Авторcтво: Перминова Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга |
Главные элементы, составляющие личность педагога, это - профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество. Социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь.
Наставничество – это обоюдный творческий процесс, скорее даже живая система, входя в которую, каждый ее участник развивается, совершенствуется и обогащается, получая ответы на интересующие его вопросы. В эколого-биологическом отделе ГБУ ДО ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга широко и успешно используется модель наставничества «Педагог-педагог». В 2021-2022 учебном году, я принимала участие как «Педагог-наставник».
Для меня наставничество — это субъект-субъектное взаимодействие на основе равноправных партнерских отношений, поэтому, на мой взгляд, оно опирается на следующие принципы (рис. 1):
Рисунок 1. Принципы наставничества
Мое взаимодействие с наставляемым выстраивалось постепенно и состояло из следующих этапов (рис.2):
Рисунок 2. Этапы наставничества
Мной была составлена карта наставничества, в которую входили следующие составляющие (рис. 3):
Рисунок 3. Карта наставничества
Для себя, как наставника, я определила следующие задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию наставляемого в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру в себя как в специалисте.
2. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей наставляемого.
3. Повышать профессиональный уровень тандема в целом, с учетом потребностей, затруднений, достижений.
4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности наставника и наставляемого.
5. Повышать продуктивность работы участников тандема и результативность образовательной деятельности.
7. Способствовать планированию карьеры наставляемого, мотивации к повышению квалификационного уровня.
Мной прогнозировались следующие ожидаемые результаты
для наставляемого:
· активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
· повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;
· появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов, выступлений);
· участие в профессиональных конкурсах;
· успешное прохождение аттестации на первую квалификационную категорию.
для наставника:
· эффективный способ самореализации;
· повышение квалификации;
· достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
За время работы в тандеме нами были достигнуты следующие результаты (рис. 4):
Рисунок 4. Результаты работы тандема
Спланированная работа тандема помогает молодому специалисту преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, проявить себя в профессии как квалифицированного специалиста, а также помогает наставнику пересмотреть свою педагогическую деятельность, структурировать и систематизировать полученный опыт.
Работа в качестве наставника привела меня к профессиональному росту, отсутствию стагнации. Выход из зоны комфорта ведет к безусловному росту - ведь мы хотим быть завтра улучшенной версией сегодня.
На мой взгляд наставника, модель наставничества «Педагог-педагог» является действенной, имеет широкие возможности и удачно вписывается в систему дополнительного образования.
Поделиться: