Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Преемственность в работе специалистов дошкольного и школьного звена образования по развитию речи учащихся с ОВЗ различных нозологических групп
Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Переход ребенка дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития, в иное культурное пространство. Обеспечение успешности этого перехода – проблема объединения усилий работников детского сада и начальной школы. Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Сейчас преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. А в соответствии с ФГОС еще и умением самостоятельно совершать поисковую деятельность. Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в: - едином структурно-организационном подходе (в совокупности требований к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам); - едином психолого-педагогическом методологическом подходе, деятельностном подходе в рамках понятия «ведущая деятельность»; - опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; формировании универсальных учебных действий; - ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей; - организации общего принципа инклюзивного образования, (который отражается в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ); разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; - опоре на индивидуальную программу реабилитации.) Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО и ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ на: 1. Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры; 2. Личностное и интеллектуальное развитие детей; 3. Процесс успешной социализации ребенка; 4. Развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; 5. Сохранение и укрепление здоровья детей. Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к обучению грамоте». Большинство детей дошкольного возраста отличаются не только недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, но и нарушением звукопроизношения. По результатам моих наблюдений в группе могу отметить следующие недостатки: высказывания детей короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; дети не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания. произношение звуков нечёткое, смазанное часто дети глотают окончания слов или переставляют слоги в словах Одна из задач нашего дошкольного учреждения - формирование правильной речи ребенка. Основной целью работы по развитию речи является: 1. Необходимость обеспечения процесса развития речи на всех возрастных этапах. 2. Обеспечение готовности детей к дальнейшему обучению в школе. Достижение цели осуществляется следующими подходами к образовательному процессу: 1. Комплексный подход к развитию устной речи: понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих; развитие связной диалогической и монологической речи; обогащение и уточнение словаря; развитие грамматического строя речи; развитие речевого аппарата, звукопроизношения; развитие мелкой моторики 2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности. 3. Развитие устной речи дошкольников во взаимосвязи с другими психическими процессами. Работа по речевому развитию построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности. При создании условий для полноценного развития речи у детей предусматривается: создание развивающей предметно-пространственной среды; целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах деятельности; повышение профессиональности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей. Речевое развитие дошкольников осуществляется в различных формах: в форме занятия (фронтального, индивидуального, подгруппового); совместно-познавательной речевой игры; непосредственного общения со взрослыми; в ходе повседневного общения со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, при самообслуживании; в ходе режимных моментов; на игровой площадке во время прогулки. Создание условий для работы над речевыми недостатками рассматривается как одно из важных направлений работы педагогов. Работа в этом направлении осуществляется через коррекционноориентированные формы взаимодействия воспитателя и логопеда с детьми. Созданы специальные дидактические и развивающие игры, упражнения (в каждой группе в оформленных уголках, оснащенных наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок по изучаемым лексическим темам). Это позволяет проводить коррекционно - развивающую работу системно. Совместная деятельность ДОУ и семьи является важным этапом реализации по речевому развитию детей. Участие семьи в речевом развитии ребёнка начинается сразу по приходу ребёнка в ДОУ. Уже на этом этапе мы стараемся убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка наиболее значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда безрезультатны. Проводятся консультации для родителей на родительских собраниях и индивидуально. Постоянно вывешиваются консультации в логопедическом уголке. Проводятся индивидуальные беседы. Проблемы, возникающие при организации преемственности. Формирование готовности детей к обучению в школе представляет собой длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольника. Необходимо различать общую и специальную готовность ребёнка к обучению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, умений и представлений, которые составляют основу изучения, прежде всего, таких предметов как математика и родной язык в школе. Общая же готовность определяется психическим и физическим развитием. Уровень развития речевой готовности ребенка является одним из важных составляющих общей готовности к школе. И особенно это важно для детей с нарушениями речи, с которыми я работаю. Как показывает практика, сейчас остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у дошкольников и младших школьников. Наиболее распространёнными являются общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие. Более половины детей имеет те или иные недостатки речи. Увеличивается количество детей, имеющих сочетанные нарушения. Например, в моей группе из 15 детей с ТНР 5 детей с ЗПР и 1 с РАС. Часто наблюдается позднее обращение родителей к специалистам (после 5 лет), что неблагоприятно влияет на результаты коррекции. Коррекционная работа в нашем детском саду проводится в тесном взаимодействии со всеми сотрудниками: воспитателями, помощниками воспитателей, музыкальным руководителем, педагогом-психологом , а также при активном участии родителей. Трудности в усвоении программы отдельными детьми приводят к тому, что этим детям необходимо продолжить работу со школьным логопедом. В данном случае необходимо взаимодействие дошкольного и школьного логопедов, т.к. в школе коррекционная работа должна строиться дифференцированно с учётом проведённой ранее работы. Познакомившись с работой своих коллег, школьному логопеду не надо будет тратить учебное время на дублирование тех тем, которые уже были усвоены в логопедической группе ДОУ. Очень важно соблюдать этапность коррекционной работы, чтобы все этапы вытекали один из другого и были взаимосвязаны. К сожалению, такое тесное сотрудничество в плане преемственности в логопедической работе далеко не всегда получается. Это вызвано следующими причинами: 1. Часто дети из одной логопедической группы идут в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со всеми школьными учителями-логопедами. 2. Учителя-логопеды школ не всегда имеют чёткое представление о структуре и содержании логопедической работы в ДОУ, и, напротив, учителя логопеды ДОУ мало знакомы с образовательными программами школы, организацией и содержанием работы школьных логопедов. Как следствие, первым трудно оценить работу, проделанную логопедом ДОУ с данным ребёнком, а вторым– оценить уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы. 3. Нет отработанной системы взаимодействия дошкольных и школьных логопедов, традиций преемственности, которые прививались бы, в том числе и в рамках работы методических объединений учителей-логопедов. 4. Во многих школах вообще нет специалистов со специальным логопедическим или дефектологическим образованием. Пути решения: 1. Взаимодействие специалистов (логопедов, дефектологов, психологов) ДОУ и школы. 2. Ознакомление логопедов школы с содержанием логопедической работы в ДОУ, а логопедов ДОУ с образовательной программой школы, чтобы легче было оценивать уровень готовности ребёнка к освоению той или иной программы. 3. Создание комфортных условий для успешной адаптации учащихся к учебной нагрузке и переходу к новому ритму жизни. 4. Обеспечение возможности прохождения педагогами профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования. 5. Активное сотрудничество родителей (законных представителей) детей с педагогами ДОУ и школы. Библиографический список и интернет-ресурсы 1. Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей - логопедов в системе детский сад-школа. Теория и практика. — [Электронный ресурс]. – URL:http://bib.convdocs.org/ 2. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006. 3. Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011. 43 4. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001. 5.Шлюпикова Н.И. Преемственность в коррекционной работе логопеда дошкольного образовательного учреждения и школы. — [Электронный ресурс]. – URL: https://multiurok.ru/ 6. Салова С.В. Преемственность в работе логопеда ДОУ и школы в решении коррекционных задач школы — [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/ Поделиться: |