Поиск по сайту

Деятельность классного руководителя, основанная на традиционных ценностях лицея


Авторcтво: Арикайнен Наталья Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания, Погорельская Надежда Александровна, социальный педагог, учитель географии ГБОУ лицей № 488 Выборгского района Санкт-Петербурга


        Накопленные ценности духовной и материальной культуры бережно передаются от поколения к поколению. Сохранению и преумножению этих ценностей служат традиции, исследование которых позволяет формулировать и решать важные проблемы строения и функционирования общества.
        Наш лицей – это маленькое государство, страна. И как в любом государстве, у нас есть свои атрибуты, символы. Это флаг и эмблема лицея. В нашем лицее есть свой дневник, он содержит информационный и справочный материал, которым пользуются ученики и классные руководители во время проведения классных часов. И, конечно, гимн Учителю и Ученику. Тексты гимнов напечатаны на первых страницах дневника, где содержится самая важная информация. Некоторым нашим традициям уже 30 лет! И до сих пор они соблюдаются и поддерживаются учителями и учениками с трепетом и гордостью.
        Успешная работа воспитательной службы лицея и классных руководителей построена на триединстве УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ и во многом зависит от сложившейся системы взаимоотношений, профессионализма и мастерства педагогов, отсюда и заинтересованность их в работе. Этот дружный союз способствует успеху в наших делах, а также постоянному нарастанию динамики в оценке учащимися роли школы, класса, появлению новых традиций. Традиции в лицее рождаются, кажется, сами по себе. Но это только на первый взгляд! Атмосфера в лицее создает условия и возможности их проявления как по инициативе учащихся, так и классных руководителей. Всё это является важным звеном в освоении учащимися ценностей лицейской корпоративной культуры, ценностей петербургской культуры. События, происходящие в школе, носят познавательный, творческий и созидательный характер. Учащиеся являются не наблюдателями, а их активными участниками.
         Проведение всех наших творческих дел мы осуществляем по «вертикали» - старшие ученики для младших, учителя – для детей. Нашу систему можно условно назвать «ДЕНЬ ЗА ДНЁМ!». Все мероприятия продуманы и между собой логически связаны. Конечно, пандемия внесла свои коррективы в наши планы и теперь, к сожалению, мы не можем проводить наши праздники по параллелям, приходится каждый класс вовлекать в наши события отдельно, но затем обязательно выдавать общий результат.
         Учитывая особенности современной среды, мы выбрали для себя приоритетными следующие направления:

  -  Развитие добровольчества и проведение различных благотворительных акций и мероприятий

        Вот уже более 15 лет в нашем лицее реализуется эколого-краеведческий проект «Друзья Шуваловского парка». Он состоит из двух этапов: первый (экологический) – уборка мусора в Шуваловском парке, а второй – тематическая игра по станциям, которую заранее разрабатывают наши педагоги и старшеклассники, они являются незаменимыми помощниками в походе. Классные руководители также участники команды своего класса и проходят все этапы игры вместе с детьми.
        Творческим продуктом этого важного дела являются плакаты, выполненные ребятами и подведение итогов по сбору мусора. Самые активные классы награждаются грамотами и призами.
         Воспитание личности ребенка невозможно представить без создания условий для проявления доброты и милосердия, без сочувствия и сострадания. Поэтому необходимой стала для нас и наших учеников Новогодняя акция «Подарок». Ребята вместе с родителями собирают новогодние подарки для воинской части в Сертолово и для социального центра «Надежда» (центр дневного пребывания пенсионеров). Много лет мы также готовили новогодние подарки для Дома ребенка №4. К сожалению, детей перевели в другие учреждения.
Традиционными стали «Доброуроки» добровольческого отряда «Искра» для первоклассников, посвящённые деятельности волонтёрских и добровольческих отрядов. В сложившихся обстоятельствах уроки проводились не в помещении лицея, а на свежем воздухе. В игровой форме ребята знакомят малышей с добровольческим движением, делятся своим опытом работы в отряде. Итогами уроков стали вернисажи, рисунки мелом на асфальте.
          Мы уверены, одним из важных качеств человека является милосердие. Любовь к животным, один из признаков душевной полноценности, это то, что делает человека человеком. Вместе со старшеклассниками и родителями мы решили помогать животным РКЦ «Велес» и приюту «Друг» для бездомных животных. Так родились новые традиции. Теперь, каждый год эти Акции стали важной составляющей нашей волонтерской деятельности.

  -  Гражданско-патриотическое направление

          Родина – такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много смыслов, но все понятно и близко на уровне сердца. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, в одном строю с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения. В наше неспокойное время мы должны приложить все усилия, чтобы воспитать наших детей настоящими гражданами и патриотами своей родины. Именно поэтому на методическом объединении классных руководителей и с согласия детей родились следующие традиции:
          Большая программа, посвященная снятию Блокады Ленинграда, Дню Победы стала традиционной в лицее. Старшеклассники совместно с классными руководителями и родителями ежегодно являются инициаторами подобных патриотических акций. Учащиеся читают стихи, поздравляют ветеранов, в лицее всегда проходит минута молчания в память о погибших.
          Ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады члены ДОО «Совет лицея 488» принимают участие в районной акции «Открытка ветерану». Старшеклассники разносят по адресам открытки, сделанные учениками лицея, поздравляют ветеранов микрорайона.
Каждый год первоклассники становятся участниками традиционной встречи «Читаем страницы блокадной книги».
По традиции в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады мы возлагаем цветы к памятнику композитора, создателя Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д.Шостаковича.

  -  Вопросы взаимодействия учащихся с социальной средой и адаптации в условиях современного мира

        Ежегодно в апреле в ГБОУ лицей 488 проходят традиционные Лицейские чтения. Под чутким руководством педагогов учащиеся 8 – 11 классов активно принимают участие в подготовке и проведении Лицейских чтений по разным научным направлениям.
К сожалению, новые реалии наложили свой отпечаток: лицейские чтения в связи с пандемией проходят в дистанционном формате, но это не мешает проводить их на высоком уровне. Все участники награждаются сертификатами, родителям вручаются благодарственные письма. Высшей наградой для участников является знак «Надежда лицея».
        Любимой для всех старшеклассников и учителей стала традиция проводить в лицее «День Ученика». Следует заметить, что отмечать День Ученика предложили наши дети в ответ на День Учителя. И это не День самоуправления! День Учителя – праздник учителей, который всегда готовят ученики (творческие поздравления, розыгрыши, игры, выступления на сцене и т.д.). А День Ученика – праздник для 9-11 классов, своеобразный ответ учителей, целый день – праздник для детей! Учителя готовят яркие и запоминающиеся выступления, целые спектакли, игровые программы на переменах, погружение в праздник и совместное сопереживание этого яркого события. Отдельным номером этого дня – выступление классных руководителей! К слову надо сказать, ребята поскорее мечтают оказаться в 9 классе, чтобы быть участником этого праздника. Как правило, заключительным этапом этой замечательной цепочки логично проведение Последнего Звонка. Все эти события связаны единой темой, от которой мы стараемся не отступать.

  -  Повышение активности учащихся младшего и среднего возраста в участии в мероприятиях и акциях РДШ

        Современные дети и подростки активно включаются в общественные отношения, участвуя в лицейской деятельности наравне со взрослыми «День за днем». Развитие социальной компетентности личности в детско-взрослом сообществе – взаимосвязанный воспитательный процесс. С одной стороны, участники усваивают новый жизненный опыт, а с другой стороны – сами активно формируют систему социальных связей и ценностей.
        Следуя Указу Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ), целью которого является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и должно содействовать формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей, в нашем лицее, на базе детского общественного объединения, было создано первичное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
         Лидеры РДШ в своих классах являются инициативными и ответственными ребятами, которые создают новые традиции для лицея. Так родилась традиция для самых маленьких школьников «Дневник – главный документ ученика». Ребята знакомят первоклассников с первым в их жизни документом – школьным дневником. Старшеклассники разработали целый проект, а не разовое мероприятие.
         Очень полюбили жители микрорайона нашу традицию, посвящённую Дню Матери. Наши малыши рисуют портреты своих любимых мам, а лидеры РДШ организуют Вернисаж в детской поликлинике № 64. Также, Лидеры РДШ выходят к детской поликлинике с плакатами и памятками о вреде курения и вручают их мамам с колясками.

  -  Экологическое направление: деятельность экологического отряда «Зеленое солнце»

          В процессе осуществления практической деятельности, имеющей экологический характер, у детей школьного возраста формируется устойчивое отношение к природе страны и родного края.
          Традицией в нашем лицее стало участие в региональной акции «Круг жизни». Ребята собирают макулатуру, сдают её, а на вырученные средства мы приобретаем саженцы деревьев, которые затем вместе и дружно сажаем около лицея. Для начальной школы проводятся экоуроки.

  -  Вовлечение родителей в наши мероприятия

       Как было уже сказано выше – наша работа невозможна без участия родителей. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь и общие дела. Мы стараемся максимально вовлечь родителей в школьную жизнь.
       По традиции, в сентябре, на родительской конференции, Родительский комитет лицея обсуждает вопросы участия родителей в творческой жизни лицея, вопросы педагогического просвещения родителей. Но не все так благополучно в нашей работе, как нам этого бы хотелось. К сожалению, иногда мы сталкиваемся с непониманием со стороны некоторых родителей.
       Безусловно, успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между учителями, учащимися и родителями. Для правильного формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как семью, в которой организована совместная деятельность.
       Работа с родителями считается одной из самых трудных в педагогической деятельности. В современной школе она занимает центральное место в воспитании, так как учителю, в первую очередь, необходимо найти индивидуальный подход к родителям, а затем совместно влиять на ребенка и его воспитание. Очень часто классные руководители сталкиваются с непониманием родителями задач воспитания.
       Если в семье не воспитывается у детей уважение к старшему поколению, человеческое отношение к животным, понимание, что экология нашего пространства, прежде всего, зависит от нас самих, что любить свое дите, не значит дарить дорогие подарки, возить на курорты и создавать тепличные условия жизни, то для таких родителей необходимо проводить семинары, занятия- практикумы, занятия-тренинги по всем актуальным вопросам воспитания и сотрудничества со школой.
       Программа воспитания в лицее, в основном, ориентирована на сотрудничество воспитательной службы лицея и деятельность МО классных руководителей. Поэтому деятельность классного руководителя, основанная на традиционных ценностях лицея, является неотъемлемой частью воспитательной работы лицея.

Поделиться: