Авторcтво: Залевская Полина Юрьевна, I курс магистратуры, РГПУ им. А. И. Герцена |
История Санкт-Петербурга представлена огромным комплексом раз-личного вида исторических источников. Их многообразие позволяет подойти к изучению города через его основные функции, а специфичность некоторых из них – рассматривать процесс познания города не только как изучение фактического материала. Именно поэтому в концепции школьного краеведческого образования, разработанной Л. К. Ермолаевой, важнейшей характеристикой краеведения как учебного предмета обозначено освоение культурного наследия «многогранного города».
Культурное наследие – это «след», оставленный предыдущими поко-лениями, охраняемый и используемый нынешним для передачи будущим. Город, являющийся творением людей, выступает сосредоточением подобных культурных «следов». Отсюда и разнообразие того, что мы понимаем под культурным наследием: памятники архитектуры и скульптуры, промышленные сооружения и массовая жилая застройка, парки и сады, предметы быта, нематериальные аспекты такие, как традиции, ценности, идеи – в целом, то, создателем чего является человек, то, что определяет его бытование и облик эпохи в целом. Таким образом, изучение учащимися курса истории и культуры Санкт-Петербурга происходит непосредственно через объекты пространства города, «немых» свидетелей эпохи. Поэтому именно метод наглядного обучения, по нашему мнению, является ведущим в курсе изучения истории города.
Новый образовательный стандарт и изменяющиеся общественные условия – в первую очередь, речь идет о становлении информационного об-щества и связанное с этим формирование клипового мышления школьников – ставят перед учителем новую задачу – научить учащихся не просто «видеть» объект, а считывать информацию, извлекать ее и работать с ней. Как уже было сказано выше, изучение истории и культуры города это не столько изучение фактического материала, сколько формирование совокупности образов города разных эпох, умения видеть город как творение человека и самого человека в городе, личного отношения к городу и его культурному наследию. На наш взгляд, достижение этих целей возможно через работу с художественной наглядностью.
Любое художественное произведение – отражение личности автора. При работе с этим видом наглядности как историческим источником ни в коем случае нельзя ориентироваться исключительно на считывание информации. Специфика самого художественного произведения подсказывает необходимость применения критического и аксиологического подходов к анализу: картина выступает транслятором чувств и мыслей автора, его отношения к городу и определенным событиям в его истории, господство тех или иных взглядов и настроений, через призму которых автор изображает действительность. В конечном счете, художественное произведение помогает сформировать образ конкретной эпохи.
Наиболее интересными и обладающими большим познавательным потенциалом, на наш взгляд, являются произведения художников объединения «Мир искусства»: именно они, боясь потерять облик старого Петербурга, возродили тему города в своих произведениях. Те принципы, которые они положили в основу своего творчества – символизм, принцип «чистой формы», ретроспективизм – позволяют не только использовать их произведения в разных темах, но и сформировать у учащихся разные образы города: от празднично-торжественного города детства А. П. Остроумовой-Лебедевой до мрачного Петербурга подворотен М. В Добужинского. Однако для организации подобной работы ни один из существующих алгоритмов работы с наглядностью не подходил, поэтому нашей целью было составить алгоритм анализа, направленный на разносторонний и глубокий анализ произведения.
Любое художественное произведение может использоваться на уроках в трех формах – иллюстрация, как явление культуры определенного периода или в качестве исторического источника. Тем не менее, нашей задачей было разработать максимально общий алгоритм анализа, структура которого изменяется в зависимости от цели урока и места произведения в этой теме.
Алгоритм анализа состоит из трех блоков, ранжированных по уровню восприятия: атрибуция, описание, толкование и восприятие. Вопросы внутри каждого из блоков ранжированы по тому же принципу: от простого к сложному, от общего к частному и снова к общему. Разрабатывая этот алгоритм, мы стремились научить детей не только считывать информацию, но и вступать во взаимодействие с объектами городского пространства, строить «диалог» с художником с целью реконструировать образ города определенной эпохи и сформировать свое собственное отношение к нему. Алгоритм дает возможность не только изменять свою структуру в зависимости от целей и задач, но и дополнять анализ произведения письменными источниками либо иными изобразительными.
Поделиться: