На сайте Петербургского международного образовательного форума https://www.eduforum.spb.ru/ состоялась премьера видеоверсии круглого стола «Итоги XI Петербургского международного образовательного форума». Обсуждение одного из главных международных образовательных событий, организованное Комитетом по образованию и Центром регионального и международного сотрудничества, состоялось в РГПУ им. А. И. Герцена.
Спикерами круглого стола выступили руководители Комитета по образованию и образовательных организаций, ведущие специалисты в области образования – организаторы и модераторы мероприятий официальной программы форума в разные годы. Участники подвели итоги прошедшего форума и попробовали заглянуть в будущее образовательного события.
Одиннадцатый форум показал после двухлетнего перерыва, что интерес к проблемам образования и новым решениям в нём сохраняется. Помимо широкой географии внутри Российской Федерации (а в форуме участвовали все регионы страны), обширной была и география зарубежных стран (26 государств), представители которых приняли участие в образовательном событии в онлайн-формате.
Новый формат форума позволил использовать и разнообразные форматы мероприятий (их насчитывается несколько десятков), в том числе дискуссионные площадки, круглые столы, мастер-классы, митапы, эдьютоны, баркем-сессии и многие другие форматы, которые раньше были знакомы по другим, не образовательным, событиям.
Михаил Пучков, заместитель председателя Комитета по образованию: «Второй раз не провести форум было невозможно, потому что за этот год произошло такое количество качественных изменений в сфере образования, что не осветить, не озвучить их было нельзя… В этом году получилось попробовать много интерактивных форм, в том числе через сайт форума и обратную связь на сайте… Благодаря новым форматам форум стал более открытым – как для педагогического сообщества, так и для родителей».
Центр регионального и международного сотрудничества Санкт-Петербурга сопровождал XI Петербургский международный образовательный форум от начала – задумки – до его воплощения на практике. Команда центра в этом году взяла на себя полностью работу по информационному освещению форума и сопровождению его мероприятий в сети Интернет.
Мария Рохманийко, директор Центра регионального и международного сотрудничества: «…Для нас это была новая и непростая задача – создать коммуникационную площадку для наших коллег из других регионов и других стран, представить мероприятия в онлайн-формате. Именно поэтому в канун форума на свет появился новый интернет-ресурс, который и после форума продолжает жить: на него заходят посетители, они переходят по ссылкам на сайты образовательных учреждений – организаторов площадок форума, просматривают видео и другие материалы. Регион продолжает жить на этом ресурсе, а для других регионов и стран – это дополнительное окно в наш город. Таким образом в Санкт-Петербурге появился новый агрегатор новостей системы образования».
В рамках форума было проведено около 300 мероприятий, три из них прошли на площадке Российского государственного университета имени А. И. Герцена, который многие годы является партнером форума.
«Наша сегодняшняя встреча – результат уже проделанной большой и серьезной работы. Уже 11-й раз проходил Петербургский международный образовательный форум. Такой долгий путь может пройти только проект, который связан с чем-то очень важным…Этот год был для образования особым, и форум тоже был особым, потому что еще никогда не была так ответственна роль педагога перед страной, перед народом и, можно сказать, в мировом масштабе…Очень важно, что форум – международный, потому что найти правильные ответы на все вызовы и вопросы мы можем только все вместе…», – сказал ректор РГПУ имени А.И. Герцена Сергей Богданов.
Самой значительной по охвату среди мероприятий, организованных вузом, стала X Герценовская педагогическая олимпиада молодых учителей «Профессиональные перспективы», участие в ней приняли свыше 2-х тысяч учителей из более чем 40 регионов страны.
Елена Пискунова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дидактики РГПУ им. А. И. Герцена: «Это очень хорошая акция для того, чтобы позволить молодым учителям со всей России во-первых, войти в новый круг общения, во-вторых, познакомиться с новыми практиками и в-третьих, показать свои достижения… Я участвую в организации форума с самого начала и понимаю, что у нас есть очень мощная динамика вовлечения в это масштабное событие различных образовательных (и не только образовательных) организаций. Форум – это отличная площадка для того, чтобы показать Петербургское образование как в Санкт-Петербурге, так и регионам, странам».
Алексей Кравцов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А. И. Герцена: «Форум показал, что образование не только живо, но и развивается. Это было очень важно, когда мы все были оторваны от очных встреч, когда где-то свернулась научная повестка. С другой стороны – форум входит в череду знаковых событий, как Августовский педсовет, конференция «ребенок и общество» … Чем он важен? Во-первых, это возможность увидеть, какое огромное Петербургское образование…Второй момент – возможность увидеть во всем многообразии новые идеи, исходящие от представителей науки и то, как они воплощаются на практике…».
По итогам организаторы определили топ 3 вопросов, которые освещались и обсуждались в рамках Петербургского международного образовательного форума в 2021 году: на первом месте – цифровизация образования, второй блок вопросов – качество образования, на третьем месте участники отметили мероприятия по тематике воспитательной работы.
Ирина Кондракова, заместитель ректора по развитию сотрудничества в области педагогического образования, кандидат педагогических наук, профессор РГПУ имени А. И. Герцена: «Я от Петербургского международного образовательного форума ждала, как всегда, серьезного разговора. И тематика, и количество площадок, и разнообразие форматов свидетельствуют о том, что нам все еще есть о чем поговорить, что обсудить, чем друг с другом поделиться. Форум показал, что в рамках мирового образовательного сообщества мы близки друг другу – та проблематика, которая поднималась, находила отклик у коллег ближнего и дальнего зарубежья, а онлайн-формат позволил на дальнем расстоянии обсудить очень близкие нам всем темы…».
Ольга Жебровская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ, участвовала в Петербургском международном образовательном форуме в разные годы в разных качествах, в этом году впервые выступила модератором. «Для меня форум этого года – это колоссальное количество образовательной энергии, которая скопилась за прошлый, пандемийный, год и захватила как океан нас всех в этой году… Для меня форум стал еще и откровением. В этом году он подарил так много идей и событий, что доказал: образование – это интересно, это, действительно, дело будущего, это вызовы завтрашнего дня и наша готовность на эти вызовы ответить...», - поделилась с коллегами Ольга Олеговна.
Роман Демьянчук, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ: «…Петербургский международный образовательный форум – это то событие, которое хочется не переживать, а проживать. Это соучастие совершенно разных людей, разных участников образовательного процесса и тех, кто к нему неравнодушен – и детей, и родителей, и педагогов, и научных работников, представителей органов управления образованиям, бизнеса, общественности…».
Ирина Гришина, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе СПб АППО: «Мы в очередной раз всем, кто следит за тем, что происходит в системе образования, не доказали, а просто показали, что мы живем, мы развиваемся, мы ищем новое. Мы выдержали этот непростой год вместе со всеми, не потеряв в качестве образования; мы вышли достойно с новыми идеями… Форум продолжает жить! Вот это важно!».
Запись видеоверсии круглого стола смотрите на сайте Петербургского международного образовательного форума https://www.eduforum.spb.ru/.