Поиск по сайту

Тема номера "Культурно-образовательные практики как средство развития образовательной мотивации дошкольников"


Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат

Авторcтво: Ванюшкина Любовь Максимовна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой истории искусств Высшей школы народных искусств, Коробкова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой культурологического образования СПбАППО

Понятие «культурно-образовательные практики» вошло в понятийный аппарат новых образовательных стандартов, обозначая деятельностный и активный характер современного образования.
 
Освоение культуры дошкольником в контексте ФГОС ДО

Авторcтво: Подгорнова Светлана Валентиновна, старший преподаватель кафедры культурологического образования СПбАППО

    Статья посвящена анализу проблем трансляции социокультурного опыта в современных условиях и приоритетах дошкольного образования в контексте ФГОС ДО. Автор рассматривает текст Стандарта с позиций взаимодействия образования и культуры и описывает подходы к реализации идей ФГОС с учетом специфики основных направлений культурного наследования.
 
Роль педагога в актуализации педагогического потенциала предметно-пространственной среды детского сада

Авторcтво: Севастьянова Марина Николаевна, Сулима Людмила Константиновна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга

        В статье поднимается вопрос о функциях воспитывающих взрослых в контексте культурно-образовательных практик дошкольников. Главная роль педагога, по мнению авторов публикации, заключается в создании развивающей предметно-пространственной среды, которая сама по себе способна инициировать различные виды детской деятельности. Авторы описывают возможную стратегию актуализации педагогического потенциала пространства группы – внесение реальных, использующихся в повседневной культуре, предметов и вещей, которые позволяют включить детей в культурные практики исследования, игры и творчества.
 
Актуализация педагогического потенциала района в ходе культурно-образовательной практики

Авторcтво: Гаврилова Оксана Ивановна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 112 Выборгского района г. Санкт-Петербург, Щербак Зинаида Францевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 112 Выборгского района Санкт-Петербург

   Статья является обобщением практического опыта культурно-образовательных практик в ДОУ. Авторы описывают способы привлечения историко-культурного наследия микрорайона и района расположения детского сада для организации исследовательских практик детей.
 
Как инициировать детское исследование? (к проблеме проектирования мотивационных ситуаций)

Авторcтво: Зайцева Наталья Сергеевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга

В статье освещается проблема «старта» культурно-образовательных практик и описываются способы создания мотивационных ситуаций, которые подталкивают детей к исследовательской деятельности.
 
Авторская методика «Карта исследователя» и ее возможности для организации культурных практик дошкольников

Авторcтво: Иванова Ольга Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 15 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга

   В статье представлена авторская методика «Карта исследователя», которая направлена на поддержание детской инициативы, развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольника старшего возраста. Предложенная методика носит игровой характер, помогает ребёнку проявлять исследовательскую активность, развивает навыки коммуникации, рассуждения и умения работать в паре, команде, дает воспитаннику возможность понять и осознать многообразие окружающего мира. Статья содержит примеры практического применения методики «Карта исследователя» как в групповом пространстве, так и на прогулке.
 
Исследовательские культурно-образовательные практики в ДОУ как стимул развития игровой деятельности старших дошкольников

Авторcтво: Круглова Елена Александровна, Ланчукова Надежда Юрьевна, воспитатели ГБДОУ №35 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    В статье представлен опыт организации исследовательской деятельности старших дошкольников, направленной на освоение произведений изобразительного искусства, предметов материальной культуры, литературы и киноискусства. Показаны способы включения культурного опыта, полученного детьми, в сюжетно-ролевые игры и реальные бытовые ситуации.
 
Личные фотографии детей как основа организации культурно-образовательных практик

Авторcтво: Лента Светлана Николаевна, воспитатель, Осипова Татьяна Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №35 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья посвящена культурно-образовательной исследовательской практике по теме освоения культурного наследия Санкт-Петербурга.
 
Культурные практики в системе работы ОУ: организационно-управленческий аспект

Авторcтво: Виноградова Людмила Александровна, заведующий ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга Виноградова Наталья Валерьевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга

Статья посвящена проблеме включения культурно-образовательных практик в работу дошкольного образовательного учреждения. Авторы раскрывают сущность понятия «культурная практика», выявляют место культурных практик в образовательной программе детского сада, обозначают главное условие их внедрения – готовность педагога  стать «тьютором», приводят лист самооценки воспитателя «Использую ли я в своей профессиональной деятельности культурно-образовательные практики?».
 
Культурные практики и мотивирующая предметно-пространственная среда детского сада

Авторcтво: Шейко Наталия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Пискарева Татьяна Сергеевна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Тихонова Ольга Борисовна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

В статье рассматривается роль предметно-пространственной среды детского сада в организации культурно-образовательных практик дошкольников, раскрываются организационно-педагогические условия и способы актуализации ее развивающего потенциала. Приводятся примеры диагностических исследований, позволяющих педагогам наметить стратегии совершенствования предметно-пространственной среды группы с целью усиления ее мотивирующей функции.  
 
Книги без слов: за и против. Как книжка В. Бундина «Куда торопятся машины?» отправила нас в занимательное путешествие

Авторcтво: Зуева Лариса Юрьевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ детский сад № 61 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Ягодка»

В статье представлен опыт работы с детской иллюстрированной книгой, в частности, с книгой без слов; приведены примеры двух образовательных путешествий в рамках городского пространства, содержание которых продиктовано книжкой В. Бундина «Куда торопятся машины?». Данные образовательные путешествия являются примером исследовательских культурных практик и ориентированы на детей старшего дошкольного возраста.
 
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через художественные культурные практики

Авторcтво: Грачева Наталья Геннадьевна, воспитатель, Зайцева Елена Васильевна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе ГБДОУ №5 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Статья посвящена вопросам особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование в образовательной деятельности культурно-образовательных практик.
 
Культурно-образовательная практика дошкольников как система развивающих ситуаций (на примере музыкально-театральной практики «Музей ЧуДетства»)

Авторcтво: Григорьева Елена Юрьевна, музыкальный руководитель, ГБДОУ детский сад №92 Красносельского района Санкт-Петербурга

В статье раскрываются подходы к трансформации традиционного музыкального занятия в ДОУ в «культурно-образовательную практику» дошкольников. В качестве важнейшего инструмента автор рассматривает систему развивающих педагогических ситуаций, в рамках которых дети решают различного рода исследовательские, творческие и оценочные задания. В качестве примера приводится методическая разработка культурно-образовательной практики художественного типа «Музей ЧуДетства».
 
Культурно-образовательные практики как способ развития эмоционального интеллекта дошкольников (на примере темы «Бумажные фантазии»)

Авторcтво: Ефремова Людмила Дмитриевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №93 Выборгского района Санкт - Петербурга

  В статье рассматривается технология организации художественной культурно-образовательной практики дошкольников. Через освоение различных технологий работы с бумагой дети осознают, что творить (созидать что-то новое) можно из любой бумаги, в том числе, и из той, что часто сдают в макулатуру или выбрасывают в мусорное ведро. Осваивая различные приемы рисования и конструирования из бумаги, создавая авторские творческие работы, представляя свои творения родителям и педагогам, дети учатся выражать свои эмоции и понимать эмоции других людей.
 
Организация творческой деятельности дошкольников в контексте культурно-образовательных практик (на примере темы «Мы украсим город наш!»

Авторcтво: Цветкова Екатерина Тагировна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 4 Кировского района Санкт-Петербурга

   Любая культурно-образовательная практика завершается творческой работой детей, в рамках которых воспитанники имеют возможность отрефлексировать освоенный опыт в процессе создания («сочинения») собственного текста культуры. В статье приводится пример организации занятия, на котором были подведены итоги городской практики дошкольников, содержательно связанной с изучением функции и назначения декора архитектурных построек. Основываясь на знаниях и опыте, приобретённых в ходе культурно-образовательной практики, воспитанники подготовительной группы создали авторский проект декоративного убранства строящейся поблизости от детского сада станции метрополитена «Путиловская»
 
Культурно-образовательный проект как форма культурной практики дошкольников (на примере тем «Что за прелесть эти сказки!» и «Моя первая домашняя библиотека»)

Авторcтво: Безбородова Марина Евгеньевна, воспитатель, Лигай Арина Борисовна, воспитатель, Нилова Тамара Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга

  В статье описывается специфика культурно-образовательных проектов, раскрывается их педагогический потенциал в стимулировании процесса семейного чтения и развития у дошкольников основ читательской культуры.
 
Речевое развитие дошкольников в процессе читательских культурно-образовательных практик

Авторcтво: Бобейко Татьяна Николаевна, воспитатель, Ершова Людмила Львовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №19 Кировского района Санкт-Петербурга

  В статье поднимается проблема развития речевой культуры дошкольников средствами чтения. Раскрывается роль читательских культурно-образовательных практик в расширении активного словаря детей, умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения, слушать и слышать собеседника, понимать художественный замысел литературных произведений.
 
Культурно-образовательная практика: возможности реализации интегрированного подхода в дошкольном образовании

Авторcтво: Носкова Елена Владимировна, инструктор по физической культуре, Калмыкова Юлия Владимировна, педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад № 73 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

  В центре статьи – проблема интеграции в дошкольном образовании. Авторы приходят к выводу, что культурно-образовательные практики могут являться одним из способов создания интегрированной модели дошкольного образования. В статье приводится пример образовательного события, которое позволило не просто объединить знания и умения детей, полученные на физкультурно-оздоровительных и краеведческих занятиях, но и расширить мировоззрение воспитанников, дав им возможность сформировать свое представление о роли взаимопомощи при выполнении коллективного дела.
 
Потенциал книжной иллюстрации при организации культурно-образовательной практики в старших возрастных группах ДОУ

Авторcтво: Матова Ирина Юрьевна, педагог изобразительной деятельности, Михайлова Людмила Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Фрунзенского района Санкт-Петербурга

В статье представлен опыт реализации культурно-образовательной практики для детей 6-7 лет на основе книжных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Особенность методической разработки состоит в обеспечении  педагогами взаимосвязи исследовательской, художественной и коммуникативной деятельности старших дошкольников. Обращение ребенка к поэзии, произведениям музыкального и изобразительного искусства становится этапом и стимулом для создания собственного художественного текста, отражающего целостное видение классического литературного произведения.
 
Литературные путешествия как фактор познавательного развития дошкольников

Авторcтво: Эглитис Кристина Чеславовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 73 Невского района Санкт-Петербурга

В данной статье автор предлагает переосмыслить роль художественной книги в жизни дошкольника. Представленная культурная практика знакомит читателя с различными формами «активного чтения» и различными видами детской деятельности, организованными на основе текста сказочной повести.
 
Проект «День Доброты с Муми-троллями»

Авторcтво: Луцкая Виктория Владимировна, педагог-психолог ГБДОУ детского сада № 35 Фрунзенского района Санкт-Петербурга; Куракина Александра Андреевна, учитель-дефектолог ГБДОУ детского сада № 35 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

В данной статье авторы предлагают переосмыслить роль и расширить функции художественной книги в жизни дошкольника. Представленная культурная практика знакомит читателя с различными формами «активного чтения» и различными видами детской деятельности, организованными на экспозиции интерактивного музейно-педагогического пространства детского сада.
 
Культурно-образовательная практика руками родителей – это возможно!

Авторcтво: Лютянская Наталья Львовна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга

  В статье поднимается проблема речевого развития дошкольников в процессе культурно-образовательных практик, которые могут быть организованы родителями в условиях дома. В качестве примера приводится проект «Семейная кулинария», который основан на использовании различных игр, разработанных педагогом-логопедом и адресованных мамам. Эти игры, проводимые в пространстве кухни, позволяют не только расширить лексический словарь дошкольников, но и позволяет детям научиться придумывать свои игровые сюжеты.
 
Родительский журфикс и его роль в проведении культурно-образовательных практик дошкольников

Авторcтво: Нилова Тамара Михайловна, воспитатель,ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга, Шейко Наталия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования СПБ АППО

  В статье раскрывается сущность журфикса как педагогического средства согласования ценностно-смысловых позиций (прежде всего взглядов на воспитание и обучение) воспитывающих взрослых – педагогов и родителей; описывается отличие данной формы работы с семьей от других традиционных форм взаимодействия; приводится сценарий одного из журфиксов.
 
Взаимодействие педагогов и родителей в рамках реализации культурно-образовательных практик дошкольников (к проблеме проектирования модели социального партнерства)

Авторcтво: Данилова Елена Михайловна, Нилова Тамара Михайловна, Тихонова Ольга Борисовна, воспитатели ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

  В статье описывается модель построения партнерства детского сада и семьи, которая может быть использована при организации культурно-образовательных практик дошкольников, имеющих «событийный» характер. В качестве примера реализации данной модели приводится описание практики, основанной на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, и знакомящей воспитанников сутью понятия «новогодние традиции».
 
«Клуб воспитывающих взрослых»: к проблеме повышения педагогической компетентности родителей

Авторcтво: Данилова Елена Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Согласование ценностно-смысловых позиций всех участников образовательного процесса – одно из важнейших условий реализации культурно-образовательных практик дошкольников. В статье представлен возможный путь  решения обозначенной проблемы – сотрудничество семьи и детского сада в формате «Клуба воспитывающих взрослых», в рамках которого родители могут уточнить, скорректировать и обогатить свои представления о воспитании детей раннего возраста в семье и образовательном учреждении.
 
Игра «Загадай-ка» как исследовательская культурно-образовательная практика дошкольников

Авторcтво: Нилова Тамара Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга Шейко Наталия Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

В статье описывается стратегия организация культурно-образовательной практики исследовательского типа для старших дошкольников. Данная практика предполагает использование культурного наследия города для развития универсальных познавательных умений детей и позволяет семьям воспитанников превратить совместный досуг в образовательное событие.