Авторcтво: Плеханова Анастасия Вадимовна, воспитатель ГБДОУ детский сад №133 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
Задача развития и формирования коммуникативных умений актуальна не только для воспитания детей имеющих нормальное речевое и психическое развитие, но и в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями.
По определению С.А. Зыкова, общение — это «взаимодействие двух людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». В результате исследований С.А. Зыкова и его сотрудников были разработаны основы обучения языку слабо-слыслышащих детей в его ведущей - коммуникативной функции. Такое обучение предполагает практическое усвоение детьми словарного состава, грамматического строя, фонетической структуры языка. Практическое овладение языком создает предпосылки для последующего изучения дошкольниками языковых явлений и их закономерностей, что служит дальнейшему обогащению речевой практики.
В процессе обучения языку дети с нарушением слуха овладевают речью диалогической и монологической, так как они служат задачам коммуникации.
Коммуникативные навыки включают в себя следующие умения: сотрудничать, слушать и слышать собеседника, воспринимать и перерабатывать полученную информацию, вербально выражать свои мысли, желания, просьбы и т.д.
Л.С. Выготский говорил о том, что способность ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.
В старшем дошкольном возрасте для ребенка с нарушением слуха, взрослый является источником знания и собеседником, который способен удовлетворить его растущие познавательные потребности.
Формирование коммуникативных умений у слабослышащих детей с имеет свои особенности, так как нарушение слуха – это, в первую очередь, коммуникативное нарушение, заключающееся в отсутствующей или ограниченной способности ребёнка воспринимать информацию и уметь на неё реагировать.
При отсутствии необходимых коммуникативных способностей у детей с появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
Ребёнок с нарушенным слухом овладевает речью в процессе специального педагогического воздействия. А приобретенные произносительные умения и навыки реализуются в процессе речевого общения.
Одним из важнейших факторов развития речи слабослышащих дошкольников является организация слухоречевой среды.
Создание слухоречевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. В создании этой среды участвуют, прежде всего, педагоги группы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрослые, вступающие в постоянное общение с ребёнком.
Коммуникативные умения у детей формируются в различных видах деятельности: непосредственная образовательная деятельность, режимные моменты, игровая деятельность.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому, одним из направлений работы над коммуникативными умениями является коррекционная деятельность по формированию навыков сюжетно-ролевой игры.
Особенностью этих игр является правила игрового взаимодействия, в результате чего возникает речевое общение участников игры – диалог, в котором у детей формируются предпосылки к использованию фразовой речи.
Путем формирования и обогащения игровой деятельности можно влиять на развитие коммуникативных умений слабослышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.
Сюжетно-ролевая игра у детей с нарушением слуха так же имеет свои особенности:
· низкий объем словарного запаса, создаёт трудности в самостоятельной игре детей;
· вместо выстраивания сюжета воспроизводятся детализированные предметные действия;
· неумение играть коллективно,
· неумение планировать сюжетно-ролевую игру,
· неумение выбирать и распределять роли,
· затруднение творчески войти в роль, что связано с особенностью развития воображения
Исходя из этих особенностей игровой деятельности детей, задача окружающих ребёнка взрослых заключается в обучении и организации руководства игрой.
Сюжетно-ролевая игра включает в себя следующие этапы:
1) Предварительная работа
2) Создание игровой обстановки
3) Обучение ролевым действиям
4) Самостоятельная игра детей
Формируя навыки сюжетно-ролевой игры у детей с нарушенным слухом, воспитатель прежде всего, планирует словарь, тематику игр, игровое пространство и методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривает возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр. Для этого сурдопедагогом и воспитателем разрабатывается перспективный план сюжетно-ролевых игр на основе лексических тем на учебный год.
На примере сюжетно-ролевой игры «Магазин» рассмотрим формирование коммуникативных умений у детей с старшего дошкольного возраста.
На подготовительном этапе игры:
- Отобрали оборудование, необходимое для сюжетно-ролевой игры «Магазин овощей и фруктов» (видеоматериалы, предметные и сюжетные картинки, таблички со словами, разрезную азбуку, муляжи овощей и фруктов).
- Закрепили речевой материал по темам «Фрукты», «Овощи» и «Магазин», а именно: названия овощей и фруктов, слова «Продавец», «Покупатель», «Магазин», построение диалога между продавцом и покупателем в магазине.
- Познакомили детей с игровыми действиями в непосредственной образовательной деятельности и на индивидуальных коррекционных занятиях с помощью таких игр и упражнений, как: «Угадай что?», «Найди и назови», «Что услышал? Назови и покажи», «Четвёртый лишний», «Найди на ощупь».
- Была организована предметно - игровая среда по данной лексической теме. Создана игровая зона – касса, прилавок, витрина, корзинки и сумки, опорное табло с шаблоном диалога между продавцом и покупателем, а так же таблички с названиями овощей и фруктов, подготовлен дидактический материал для игры (список покупок), родителями предоставлены сумки для покупок. Часть пособий была изготовлена с помощью детей: чеки, этикетки, монетки.
- Привлекли родителей, попросили сходить с ребенком в магазин, показать как организовано пространство магазина, как работает кассир, продавец (учили задавать вопросы и отвечать на них).
На этапе формирования сюжетно-ролевой игры, ведущая роль принадлежит взрослому, который исполнял роль кассира-помощника. При помощи педагога дети распределили роли: кто будет продавец, кто покупатель, обозначили правила игры, подобрали необходимые атрибуты. Взрослый участник игры должен создать такую ситуацию, в результате которой у детей появлялась потребность в речевом общении, а именно ставить детей в условия выбора: «Что нужно купить? Что ты хочешь купить?», задавать наводящие вопросы, такие как «Что говорит продавец, покупатель?» и побуждать детей к диалогу друг с другом: «Спроси у…, попроси дать…, спроси сколько стоит..». Дети старались общаться между собой при помощи речи, опорных табличек слухо-зрительно устно-дактильно.
После данного этапа формирования коммуникативных умений организуется самостоятельная игровая деятельность детей между собой, не только в этой игре, но и в других сюжетно- ролевых играх.
Таким образом, совместная сюжетно-ролевая игра мотивирует детей с нарушенным слухом активно использовать речь, как средство общения в процессе игрового взаимодействия, что и является одним из важных условий формирования коммуникативных умений детей.
Список использованных источников.
1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М., .«Просвещение», 1977. 200 с.
2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций/ Л.С. Выготский// Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1983.-Т.3.-368с.
3. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. - М.: «Просвещение», 1975
4. Л.А. Головчиц "Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха", Москва, Владос, 2001.
5. Программа "Воспитание и Обучение глухих дошкольников в детском саду", под редакцией Э.И. Леонгард, М, 1987.
6. Программа "Общение". Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду. Под редакцией Э.И. Леонгард, Москва, 1995.
7. "Руководство играми детей в дошкольных учреждениях". Под редакцией М.А. Васильевой, Москва, "Просвещение", 1986.
Поделиться: