Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК РЕСУРС НАСТАВНИЧЕСТВА И ВОЛОНТЕРСТВА
Устойчивое развитие общества и природы – общечеловеческая стратегия, которая поддерживается большинством государств на нашей планете. В 2015 г. государства — члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года, содержащую 17 целей устойчивого развития, приоритетных для развития человечества и направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех людей. Россия поддерживает стратегию устойчивого развития и активно реализует ее основные составляющие: экологическую, социальную, экономическую. Для реализации этих стратегий необходимо формирование общей культуры современного человека, включающей множество составляющих, в частности, экологическую культуру, культуру здоровья и безопасности, коммуникативную и речевую культуры, финансово-экономическую грамотности, информационную культуры и других составляющих. Формирование культуры как целостного феномена, происходит в окружающей нас среде: в семье, на улице, на работе, на отдыхе, в информационной среде (реальной и виртуальной) и, конечно, в образовательной среде. Безусловно, путь к экологически устойчивому развитию, лежит через образование и просвещение. Следует отметить, что идея наставничества является неотъемлемой составляющей стратегии образования для устойчивого развития. В 2018 г. Римский клуб (международная организация, известная системными научными докладами в области развития цивилизации в целом и решения конкретных глобальных проблем) представил новый доклад «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», приуроченный к своему 50-летнему юбилею. Ключевой идеей доклада является идея «нового Просвещения», результатом которого должно стать целостное мировоззрение – гуманистическое и открытое развитию, ценящее устойчивость и заботящееся о будущем. А это, по сути, и есть идеология современного экологического образования и просвещения в интересах устойчивого развития [3]. Приведу основные позиции из главы этого доклада «Образование для устойчивой цивилизации». Настоящая задача заключается в развитии у всех обучающихся способности к решению проблем, а также развитии критического, независимого и оригинального мышления. Образования, сосредоточенного только на уме, больше недостаточно. Образование будущего должно быть активным и коллективным. Масштабные исследования среди студентов показали, что удержания внимания студентов при пассивном прослушивании лекций в учебной аудитории составляет 5%, при практике он поднимается до 75%. Что совместное обучение и индивидуальные консультации положительно влияют на обучение студентов. 90 % усвоения – достигается при обучении одного студента другим. Делается вывод о необходимости широкого использования самообучения и наставничества. Образование будущего должно основываться на «связанности». В мировом масштабе, развивающаяся модель обучения представляет собой сеть взаимоотношений между людьми. С электронными устройствами, проникающими в каждый аспект жизни и обучения, очень легко забыть, что первоначально образование являлось органическим процессом обмена, возникающим между двумя людьми. Основываться на «связанности», взаимодействии — эти идеи были и будут сутью обучения. Говоря о сегодняшней ситуации, следует отметить, что использование информационных технологий «ценно и эффективно только когда они способствуют связи между людьми». Образование должно «вызывать интерес, и активизировать способности каждого обучающегося учиться для самого себя и помогать учиться другим» [2]. Следующая позиция «Образование будущего должно носить ценностный характер» исходит из того, что «Ценности — это квинтэссенция человеческой мудрости, накапливаемая веками» Жизнь, здоровье, безопасность, природа, окружающая среда являются не только ключевыми ценностями, но и мотиваторами к деятельности для благополучия всех существ и мира в целом. Не менее важный тезис заключается в том, что образование будущего должно фокусироваться на устойчивости. Поскольку большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязи живых систем с окружающей средой и устойчивого развития, появилась недавно и ещё не стала частью общего культурного багажа; поэтому образование в области окружающей среды дорастающего поколения, соответствующим знаниям и навыкам имеет принципиальное значение. Необходимо развивать также практики экологического просвещения через СМИ, дискуссии с включением граждан и т.д. Образование будущего должно культивировать интегральное мышление. Это мышление, способное воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты и достигать подлинного понимания основ реальности (реальной картины мира). Экология как интегративная наука и другие науки, безусловно этому способствуют. И, как сказано в докладе, «Каждая дисциплина также должна научиться рассматривать себя в свете социальной общности» [2]. Не менее актуальна позиция, заключающаяся в том, что образование будущего должно исходить из плюрализма содержания. Изменение в педагогике должно сопровождаться изменением в содержании. В наш век информационной перегрузки и легкого доступа к большим данным, выбор правильного содержания и разработка учебной программы являются очень большой ответственностью. Социальная реальность сложна и интегрирована и не может быть объяснена единой теорией. Сегодняшние учащиеся и студенты нуждаются в инклюзивном образовании, в котором одни формы знания дополняли бы другие, а не исключали и отвергали их. Как генетическое разнообразие оказалось критически важным для эволюции человека, культурное разнообразие необходимо для социальной эволюции. Сегодня коалиция школ и университетов, которые основываются на стратеги экологического образования для устойчивого развития работают под лозунгом, который многим из нас хорошо известен, потому что это и наш лозунг: «Думай глобально, действуй локально». Таким образом идеи наставничества в начале XXI в. стали особенно актуальны. Безусловно, современное наставничество развивается не на пустом месте, имеются исторические предпосылки, поскольку это, по сути, одна из универсальных технологий обучения. В настоящее время мы являемся участниками новой волны наставничества и понимаем, что волны на пустом месте не бывает. С наставничеством тесно связано также волонтерство. Используемое в большинстве стран и международных неправительственных организаций понятие «volunteer» (англ.) в переводе на русский язык может трактоваться как «доброволец», «человек, безвозмездно оказывающий социальную помощь». Сегодня темы наставничества и волонтерства в образовании являются одними из актуальных в Национальном проекте «Образование» (Федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Социальная активность», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», молодые профессионалы»). Федеральный проект «Современная школа» содержит целевой показатель: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества. Федеральный проект «Социальная активность» направлен на создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества [5]. Актуализировались практики наставничества и волонтерства также в связи с возрастанием насыщенности образовательной (и более широкой социальной) среды. Это, безусловно, возрастающее виртуальное общение, стремление к социальной закрытости в условиях небезопасного и неопределенного мира, это формализация взаимоотношений в образовательном процессе; это наша замечательная жизнь с неумеренным потреблением, порождающим гедонизм, страсть к удовольствиям. Отмечается также снижение интереса общества к детям и подросткам. Возникает необходимость в посреднике между растущим человеком и миром (представленным множеством локальных социальных и образовательных сред). В качестве такого посредника и выступает наставник. В основе деятельности наставника лежит восполнение того или иного образовательного дефицита сопровождаемого. Общим признаком всех типов образовательных дефицитов является недостаток самостоятельности сопровождаемого, а показателем того, что наставническая практика успешна – самостоятельные действия наставляемого относительно собственного развития, обучения, общения; для педагога – карьерного роста [1]. В качестве инструмента для достижения планируемых нацпроектом «Образование» результатов была разработана целевая модель наставничества, определяющая условия, ресурсы, процессы, которые должны происходить в образовательных организациях. Дано определение наставничества как технологии передачи личностного, жизненного и профессионального опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Обозначены также проблемы, которые необходимо решить и потребности, которые необходимо удовлетворить при внедрении модели наставничества в образовательных организациях [4]. Основная цель модели наставничества – это создание открытой развивающе-поддерживающей среды, направленной на раскрытие и поддержку личности наставляемого, создание атмосферы партнерства и доверия между всеми участниками образовательного процесса. Неоценима роль наставничества также в добровольческой деятельности. В модели определены пять форм наставничества: «ученик – ученик»; «учитель – учитель»; «студент – ученик»; «работодатель – ученик»; «работодатель – студент». В форме наставничества «ученик – ученик» речь идет об учащихся в возрасте от 11 до 18 лет. Здесь нет формы педагог-обучающийся, однако именно педагоги являются кураторами наставнических практик. Необходимо помнить, что педагог, по крайней мере в школе и других образовательных организациях, ключевая фигура, без которой невозможно достижение поставленных целей. В Санкт-Петербурге также разработана такая целевая модель наставничества. В Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования создан Центр развития наставничества и в 2020 г. запущен пилотный проект по ее реализации, в котором приняли участие 67 образовательных учреждений общего и дополнительного образования. Однако в 2021 г. была поставлена задача вовлечения в реализацию Целевой модели наставничества всех государственных образовательных организаций, подведомственных Комитету по образованию Санкт-Петербурга. Таким образом, активизация наставнических практик в образовательных учреждениях – это одно из необходимых условий образования для устойчивого развития, которое невозможно без освоения педагогами компетенции наставника. Неоценима роль наставничества также в волонтерской деятельности. Широкие возможности развития социальных практик наставничества и волонтерства предоставляет современное экологическое образование, вектор которого направлен к образованию для устойчивого развития.
Литература 1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Методология. – 2019. – № 3. – С. 4-18. 2. Доклад Римского клуба 2018: капитализм, скоротечность жизни, перенаселённость и разрушение Планеты [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aegqufhcjg6b.xn--p1ai/modules.php?name=Books&info=Doklad_Rimskogo_kluba_2018 (дата обращения: 30.04.2022). 3. Малахов А. «Come On!» - юбилейный доклад Римского клуба [Электронный ресурс]. URL: https://malakhov.link/come-on-report (дата обращения: 30.04.2022). 4. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / авторский коллектив под общим научным руководством Н.Ю. Синягиной [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/ (дата обращения: 30.04.2022). 5. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 30.04.2022). Поделиться: |