вы совместно с детьми пройти курс финансовой грамотности?», большинство родителей ответили «ВОЗМОЖНО» (32).

Так, как же началось внедрение и знакомство детей с миром ФИНАНСОВ? 2.jpg

С показа презентации где мы рассказали детям о понятии «ТОВАРООБМЕНА» и как он зарождался (например, за одного бычка – можно было получить 1000 раковин), с понятием слова «ТРУД» (ценность вещей и продуктов разная так как надо понять, сколько труда было вложено), как появились монеты и кто такие кузнецы, которые их чеканят), ну и, конечно, знакомство с современными деньгами (про которые дети уже все знают).

Нами были проведены ряд консультаций для родителей: «Труд – это основа человеческой жизни», где мы рассказали о важности воспитания уважительного отношения к труду; «Потребности и желания» – данная консультация была посвящена вопросу «Как ребенку объяснить разницу между потребностями и желаниями человека».

Так как с ребёнком необходимо говорить на языке ему понятном, даже о таком сложном явлении, как экономика, для реализации цели и задач экономического воспитания мы используем всевозможные игры. Ребёнок в детский сад приходит в первую очередь играть, и окружающий мир он познаёт именно через всевозможные игры: сюжетно-ролевые и квест-игры (в сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Дошколята оперируют понятиями: покупать-продавать, выгодно-невыгодно, дороже – дешевле, больше – меньше, выиграл – проиграл и др.), дидактические игры («Кому что нужно для работы?», «Пятый лишний», «Подбери витрины магазинов», «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь», «Что быстрее 5.jpgкупят?», «Хочу - надо» и др.), коммерческие игры («Бизнес», «Моя первая покупка», кроме того педагогами группы была создана игра «Матрешкин-град)

Педагоги, которые уже занимаются проблемой формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста считают, что работу можно начинать с младшего возраста.

Например, педагоги группы №10 «Маленькая страна» разработали методическую разработку «Матрешкин-град». В своей игре они собрали все эти роли в одном сказочном городе, который называется «Матрешкин Град». В городе есть: кафе, магазин, парикмахерская, аптека, театр, парк, автостанция и, конечно, – банк (место, где хранятся деньги).

Жители этого города – Матрешки и у каждой из них есть своя профессия. Игра начинается на старте, который расположен в банке. Банк на старте выдает всем одинаковое количество монет. Этими монетами игроки расплачиваются, попадая на каждую новую станцию при помощи кубика, а в замен получают либо товар, либо услугу или же эмоцию (радость или печаль). Передвигаются Матрешки по игровому полю при помощи кубика. Для младшего возраста кубик 1-3, для среднего и старшего 1-6. За игрой наблюдает водящий-воспитатель, для координации1.jpg передвижений и грамотного обмена деньги-товар-услуга. В процессе игры есть такая станция, где попадая на нее хотя бы один из участников, происходит динамическая пауза для всех участников игры.

Большое внимание мы уделяем проектной деятельности. На данный момент мы работаем над проектом «Маленький финансист». Участниками проекта являются дети средней, старшей и подготовительной групп, родители, воспитатели.

В нашем проекте «Маленький финансист» одно из направлений – «Рождение новых вещей», где показываем детям всех возрастов возможность использования старых вещей при изготовлении новых, тем самым воспитывая у детей бережное отношение к вещам своим и чужим.

Сейчас в детском саду проходит конкурс «Подарим вещам вторую жизнь», где ребята совместно с родителями проявляют свой творческий потенциал и воспитывают бережное отношение к природе и окружающей среде.

         Наш детский сад делился своим опытом и наработками на:

· городском вебинаре «Профессиональный стандарт: формирование профессиональной педагогической готовности воспитателя к реализации финансово-экономического образования дошкольников», 17 июня 2020 г. (с темами: «Формирование финансовой культуры у дошкольников», «Как провести блиц-опрос "Устами младенца" и разработать памятки педагогам и родителям по формированию финансовой грамотности дошкольников»)

· городском вебинаре «Культурно - досуговые формы работы с детьми и педагогами: экологический праздник», 19 июня 2020г. (Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (совместная деятельность в дистанционной форме)
Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха» Демонстрация фильма: «Муха-Цокотуха на новый финансовый лад»)

· городском семинаре в режиме вебинара «Профессиональный стандарт: формирование профессиональной педагогической готовности воспитателя к реализации программы финансово-экономического образования дошкольников» 21 октября 2020 г. (тема: «Средства, методы и приемы формирования предпосылок финансовой и экономической культуры у дошкольников»)

· районном семинаре «Формирование профессиональной педагогической готовности воспитателя к реализации финансово-экономического образования дошкольников» 03.02.2021 (выступали совместно с педагогами ГБДОУ №65 и ГБДОУ №67 Выборгского района)

В заключении хочется добавить: современные условия жизни диктуют нашим детям современные игры. Так давайте не будем им мешать адаптироваться в этом сложном мире, а наоборот, будем помогать и направлять, опираясь на свой жизненный опыт.



ГБДОУ детский сад №108 Выборгского района


Поделиться:

Возврат к списку