Авторcтво: Чернышова Юлия Анатольевна, руководитель творческого объединения «Русский обычай» (Санкт-Петербург); Чернышов Сергей Иванович, преподаватель, концертмейстер по классу фольклора ДШИ им. М.И. Глинки, г. Всеволожск, руководитель творческого объединения «Русский обычай» (Санкт-Петербург) |
На мой взгляд, экстремальная ситуация, сложившаяся так быстро, лишний раз подтвердила важность и ценность воспитания и образования подрастающего поколения. Подчеркнула важность, на первый взгляд, не модных, бюджетных, малооплачиваемых профессий, их значимость, а также их бытовую и государственную необходимость.
И очень отрадно, что государство так по-отечески отнеслось к бюджетным работникам, и особенно трепетно к старому и малому. К самым ранимым звеньям человеческого общества. К тем возрастным группам, которые делали историю прошлого и которые будут творить историю будущего нашего государства Российского и русского народа.
«Чрезвычайная ситуация», которая сложилась в наше время, явилась толчком к мобилизации сил в переходе на альтернативные формы образовательного процесса, формы обучения с активным включением современных средств коммуникации.
Мы предлагаем видеть в сложившейся непростой ситуации самоизоляции, и как следствие - дистанционного обучения, положительные моменты. На примере системы дополнительного образования попытаемся обнаружить положительные факторы, которыми мы сможем пользоваться и в «мирное время».
МОБИЛИЗАЦИЯ и гибкость:
1. Мобилизация сил и гибкость в быстром принятии решений по поводу новых образовательных форм в системе образования в административных кругах.
2. Мобилизация творческих сил педагогов в их деятельности:
Фонтанирование новыми методическими приёмами в донесении нового материала и находки в том, как однозначно точно преподнести и закрепить и выучить информацию в новых условиях.
Освоение педагогами, в том числе старшим поколением, современных технологий коммуникации и современных способов фиксации информации. Например, создание видеоуроков, цикла видеоуроков для домашнего просмотра, интерактивных пособий – например, интерактивных партитур для вокального ансамбля, инструментального ансамбля, создание монтированных видео флэшмобов. Появилось также огромное количество дистанционных фестивалей и конкурсов. Что вызвало всплеск интереса к ним, так как, чтобы принять участие в конкурсе в другом городе, оказалось достаточно хорошо заниматься, снять хорошее фото-видео своей работы и отправить. А также возникло огромное множество конференций онлайн как для учеников, так и для педагогов.
3. Мобилизация сил учеников:
Использование личных гаджетов, не для праздного времяпрепровождения, а для получения образования, для РАБОТЫ в процессе обучения.
Активизация самостоятельной работы. Получение домашних заданий, даже в системе дополнительного образования. Всё это направлено на получение стабильного, качественного результата процесса обучения, для стабильных навыков, приобретённых на удалённом обучении.
Изменение отношения к педагогам в положительную сторону, т.к. они теперь с детьми на одной информационной волне знаний и умений.
4. Мобилизация родительских усилий в помощи детям, в обучении, в выполнении домашних заданий, фиксации выполненного в нужный формат фото, видео съёмка онлайн урока, или выполненного задания, а также в организации процесса обучения через современные технологии.
Итак, один из огромнейщих плюсов в рассматриваемой ситуации - это экономия времени, которое тратилось на дорогу на работу и обратно. Продолжительность пребывания в пути подчас достигало 4-х часов в день. Освободившееся время мы с лихвой использовали на дополнительную подготовку к занятиям и на создание новых методических разработок и приёмов обучения, а также увеличили продолжительность индивидуальных занятий, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика в отдельности.
Теперь перейдём к фольклорному направлению предметной деятельности в системе дополнительного образования, к опыту семьи педагогов Чернышовых: Юлии Анатольевны, Сергея Ивановича и Александры Сергеевны, руководителей творческого объединения «Русский Обычай». А именно - опыту находок в решении задач дистанционного обучения.
Творческое объединение «РУССКИЙ ОБЫЧАЙ» - явление системы дополнительного образования (но при этом частная инициатива), имеющее следующие предметы в образовательной программе:
• Фольклорный вокальный ансамбль;
• Фольклорный инструментальный ансамбль;
• Фольклорный вокально-инструментальный ансамбль;
• Индивидуальный фольклорный и эстрадный, академический вокал;
• Индивидуальный фольклорный инструмент: гармонь, балалайка, гусли, гитара;
• Девичье рукоделие «ХОЗЯЮШКА»;
• Проект «ЗАСТАВА» - мальчиковое патриотическое воспитание:
Занятия на открытом воздухе – навыки выживания в природных условиях, это и начальная военная подготовка, и строевая подготовка, и ориентирование на местности, и умение выживания в походных условиях, а также посещение семьями исторических мест боевой славы русского оружия СПб и Ленинградской области.
«ХОЗЯИН - Умелые руки» - рукоделие для мальчиков – основы столярного дела, освоение навыков традиционных ремёсел: лозоплетение, ложкорезание, берестоплетение, резьба по дереву, изготовление муз. инструментов и т.д.
А также опыт работы в рамках Всеволожской школы Искусств им. М.И. Глинки, в рамках класса народных инструментов фольклорного ансамбля «КОЛЕЧКО».
Из опыта преподавания Чернышова Сергея Ивановича при участии всей педагогической семьи.
• Индивидуально гусли;
• Индивидуально балалайка (акулеле);
• Индивидуально блок флейта;
• Индивидуально гармонь;
• Фольклорный инструментальный ансамбль;
• Фольклорный вокально-инструментальный ансамбль;
• Аккомпанемент вокалисту; малые формы ансамбля, дуэты;
Теперь о каждом фольклорном ансамбле и творческом объединении отдельно. Ввиду сложившейся ситуации, в Творческом объединении «РУССКИЙ ОБЫЧАЙ» нами было принято решение поставить на паузу ряд любимых детьми предметов, по причине отсутствия возможности их реализации. Даже при условии использования всевозможных средств современных технологий фиксации и передачи информации продолжение деятельности по этим предметам оказалось невозможным. Не помогло создание видеоуроков, потому что, в частности, рукоделие сложно освоить из-за уровня задач и способа их реализации, а именно: использование станков, сложных инструментов (колющих, рубящих, режущих, пилящих) непростые технологии ремесленных задач. Без присутствия рядом педагога занятия этим видом деятельности невозможно.
Также пришлось отказаться от предмета «Выживание в природных условиях» в рамках проекта «ЗАСТАВА», к огромному неудовольствию мальчишек.
Ещё и фольклорный ансамбль остался в стороне.
Но в программу был внесён предмет «ХУДОЖКСТВЕННОЕ СЛОВО», в рамках которого появилась возможность индивидуально работать над речевым диалектом той или иной изучаемой локальной традиции. Работать над выразительностью произнесения той или иной выученной песни, сказки, былицы, бывальщины. А также с помощью мимических театральных упражнений работать над психологическими зажимами ученика.
Возникла необходимость отказаться от ряда предметов и в «РУССКОМ ОБЫЧАЕ», и в школе Искусств, таких как
• Фольклорный инструментальный ансамбль
• Фольклорный вокально-инструментальный ансамбль
• Аккомпанемент
Это было связано с тем, что при всём разнообразии связей для дистанционного общения ни одна она не совершенна, несостоятельна для реализации поставленных задач. Попытавшись единовременно заниматься ансамблями, участники которого находятся в разных географических точках и подключены с разных цифровых носителей, мы поняли, что ансамблевая форма для нас оказалось невозможной. Это развернуло педагогическую деятельность в новое продуктивное русло. Все часы отменённых предметов мы смогли распределить между учениками на индивидуальные занятия и не раз и не два в неделю.
Как следствие произошла активизация родительского творческого участия, в частности, участия родственников и друзей учеников в вокальном оформлении инструментальных аккомпанементов воспитанников. Музыкально способные мамы и друзья учеников выучивали с видео методички нашего производства вокальные партии и пели детям для их аккомпанемента и для конкурсных видеороликов.
Также хотелось бы рассмотреть ещё один аспект. Отсутствие возможности тактильного воздействия в педагогической практике, которое было неотъемлемой частью конкретно нашей педагогической деятельности, распространяющегося в большей степени на учеников дошкольного возраста и начальной школы, привело к активизации других средств воздействия на воспитанников.
Какого рода тактильность необходима при личном общении?
Тактильность используется при постановке и корректировке технического аппарата при игре на инструментах
Объятия при встрече и расставании как показатель дружественного отношения между людьми
Проявление сочувствия и жалости поглаживанием по голове - показатель душевных отношений
Всё это пришлось заменить другими средствами неформального общения.
Факт трансляций онлайн из ДОМА, т.е. личного пространства педагога и ученика устанавливает с воспитанником более доверительные отношения, особенно с младшим возрастом. Мы как будто при каждой встрече друг у друга в гостях. При этом для педагога есть возможность оценить домашнюю обстановку ученика и сделать правильные выводы в корректировке учебного процесса. А у воспитанника есть возможность узнать, как и где живёт его педагог и что у него есть интересного: домашние животные, интересные предметы…
Педагогу приходится пользоваться более активной звуковысотной и разнообразной тембровой и эмоциональной интонацией
Становится необходимым большее разнообразие видов деятельности, предлагаемых ученику в рамках структуры одного урока.
В нашем случае также возможна смена педагогов в рамках одного занятия (например, имеем наличие трёх единомышленников единовременно.) Это может быть продиктовано изменениями структуры онлайн урока, задачами реализуемой темы. Например, продиктовано вокальными особенностями певческого аппарата мальчиков, в отличие от мужского (в этом случае приходится прибегать к демонстрации песни женским вокалом).
Более активное подключение энергетического посыла педагога во время урока, чтобы преодолеть пространство.
Привлечение через экран помощи родителей, родственников. Например, срочно нужен папа с гаечным ключом, чтобы под присмотром педагога по тюнеру настроить инструмент.
Либо, напротив, активный отказ от участия в процессе и даже самого присутствия родителей, в том числе просьба уединиться с учеником в отдельном помещении для установления более доверительных отношений, что приносит более быстрый результат в обучении.
Активное обращение к визуальным и акустическим иллюстрациям темы (включение заранее отснятого и подготовленного педагогами видео, например, аккомпанемента к песне).
Обсуждение вопросов, касающихся нужной темы, относящихся к интересам конкретного ученика. Например, ученик интересуется всем военным, воинственным, богатырским. Подбираем для вокала военные песни под гармонь.
«А ПОГОВОРИТЬ?» Выделение времени в рамках урока для обсуждения интересующих ученика тем, тем самым мы стимулируем ученика к общению с педагогом и активизируем интерес к предмету.
В продолжении примера о военной теме:
Обсуждение рода войск, особых профессиональных предметов – сапёрная лопатка (можно предложить её приобрести для ребёнка). И включение в личный репертуар песен, соответствующих разным родам войск: танкистам, пограничникам, артиллеристам, морякам, пилотам и т.д.
Более тщательный и индивидуальный выбор репертуара, а подчас кардинальное изменение индивидуального репертуарного плана, продиктованное условиями.
Стимуляция ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:
• во время урока онлайн двухсторонняя сьёмка
• видеозадание
• видеоотклик по факту выполнения
отказ от порицания за невыполнение задания, так как дети и родители находятся в очень непривычной, психологически острой ситуации домашнего образования
Создание методических видеопособий, видеоуроков, видеоаккомпанемента, видео для поэтапного разучивания песни:
1. Видео фальцетного исполнения педагогом вокальной партии,
2. Видео исполнения в полный голос педагогом вокальной партии с диалектными тембровыми и речевыми особенностями материала.
3. Видео фальцетного исполнения образца с аккомпанементом педагога, если таковой присутствует в аутентичном образце, исполняемом на балалайке, гуслях, гармони, гитаре.
4. Видео исполнения в полный голос образца с аккомпанементом педагога, если таковой присутствует в аутентичном образце, исполняемом на балалайке, гуслях, гармони, гитаре.
5. Видео минусовки без голоса, только аккомпанемент.
6. Видео инструментального наигрыша в разных темпах, и разной сложности и разных приёмов для разных учеников.
Вся эта ситуация и усилия педагога привели к увеличению в разы тщательности индивидуального подхода к конкретному ученику. Все усилия педагогической деятельности направлены на раскрытие индивидуальных творческих способностей и психологических особенностей ученика, а также его личных интересов вне учебного процесса.
Подобные занятия стимулируют педагогическую деятельность для создания видеопособий, мобилизуют усилия как педагога, так и ученика, а также всей семьи. Коллективность в подобной деятельности приводит к большей результативности в обучающем процессе. Дети готовят видео выполнения домашнего задания, к получению итоговой оценки, т.е. видео итогового отчётного экзамена, видео подготовки к конкурсам и фестивалям стимулирует индивидуальную ответственность и умение собраться пускай не перед зрителем, но перед камерой.
Все эти наработки по мобилизации педагогической, родительской и ученической деятельности в учебном процессе в условиях дистанционного обучения мы сможем продуктивно использовать по возвращении в обычный режим.
Какой можно сделать вывод? Какие бы ни возникли экстремально новые условия, в какие бы обстоятельства ни был поставлен педагог, если ты любишь своё дело, предмет преподавания, любишь воспитанников и испытываешь огромную благодарность Богу за свой выбор и выбор тебя и твоего предмета учениками, никакие ситуации не смогут помешать твоей любви и БЛАГОЙ деятельности! Находчивый Российский педагог найдёт выход из ситуации.
Поделиться: