Авторcтво: Елизарова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по УВР, Кривцова Наталья Геннадьевна, учитель физики ГБОУ гимназия № 652 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит наличие и функционирование положения о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) к компетенции образовательной организации (ОО). Это означает, что каждая ОО разрабатывает свою систему современной оценки качества обучения, принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур. Никаких единых требований и рекомендаций на этот счет не существует. Но в повседневной жизни школы всем участникам образовательного процесса требуются некоторые ориентиры, опираясь на которые, можно было бы должным образом обеспечить функционирование ВСОКО.
ВСОКО в школе базируется на четырех основных нормативно-правовых актах:
ü Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ), где в числе обязательных компетенций ОО отмечены проведение самообследования и обеспечение функционирования ВСОКО,
ü Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией». Порядок проведения самообследования ОО предписывает включать данные по ВСОКО в публичный отчет ОО о проведении самообследования.
ü Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», где утверждены показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, задающие некий минимум содержания оценочной деятельности.
ü Положение о внутренней системе оценки качества образования в ОО, поскольку в требованиях федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной образовательной программы (ООП) содержится раздел «Оценка достижения учащимися результатов освоения основной образовательной программы»; также ФГОС требует, чтобы оценочные модули были в составе таких подпрограмм ООП, как «Программа развития и формирования универсальных учебных действий», «Программа социализации и воспитания обучающихся»; рабочих программ педагогов по дисциплинам учебного плана. Все эти требования ведут к тому, что любая ОО должна спроектировать цели, задачи, принципы и порядок внутренней системы критериев оценки качества образования и отразить их в локальном нормативном акте.
Разработка ВСОКО начинается с оценки условий реализации ООП и планирования результатов реализации ООП. В силу особенностей образовательной среды ОО, ее ресурсного потенциала и т. д., единого набора таких результатов быть не может. Одни и те же требования ФГОС могут быть по-разному адаптированы к специфике образовательной деятельности разных ОО. Поэтому результаты планирует администрация и педагогический коллектив ОО. А поскольку результаты образования различны для каждой ОО, то и ВСОКО, как оценка достижения образовательных результатов, тоже будет разной.
В таблице ниже приведены основные направления деятельности гимназии по формированию внутренней оценки качества образования.
Основные направления деятельности школы по формированию внутренней оценки качества образования
№
|
Сроки
|
Мероприятие
|
Цель мероприятия
|
Ответственный
|
Организационно-педагогические условия
|
1
|
Июнь
|
Анализ работы за год
|
Определение целей и задач на следующий учебный год, составление плана работы, дорожных карт по основным направлениям
|
Администрация, руководители МО учителей
|
2
|
В течение учебного года
|
Разработка и изучение нормативной документации по качества образования
|
Повышение нормативной грамотности, соблюдение правовых норм
|
Методист, зам. дир. по УВР
|
3
|
По графику
|
Повышение квалификации
|
Повышение профессионального мастерства
|
Администрация, методисты
|
4
|
Июнь
|
Разработка рабочих программ по учебным предметам и ВД
|
Соответствие нормативным требованиям
|
Зам. дир. УВР, руководители МО учителей
|
5
|
Июнь
|
Корректировка учебно-методического комплекса
|
Соответствие нормативным требованиям
|
Зам. дир. УВР, руководители МО учителей
|
Внутренние управленческие и сопутствующие структуры
|
6
|
В течение учебного года
|
Психолого-педагогическая служба
|
Выявление неблагоприятной обстановки в классах и разработка рекомендаций. Индивидуальное сопровождение об-ся.
|
Психолог, социальный педагог
|
7
|
В течение учебного года
|
Работа НМС и МО учителей
|
Постановка целей, задач направлений урочной и внеурочной деятельности, планирование, управление методическими объединениями, анализ результатов работы.
|
Зам. дир. УВР, руководители МО учителей
|
8
|
Август, октябрь, декабрь, март, июнь
|
Педагогические советы
|
Объединение усилий педколлектива для повышения качества знаний, распространение педагогического опыта
|
Директор, зам. дир. по УВР
|
9
|
В течение учебного года
|
Направление Проектная деятельность, научно-практическая конференция
|
Развитие исследовательских умений
|
Зам. дир. по УВР, классн. рук., рук. проектов
|
10
|
Ноябрь
|
Декада педмастерства
|
Обмен опытом
|
Зам. дир. УВР, руководители МО учителей
|
11
|
В течение учебного года
|
Наставничество
|
Педагогическое сопровождение по определенному направлению (методика преподавания, формирование функциональной грамотности, классное руководство и др.)
|
Зам. дир. УВР, руководители МО учителей
|
Диагностика
|
12
|
По графику
|
Проведение внутренних и внешних диагностических работ
|
Мониторинг качества образования в соответствии с графиком оценочных процедур
|
Зам. дир. УВР, руководители МО учителей
|
13
|
Ноябрь, январь, март
|
Проведение пробных ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, математике и предметам по выбору (3 волны)
|
Изучения процедуры ГИА, выявление об-ся с неблагоприятными результатами
|
Зам. дир. УВР, руководители МО учителей
|
14
|
Апрель
|
Промежуточная аттестация по двум предметам в 7-8 и 10 классах
|
Проверка знаний об-ся, выявление об-ся с рисками учебной не успешности
|
Зам. дир. УВР, руководители МО учителей
|
15
|
В течение года
|
Проектная деятельность. Предзащита и защита.
|
Определение степени готовности проекта
|
Зам. дир. по УВР, классн. рук., рук. проектов
|
16
|
В течение года
|
Формирование функциональной грамотности
|
Проверка знаний об-ся, контроль за работой учителя по развитию функциональной грамотности
|
Зам. дир. по УВР
|
Преодоление учебных дефицитов
|
17
|
По окончании четверти/ полугодия
|
Совещание учителей по результатам успеваемости
|
Анализ результатов успеваемости, выявление обучающихся с неблагоприятной ситуацией
|
Зам. дир. по УВР, классн. рук., учителя-предметники
|
18
|
1 раз в четверть
|
Разработка индивидуального плана учителя по работе
|
Организация индивидуальной работы с об-ся, устранение учебных дефицитов
|
Зам. дир. по УВР, учителя-предметники
|
19
|
1 раз в четверть
|
Отчет учителя по результатам работы
|
Контроль за работой учителя
|
Зам. дир. по УВР, учителя-предметники
|
20
|
1 раз в четверть
|
Беседы с обучающимися и их родителями на административном совете
|
Выявление причин учебной неуспешности, определение путей ее преодоления
|
Зам. дир. по УВР, классн. рук.
|
21
|
В течение года
|
Дополнительные занятия с мотивированными обучающимися и имеющими учебные дефициты
|
Преодоление учебных дефицитов
|
Учителя-предметники
|
22
|
Июнь, август
|
Работа с обучающимися, имеющими академическую задолженность по результатам года
|
Преодоление учебных дефицитов, перевод в следующий класс. Перевод года.
|
Зам. дир. по УВР, учителя-предметники
|
Двумя важными разделами представленного комплекса направлений работы являются диагностика и преодоление учебных дефицитов. Особо важными эти разделы стали в свете изменений, вызванных в системе оценки качества, связанными с напряженной эпидемиологической обстановкой в последние 2-3 года. Официальная отмена ряда оценочных процедур и переход на массовое дистанционное обучение привели к резкому увеличению количества обучающихся с низким уровнем обученности и большим наборов разнообразных учебных дефицитов.
Чтобы данная категория обучающихся могла усвоить образовательную программу, необходимо систематизировать работу по предупреждению неуспеваемости.
Основные причины, по которым у обучающихся образуются учебные дефициты:
1. недостаточная мотивация к обучению;
2. ослабленное здоровье;
3. низкое качество мыслительной деятельности ограниченные способности (сообразительность, память, внимание, усидчивость);
4. пропуски уроков, пробелы в знаниях;
5. проблемы в семье или классном коллективе;
6. Недостаточная сформированность учебной деятельности, слабый контроль со стороны родителей и классного руководителя;
7. недостаточный уровень развития личностных качеств для успешного обучения.
Для выявления слабоуспевающих обучающихся и создания банка данных по этой категории обучающихся необходимо проводить входные, промежуточные и итоговые диагностические работы по основным предметам (русский язык, математика, иностранный язык, второй иностранный язык). Кроме этого, для более успешной диагностики разрабатывается ряд оценочных процедур таких, как пробные работы ОГЭ и ЕГЭ по всем предметам, которые проводятся в три волны, устные зачеты по учебным предметам Обществознание и География, которые сдают до 50% выпускников 9-х классов, для определения степени готовности к ГИА. Традиционной в гимназии стала промежуточная аттестация в 7-8 и 10 классах, подготовка к которой способствует ликвидации пробелов в знаниях, а результаты позволяют определить степень усвоения учебных программ. Внешние диагностические работы (РДР, ВПР, ТМ) являются мотивирующим фактором для педагога и обучающихся. Все перечисленные работы включены в график оценочных процедур гимназии на учебный год.
Первичный анализ результатов всех диагностических работ проводится заместителем директора по учебно-воспитательной работе на научно-методическом совете. Далее подробный анализ результатов и ошибок на методических объединениях учителей по каждому предмету. Решения по анализу работ протоколируются.
В конце каждой четверти на совещании учителей подводятся итоги успеваемости, где особое внимание уделяется профилактике неуспеваемости и работе с обучающимися, имеющими учебные дефициты. Каждого такого обучающегося обсуждают отдельно, звучит мнение классного руководителя и каждого учителя-предметника. Определятся причины неуспеваемости, намечаются меры и пути исправления ситуации. Каждый учитель-предметник разрабатывает индивидуальный план работы по преодолению учебной не успешности. Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися на занятиях внеурочной деятельности планируется обязательно. В конце четверти учитель сдает отчет по проделанной работе в учебную часть. Бланки индивидуального плана и отчета учителя-предметника в приложении.
Эффективной мерой по преодолению учебной не успешности является совместная встреча завуча, учителя, обучающегося и его родителей. Такие встречи при необходимости проходят каждую четверть по установленному графику. Если родители не явились на беседу, им передается письменное приглашение. Ход и результаты беседы протоколируются и заверяются подписями родителей и обучающегося.
Во время беседы устанавливается доверительная атмосфера, все вопросы решаются исключительно в интересах ребенка. В ходе такой совместной работы выясняются причины не успешности обучающегося, разрабатываются этапы преодоления учебных дефицитов, даются рекомендации. Завуч всегда благодарит родителей за совместную работу. Такие регулярные встречи, как правило, дают положительную динамику по успеваемости.
При необходимости администрация рекомендует обратиться в психолого-педагогическую службу гимназии. В старших классах работа со слабоуспевающими, как правило, проводится совместными усилиями педагога - психолога, классного руководителя и социального педагога.
В индивидуальной работе с неуспевающими учениками важной целью является установление причин неуспеваемости. Необходимо определить обстоятельства, которые непосредственно предшествовали получению учеником неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость, какие черты личности ученика и какие обстоятельства его жизни могли вызвать изменения, отражающиеся на школьной успеваемости. Опираясь на результаты своего анализа, психолог может принимать решение о том, какие методы воздействия необходимы в каждом конкретном случае.
Большая работа направлена на формирование установки на преодоление школьных и жизненных трудностей, способности получения удовлетворения от процесса обучения, а так же коррекции повышенной тревожности, застенчивости, регулированию эмоциональной сферы, повышению самооценки и психологической устойчивости.
В конце учебного года с обучающимися, имеющими учебные дефициты, с письменного заявления родителей учителями-предметниками проводится коррекционная работа. В исключительных случаях для отдельных обучающихся такая работа может быть организована в конце августа. По результатом этой работы составляется справка, фрагмент которой приводится ниже.
СПРАВКА
По результатам работы с неуспешными обучающими за 2021-2022 учебный год
Цель работы: преодоление учебных дефицитов.
№ п/п
|
Фамилия, имя об-ся
|
Класс
|
Предметы с неудовлетв. аттестацией
за год
|
Рекомендации по решению педсовета (протокол № 7 от 26.05.23)
|
Результат
|
1
|
Куракумов Петр Беседа с родителями 26.05.22
|
10б
|
Переводная аттестация по геометрии
|
Рекомендована летняя школа. Ликвидация задолж. по геометрии до 15.06.22.
|
Ликв. задолж. по геометрии. Переведен в 11 класс.
|
2
|
Веселова Виктория
Беседа с родителями 30.05.22
|
7б
|
Китайский язык
|
Рекомендована летняя школа с ликвид. задолженности по кит. яз. до 15.06 22
|
Заявление родителей о сдаче кит. яз. до 31.08.22. Переведена в 8 класс условно.
|
3
|
Сарапулов Матвей Беседа с родителями 31.05.22
|
8а
|
Химия, физика
|
Рекомендована летняя школа с ликвид. задолженности по кит. яз. до 30.06 22
|
Ликв. задолж. по химии и физике. Переведен в 9 класс.
|
4
|
Дашкевич Антон Беседа с родителями 02.06.22
|
8б
|
Китайский язык
|
Рекомендована летняя школа с ликвид. задолженности по кит. яз. до 15.06 22.
|
Отчислен по заявлению родителей с переводом в ОО с умеренной нагрузкой
|
5
|
Альбиносова Алиса
Беседа с родителями 06.06.22
|
10а
|
Физика
|
Рекомендована летняя школа с ликвидацией задолженности по кит. яз. до 15.06 22
|
Ликв. задолж. по физике. Переведена в 11 класс.
|
Системная работа с обучающимися по преодолению учебных дефицитов приводит не только к стабильной стопроцентной успеваемости, как это можно видеть из таблицы:
Результаты успеваемости на 31 августа за пять лет
Период
|
Основная школа
|
Средняя школа
|
Победители и призеры ВОШ
|
Аттест.
|
Успев.
(%)
|
Кач. (%)
|
Аттест.
|
Успев.
|
Кач. (%)
|
Район. этап (чел.)
|
Регион. этап
(чел)
|
Всерос.
Этап (чел.)
|
2021/2022 уч. г.
|
100
|
100
|
46
|
100
|
100
|
30
|
47
|
9
|
-
|
2020/2021 уч. г.
|
100
|
100
|
48
|
100
|
100
|
30
|
47
|
17
|
1
|
2019/2020 уч. г.
|
100
|
100
|
53
|
100
|
100
|
45
|
49
|
отменен
|
отменен
|
2018/2019 уч. г.
|
100
|
100
|
47
|
100
|
100
|
30
|
49
|
11
|
2
|
2017/2018 уч. г.
|
100
|
100
|
46
|
100
|
100
|
42
|
43
|
6
|
2
|
но также влияет на общий уровень подготовки выпускников, повышает мотивацию к обучению и создает в гимназии обобщенную ситуацию учебной успешности, что также хорошо видно из представленных ниже данных.
Результаты выпускников основной школы за пять лет
Период
|
Кол-во выпускников
|
Кол-во выданных аттестатов в основной срок
|
Средний балл по ОГЭ (обязательные экзамены)
|
Средний балл по ОГЭ
(экзамены по выбору)
|
Кол-во выпускников-отличников
|
2021/2022 уч. г.
|
55
|
55
|
4,21
|
4,24
|
7
|
2020/2021 уч. г.
|
73
|
73
|
4,32
|
4,15
|
7
|
2019/2020 уч. г.
|
75
|
75
|
ГИА отменена
|
4
|
2018/2019 уч. г.
|
71
|
71
|
4,37
|
4,27
|
5
|
2017/2018 уч. г.
|
58
|
58
|
4,37
|
4,16
|
5
|
Результаты выпускников средней школы за пять лет
Период
|
Кол-во выпускников
|
Кол-во выданных аттестатов в основной период
|
Средний
балл ЕГЭ
|
Кол-во об-ся, награжденных знаком «За отличные успехи в учении»
|
Кол-во об-ся, награжденных знаком «За отличные успехи в обучении»
|
Кол-во выпускников-стобалльников
|
2021/2022 уч. г.
|
48
|
48
|
70,67
|
4
|
2
|
1
|
2020/2021 уч. г.
|
58
|
58
|
72,48
|
12
|
9
|
-
|
2019/2020 уч. г.
|
42
|
42
|
66,77
|
5
|
2
|
2
|
2018/2019 уч. г.
|
26
|
26
|
74,52
|
5
|
1
|
-
|
2017/2018 уч. г.
|
50
|
50
|
71,47
|
7
|
4
|
1
|
Таким образом, работа по диагностике и преодолению учебных дефицитов является неотъемлемой и важной частью ВСОКО. И ее проведение в системе положительно сказывается не только на уровне успеваемости в ОО, но и повышает качество обученности.
Приложение 1.
Индивидуальный план работы по преодолению учебной не успешности
обучающегося _____класса ________________________________________ (Фамилия, имя)
по предмету __________________по результатам _____четверти/полугодия 20__/20__уч. года
1.Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающегося, определяющая причины неуспеваемости, а также основные формы и методы индивидуальной работы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Разделы программы, определенные для индивидуальной работы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Учебно-методический комплекс для индивидуальной работы
_____________________________________________________________________________________
4.Дополнительная работа на уроках с обучающимся
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Дополнительная внеурочная работа с обучающимся
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Регулярность и формы текущего контроля знаний
_____________________________________________________________________________________
7.Индивидуальные домашние задания
_____________________________________________________________________________________
8.Регулярность проверки рабочей тетради и тетради для дополнительных работ
_____________________________________________________________________________________
9.Работа с классным руководителем, родителями обучающегося
_____________________________________________________________________________________
10.Составление отчета по результатам индивидуальной работы ___________ (дата)
Учитель _______________(подпись)_________________________(ФИО) Дата______________
Отчет о работе по преодолению учебной не успешности
обучающегося _____класса ________________________________________ (Фамилия, имя)
по предмету __________________по результатам _____четверти/полугодия 20__/20__уч. года
1.Краткое описание работы обучающегося (посещаемость уроков и дополнительных занятий, прилежание, выполнение домашних заданий) за период с __________ по__________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Разделы программы, по которым проведена индивидуальная работа и ее результат
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Эффективность использования учебно-методического комплекса для индивидуальной работы
_____________________________________________________________________________________
4.Дополнительная работа на уроках с обучающимся и ее результаты
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Дополнительная внеурочная работа с обучающимся и ее результаты
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Результаты текущего контроля знаний (устные ответы, самост. и контрольные работы)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Регулярность и результаты проверки рабочей тетради и тетради для дополнительных работ
_____________________________________________________________________________________
8.Эффективность работы с классным руководителем, родителями обучающегося
_____________________________________________________________________________________
9.Прогнозируемый результат по предмету за четверть/полугодие __________________________
10.Приложение (рабочая и контрольная тетради, тетрадь для дополнительных работ)
Учитель _______________(подпись)_________________________(ФИО) Дата_____________ Приложение 2.
Приложение 1
Приложение 2
Поделиться: