Поиск по сайту

Исследовательские культурно-образовательные практики в ДОУ как стимул развития игровой деятельности старших дошкольников


Авторcтво: Круглова Елена Александровна, Ланчукова Надежда Юрьевна, воспитатели ГБДОУ №35 Фрунзенского района Санкт-Петербурга


     

В дошкольном возрасте очень важно научить ребенка тому, как принято себя вести, помочь освоить правила, выработанные в нашем обществе. Культура человека складывается из множества проявлений: как он говорит, как одевается, как обустраивает свой дом. Одно из проявлений культуры человека – это культура приема пищи. К сожалению, во многих семьях ей не придается особого значения, сервировка стола в полном объеме отходит на второй план, поэтому многие предметы из этой области для ребенка остаются неизвестными.
     Современный подход к организации познавательного развития дошкольников большую роль отводит самостоятельной и совместной исследовательской деятельности детей, экспериментированию. Поэтому акцент в работе педагога должен быть сделан не на том, чтобы передать детям много готовой информации о предмете, которого они на знают, а потом проверить, как ее усвоили. Основная задача воспитателя – привлечь внимание детей к способам, которыми эту информацию можно добыть, и создать условия, чтобы ребенок смог воспользоваться полученным опытом в различных жизненных ситуациях.
     Культурно-образовательная программа «Кругозор» [1], которая реализуется в нашем детском саду много лет, позволяет проводить с детьми в рамках одной темы исследование совершенно разных объектов: картин, бытовых вещей, деталей городской среды и пр. Через визуальный контакт с картиной ребенок понимает, что там есть незнакомый ему предмет, задает вопрос: «Что это?» А педагог, отталкиваясь от детского вопроса, организует исследование этого (либо аналогичного) предмета, и ребенок самостоятельно выясняет для себя, для чего этот предмет нужен, из чего сделан, можно ли его использовать в современном мире. Здесь в помощь педагогу приходят книги, фильмы, мультфильмы, которые помогают понять, какое место этот предмет занимает в культуре. Далее этот предмет становится обязательным элементом развивающей среды ДОУ и атрибутом игровой деятельности. Так как игра является ведущей деятельностью дошкольника, то освоение нового опыта легче и лучше всего происходит именно в процессе игры. Дети, получив такое практическое знание, могут использовать полученную информацию в реальной ситуации. Таким образом педагог не только знакомит детей с конкретными бытовыми предметами и развивает исследовательские навыки детей, но и создает условия для повышения их общей культуры.

Тема практики: «Вещи из картины» как объекты детского исследования и атрибуты сюжетно-ролевой игры в контексте программы «Кругозор».

Адресная группа: дети разновозрастной старше-подготовительной общеобразовательной группы.

Место культурно-образовательной практики в образовательном процессе Культурная практика разработана на основе программы «Кругозор» для старшей группы дошкольных общеобразовательных учреждений, проводится в контексте недели «Дом и домочадцы».

Ведущая идея данного проекта состоит в том, чтобы поддержать спонтанно возникший интерес детей к незнакомому бытовому предмету исследовательскими культурными практиками и помочь им использовать полученный опыт для обогащения игровой деятельности и повышения уровня собственной и семейной бытовой культуры.

Цель исследовательской практики – создать условия для возникновения интереса дошкольника к культуре приема пищи и сервировки стола в процессе исследования бытовых предметов.

Структура организации данного проекта построена по программе «Кругозор».

Необходимое оборудование: цифровая репродукция картины З.Е. Серебряковой «За завтраком», книга А. Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги», фарфоровая (фаянсовая) супница, кастрюля, чугунок, бумажные салфетки и салфетки из ткани, фрагменты художественных фильмов (см. Приложение), презентация по правилам сервировки стола, игрушечная посуда и игровое оборудование группы.


                         Ход организации практики

1. В программе «Кругозор» для старшей группы неделя «Дом и домочадцы» начинается с рассматривания и обсуждения произведения З.Е. Серебряковой «За завтраком». Педагог задает требуемые вопросы: «Что и кого вы видите на картине? Что здесь происходит? Что вы здесь видите такого, что позволяет так говорить?» и т.д. Дети с интересом всматривались и без особых затруднений отвечали, но несколько вещей, изображенных на столе, вызвали их недоумение. Ребята не смогли назвать такой предмет, как супница, также они «не опознали» салфетки из ткани в сервировочных кольцах. Педагог, в соответствии с требованиями к проведению фасилитированной дискуссии, не стал называть эти предметы и объяснять их назначение, решив создать педагогическую ситуацию, в которой дети смогут сами справиться с возникшей проблемой.

2. На следующий день в музейном пространстве детского сада дети смогли встретиться с «вещью из картины». Им были последовательно представлены для исследования супница, кастрюля и чугунок. Педагог выбрала в дополнение к супнице именно эти два предмета, т.к. супница применяется только для сервировки стола, кастрюля в современном быту выполняет только функцию приготовления пищи, а чугунок в традиционной народной культуре использовался и для приготовления еды, и для подачи ее на стол. Чугунок дети неоднократно рассматривали в иллюстрациях разных художников ко многим русским народным сказкам и в мультфильмах, но никогда не видели в реальности. Дети рассматривали предметы, проверяли на прочность, определяли материал и самостоятельно смогли сделать вывод, для чего нужны эти вещи. Они предположили, как эти предметы могут называться, где и кем используются (использовались). Очень важно, что в ходе исследования дети смогли «увидеть» за предметом человека – хозяина этой вещи, предположить, какие характеристики этой вещи для него важны.

     В этот же день педагог обратил внимание детей на то, из чего разливает суп помощник воспитателя при накрывании на стол. Это, конечно, была кастрюля. Интересно, а используются ли сейчас, в повседневной жизни другие предметы, которые мы сегодня исследовали? Детям было предложено спросить у родителей, есть ли у них дома кастрюля, чугунок или супница, и посмотреть, как используются эти предметы. Также детей попросили понаблюдать, как в семье происходит прием пищи, выяснить, есть ли какие-либо семейные традиции, связанные с едой.

3. Следующий этап начинается с обсуждения с детьми вопросов, которые задавались накануне. Ответы, которые получил педагог, были ожидаемы. У детей всей группы дома супниц нет, прием пищи, обед или ужин, происходит очень быстро. Только у двоих детей есть традиция каждый вечер ужинать вместе. Таким образом, мы можем сделать вывод, что при сегодняшнем ритме жизни, культура еды превратилась в механическое насыщение организма, мы все делаем «на бегу», и такие, на первый взгляд, простые вещи как сервировка стола с супницей, традиций, связанных с этим – такого в наших современных семьях нет.

     Для того чтобы ребенок смог увидеть жизнь исследуемой вещи в культурном контексте, в условиях другого семейного уклада, педагог продемонстрировал несколько коротких отрывков из отечественных художественных фильмов:


  · «Москва слезам не верит»
  · «Приключения Электроника»
  · «Евдокия»
  · «Морозко»
     

При обсуждении этих отрывков с детьми педагог делал акцент на действии персонажей и на той вещи, которая используется ими и культурном (историческом) контексте происходящего. Вопросы, предлагаемые детям: Кого мы увидели в этом кинофрагменте? Что можно сказать об этом человеке (этих людях)? Что у него (у них) происходит? Какую из вещей, которые мы с вами исследовали, вы увидели на экране? Как вы думаете, почему он (они) пользуются этой вещью?

4. Далее педагог снова предложил детям понаблюдать за действиями помощника воспитателя. В это день помощник воспитателя разливал суп по тарелкам из супницы. Педагог задал следующий вопрос «А что вам больше понравилось, когда разливали суп из кастрюли или из супницы?». Ответы были разные, но дети смогли сделать вывод, что супница – это праздничный, «нарядный» способ сервировки, а кастрюля применяется для повседневного использования. Супницу ставят на стол, когда ждут гостей или когда большая семья собирается вместе.

5. Освоение предметного мира, связанного с сервировкой стола, продолжается исследованием салфетки в сервировочном кольце, просмотром и обсуждением презентации «Секреты обычных вещей. Столовая салфетка», созданной воспитателями ДОУ на основе современных изданий по этикету [2], [3]. Ребята смогли сделать вывод, что при сервировке стола используют не только салфетки бумажные, но и из ткани, что салфетки могут быть по-разному сложены, и что складывать их не так уж и просто. Педагог предложил детям попробовать сложить салфетку из ткани. По желанию, в этот и последующие дни дети с помощью педагога учились складывать салфетки различными способами.

6. Воспитатель обращается к родителям с просьбой поддержать интерес детей к сервировке стола, чаще привлекать их к накрыванию на стол, с пониманием отнестись к желанию детей сделать прием пищи более «праздничным».

7. На этом этапе педагог подводит итоги за прошедшую неделю, вспомнили, что узнали нового, чему научились. И чтобы дать возможность детям попробовать применить свои знания на практике, педагог создает проблемную ситуацию в группе.

     Раздается телефонный звонок. Педагог, закончив разговор, обращается к детям: «Ребята, мне только что сообщили, что к нам придут гости из другой группы! Давайте вспомним, как надо принимать гостей. Они у нас останутся на обед». Дети самостоятельно накрывают на стол с использованием всей атрибутики сервировки праздничного стола. Когда в группу пришли гости (четверо воспитанников параллельной группы), дети поздоровались, предложили помыть руки и пригласили их за стол. Во время обеда помощник воспитателя принес суп в супнице и поставил её на стол. «Гости» не знали, что это такое, а «хозяева» со знанием дела объяснили, что во время праздничного обеда суп разливается из супницы и используются тканевые салфетки, а потом своим примером показали гостям, как ими пользоваться.

8. Вечером воспитатель читает в группе главу из книги Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги» - «Как Эмиль угодил головой в супницу» [4]. Так как дети уже знакомы с назначением и «правильным» использованием супницы, поведение Эмиля вызывает у них смех. Педагог обсуждает с детьми, что произошло с мальчиком и почему, по их мнению, он попал в такую глупую ситуацию.

9. В ближайшие выходные родителям было предложено вместе с детьми отправиться на Императорский фарфоровый завод на экскурсию «Тайны фарфора». Задание для детей: узнать, где и как появилась на свет уже знакомая нам супница, чтобы потом рассказать об этом в группе.

Итоги апробации практики: После такого недельного проекта стало заметно, что сюжетно-ролевые игры детей, связанные с «приемом гостей», угощением и пр. стали более развернутыми, в них начали принимать участие и мальчики, сам процесс сервировки стола стал вызывать больше интереса. По отзывам некоторых родителей, дети стали обращать внимание на то, как накрывают на стол у них дома, рассказывали взрослым, чему научились в детском саду, и старались применить свои знания, украшая и сервируя стол для чая и семейных обедов.


Приложение


                                 Литература:

1. Подгорнова С.В. Реализация культурно-образовательной программы «Кругозор»: методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений / науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 128с.
2. Баринова Е.В. «Уроки Вежливости и Доброты»: пособие по детскому этикету для воспитателей детских садов / ред. Д.В. Волковой; издательство «Феникс», 2014. – 254 с.
3. Этикет. Сервировка стола: идея, восторг, праздник. Серия: Подарочные издания. Жанр: Сервировка стола. Издательство: Эксмо, 2009 г. - 320с.
4. А. Линдгрен. Приключения Эмиля из Лённеберга. Лунгина Л.З., наследники, перевод на русский язык, 2014; Кучеренко Н.В., иллюстрации, 2014; оформление, издание на русском языке. ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2014 Machaon. – 215с.

                                Мультимедийные ресурсы  (фрагменты отечественных художественных фильмов):

• «Москва слезам не верит» (2 серия), 1979 г. Режиссер: В. Меньшов. Начало фрагмента – 1:17:40 http://cinema.mosfilm.ru/films/film/Moskva-slezam-ne-verit/Moskva-slezam-ne-verit-2-seriya/ (Дата обращения: 12.02.19)
• «Приключения Электроника» (1 серия), 1979 г. Режиссер: К. Бромберг Начало фрагмента – 59:05 https://www.ivi.ru/watch/priklucheniya-elektronika/6291 (Дата обращения: 12.02.19)
• «Евдокия», 1961 г. Режиссер: Т. Лиознова. Начало фрагмента – 19:20 https://www.youtube.com/watch?v=ASHyt6J9-N4 (Дата обращения: 12.02.19)
• «Морозко», 1964 г. Режиссер: А. Роу. Начало фрагмента – 35:02 https://youtu.be/hhttps://www.youtube.com/watch?v=JRAGA9zvTUU&feature (Дата обращения: 12.02.19)

Поделиться: