Поиск по сайту

Педагогический конкурс методических разработок культурно-образовательных практик «Нескучный выходной» как инструмент развития инновационной работы ДОУ


Авторcтво: Виноградова Людмила Александровна, заведующий, Виноградова Наталья Валерьевна, методист ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга


     

 Многие дошкольные образовательные учреждения сегодня являются региональными или федеральными инновационными площадками. Зачастую, разрабатывая и реализуя проекты опытно-экспериментальной работы, они опираются только на внутренние ресурсы учреждения (кадровые, финансовые, методические, технические). Очевидно, что сделать инновационный прорыв в таких условиях бывает очень сложно. Разработать инновационный образовательный продукт возможно только в рамках социального партнерства и обмена имеющимися ресурсами.
       Расширить социальное партнерство для обмена имеющимися ресурсами можно по-разному. Один из способов – организация открытых педагогических конкурсов. Одним из них стал Городской конкурс методических разработок культурно-образовательных практик «Нескучный выходной», проведенный в октябре 20219 – марте 2020 гг.
Инициатором и организатором конкурса выступило Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга. Его поддержала кафедра культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО). Он адресовался педагогам дошкольных образовательных учреждений вне зависимости от должности и квалификации.
       Цель конкурса – обобщение и распространение передового педагогического опыта в сфере проектирования семейных культурно-образовательных практик, связанных с освоением современного культурного пространства Санкт-Петербурга и направленных на личностное развитие ребенка.
       Задачами конкурса были:
- выявление педагогических возможностей современного культурного пространства Санкт-Петербурга для личностного развития дошкольников;
- определение эффективных механизмов социального партнерства дошкольных образовательных организаций и семей воспитанников;
- систематизация методов и приемов вовлечения семьи в совместную с ребенком дошкольного возраста познавательную, исследовательскую, игровую, коммуникативную и творческую деятельность, организуемую непосредственно в пространстве города;
- выявление инновационных подходов к проектированию дидактических материалов для родителей, обеспечивающих эффективное общение с ребенком в процессе освоения культурного наследия Санкт-Петербурга
- развитие методической компетентности педагогических работников в области проектирования и реализации культурно-образовательных практик, предусматривающих вовлечение родителей в совместный с ребенком процесс освоения современного культурного пространства Санкт-Петербурга;
- формирование банка лучших методических разработок семейных культурно-образовательных практик дошкольников, связанных с освоением ими современного культурного пространства Санкт-Петербурга;
- поддержка педагогических работников, внедряющих культурно-образовательные практики в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций
На конкурс принимались авторские методические разработки культурно-образовательных практик, связанных с организацией семейного досуга в выходной день. Конкурс проводился по трем номинациям.
Номинация 1. «Выходной в городе: время гулять». Данная номинация предполагала включение в культурно-образовательную практику семейной познавательной или исследовательской прогулки (образовательного путешествия, городского ориентирования, квеста и т.д.) по улицам, площадям, садам и паркам Санкт-Петербурга.
Номинация 2. «Выходной в городе: время играть». Культурно-образовательная практика, разрабатываемая в рамках данной номинации, предполагала разработку городского семейного досуга, основанного на использовании игровых технологий взаимодействия родителей и детей. «Игровым пространством» могли стать не только улицы и площади Санкт-Петербурга, но и учреждения культуры – музеи, библиотеки, театры и т.д.
Номинация 3. «Выходной в городе: время творить». В рамках данной номинации культурно-образовательные практики включали в себя семейный досуг, связанный с организацией творческой (продуктивной) деятельности детей и взрослых в пространстве города (или в стенах учреждений культуры – музеев, театров, библиотек и т.д.).
Профессиональное сообщество с энтузиазмом откликнулось: на участие в конкурсе было подано 127 заявок от педагогов ОУ всех районов города. Самые активными районами оказались Кировский, Калининский, Выборгский, Красносельский и Петроградский.
      Что привлекло их в этом конкурсе? И почему данный конкурс можно рассматривать как модель социального партнерства в условиях открытой среды?
Чертами социального партнерства являются взаимовыгода (как это не странно звучит) и обмен ресурсами.
      Данный конкурс был выгоден всем. Педагоги-участники получали возможность проявить себя и показать уровень своего профессионального мастерства. Победители и призеры награждались дипломами, участники – сертификатами. Лучшие практики представлялись на Петербургском международном образовательном форуме в рамках научно-практической конференции «Партнерство детского сада и семьи: формула успеха». Также лучшие методические разработки и культурные практики публиковались в электронном научно-практическом журнале «Ресурсы, обзоры и новости образования» («РОНО»). В свою очередь организатор конкурса (детский сад № 93 Выборгского района) имел возможность собрать информацию по теме опытно-экспериментальной работы, а именно: о существующих в городе моделях использования культурного потенциала города для развития образовательной мотивации детей.
Участники конкурса делились своим практическим опытом организации процесса знакомства детей с культурным пространством Санкт-Петербурга, а организаторы – осуществляли методическое сопровождение конкурса, в ходе которого педагоги осваивали те или иные инновационные подходы к организации культурно-образовательных практик. Так, для повышения компетентности воспитателей и специалистов ДОУ была проведена серия обучающих семинаров на темы: «Основы проектирования семейных образовательных маршрутов по городу», «Подготовительный этап семейной культурно-образовательной практики: технология проведения», «Рефлексивно-оценочный этап семейной культурно-образовательной практики: технология проведения». А кульминацией обучения стал городской вебинар, посвященный теме «Семейное образовательное путешествие».
       Полученные в ходе реализации конкурса результаты ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района использовал для работы над опытно-экспериментальным проектом. Нами были выявлены профессиональные дефициты педагогов, которые в дальнейшем были положены в основу разработки программы повышения квалификации «Основы проектирования системы культурных практик дошкольника: реализация ФГОС» – одного из продуктов инновационной работы. Учебный и учебно-тематический план этой программы приводится в Приложении № 1.



Приложение № 1.

Поделиться: