Авторcтво: Раннинен Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования, воспитатель ГБДОУ № 25 Курортного района Санкт-Петербурга «Умка» |
На занятиях в студии Петербурговедения мы часто фантазируем с детьми на тему города и того, как город мог бы выглядеть в сказке. Детям предлагается в процессе освоения содержания краеведческой программы придумать свой уголок города. Например, после изучения темы «Площади Санкт-Петербурга», дети рисовали свои площади, давали им названия и рассказывали о том, что может находиться на придуманной ими площади. Знакомясь с Адмиралтейством, они делали свои кораблики и придумывали им имена, рассуждая над тем, что может перевозить корабль и куда плыть.
Очень важно, чтобы эта работа поддерживалась и продолжалась дома, в семье. Немногие семьи, к сожалению, сохранили традицию совместного чтения, что уж говорить о придумывании сказок как традиции наших прадедов. Также редко семьи вместе выбираются в центр Санкт-Петербурга просто для того, чтобы погулять и полюбоваться городом. Именно это и побудило меня разработать и реализовать культурно-образовательную практику «Петербургская сказка», который предполагал совместные прогулки детей и родителей по городу и сочинение сказки по петербургской тематике. Ведь сочинение и рассказывание сказок развивает образное мышление и воображение, помогает выражать мысли и чувства понятно для окружающих, формирует нравственные принципы, развивает навыки общения и укрепляет социальные связи.
Основная цель культурно-образовательной практики: развитие речетворчества дошкольников в процессе сочинения совместно с родителями «городской сказки».
Проблемный вопрос данной практики был сформулирован следующим образом: может ли ребенок сочинить свою сказку, в которой город будет являться действующим лицом?
Ребятам было предложено пофантазировать вместе с родителями и придумать собственные истории, где город будет непосредственным участником повествования. Такое необычное задание стимулирует интерес детей к изучению родного города, вовлекает в этот процесс семьи воспитанников, развивает творческие способности дошкольников в придумывании своей собственной сказки.
Адресная группа: дети подготовительных групп и их семьи.
Задачи:
• Поддерживать и стимулировать у участников проекта интерес к познанию родного города.
• Способствовать организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников при изучении объектов материального культурного наследия.
• Обогащать семейные традиции совместного детско-взрослого творчества, придумывая сказки и истории, возобновляя традиции семейного чтения.
• Содействовать развитию связной речи детей, творческого воображения и образного мышления.
Планируемые результаты:
• Воспитание позитивного отношения к миру, родному городу, к людям через эмоциональное сопереживание героям историй/сказок, воспитание доброты и отзывчивости.
• Обогащение семейных традиций и семейного досуга через совместное – детьми и родителями - чтение, совместные прогулки в городской среде, совместную продуктивную деятельность, в том числе на содержании речетворческой деятельности.
• Формирование интереса у родителей к совместному с детьми творчеству.
• Стимулирование и развитие творческих способностей детей и взрослых в процессе совместного придумывания городской сказки и подготовки ее презентации.
Результатом реализации данной практики стало сочинение собственной городской сказки каждой семьёй, иллюстрирование сказки каким-либо продуктивным способом (фотографиями, сделанными детьми на прогулке по городу, авторским фильмом, коллажем, фотокомиксом и пр.).
Продолжительность культурно-образовательного практики составила 2 месяца (с середины декабря до середины февраля).
Работа осуществлялась поэтапно.
На предварительном этапе стояла задача мотивировать детей и родителей к сочинению городской сказки. С этой целью с детьми читали и обсуждали книги про город и его необычных героев, пробовали придумывать своих героев, наделяя их яркими чертами. Провели встречу с родителями, на которой поделились идеей нескучного выходного и сочинением городской сказки, попробовали вместе с родителями в формате игры придумать коротенькие сказки-истории, участниками которых стали петербургские объекты, случайно выбранные из предложенных вариантов
Содержание предварительного этапа отражено в Таблице 1.
Таблица 1
Содержание и формы предварительного этапа работы по придумыванию детьми и родителями городской сказки
Задачи этапа
|
Содержание работы в детском саду
|
Содержание работы в семье
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики.
|
Накопление опыта сочинительства у дошкольников
|
Знакомство с городской сказкой (в студии Петербурговедения)
|
Рассматривание иллюстраций и чтение отрывков из книги «Эрмиты. Петербургская сказка. Детский путеводитель по Петербургу»
|
Дома продолжают обсуждать иллюстрации (каждому ребенку дана копия иллюстрации) см. Приложение 1
|
Особое внимание детей педагог обращает на необычных героев, на то, как изображен город, какие новые черты появляются у знакомых объектов культурного наследия
|
Придумывание персонажа сказки
(в студии Петербурговедения)
|
Предлагают своих героев, фантазируют об их происхождении, характерах, друзьях
|
Дома с детьми рассматривают детские игрушки, описывая их характеры
|
Педагог побуждает детей к раскрытию черт характера персонажей, путем перенесения своего опыта общения с разными людьми (метод эмпатии)
|
Совместное занятие с родителями
|
Мотивация к совместному детско-родительскому речетворчеству.
Презентация «Нескучный выходной: Петербургская сказка».
см. Приложение 2
|
Просмотр презентации, знакомство с идеей «Нескучного выходного: Петербургская сказка».
|
Вопросы педагога:
-Кто такие хранители города?
-Какие городские памятники могут оживать в сказках?
-Куда может отправится герой сказки и зачем?
и т.п.
Педагог отвечает на вопросы родителей.
|
Накопление опыта придумывания сказок. Игра «Сказочник»
|
Семьи придумывают и рассказывают свой вариант сказки, используя в сюжете персонажи, предметы и действия, изображенные на случайно выбранных карточках
|
Поддерживает инициативу семей, задавая наводящие вопросы, направляет сюжет. Формирует опыт сочинения историй, используя метод игры.
|
Результат работы на данном этапе – готовность родителей и детей к сочинению сказки петербургской тематики.
На основном этапе каждая семья получила буклет с описанием проекта и подсказками по созданию сказок (рис.1). Полная версия буклета представлена в Приложении 3.
Рисунок 1
Буклет как форма поддержки родителей в процессе сочинения петербургской сказки
На новогодних каникулах родители получали фотографии и видео-сообщения (чаты групп в соцсетях, публикации в Instagram), в которых предлагались некоторые придумки, идеи по проекту. Это эмоционально и содержательно поддерживало, побуждало детей и родителей к собственному творчеству. Примеры таких материалов представлены в Приложении 4.
На итоговом этапе семьи представляли свои сказки в творческой продуктивной форме. Это были и электронные презентации, и видеофильм, и мультфильм по сказке, и книга с иллюстрациями и другие варианты. Конечно, оказывалась поддержка родителям в придумывании формы представления сказки, проводилось консультирование заинтересованных родителей, предлагались технические программы для оформления. Все созданные продукты были представлены на творческом вечере, а участники получили аплодисменты зрителей и заслуженные дипломы. Содержание итогового этапа отражено в Таблице 2.
Таблица 2
Содержание и формы предварительного этапа работы по придумыванию детьми и родителями городской сказки
Задачи этапа
|
Содержание работы в детском саду
|
Содержание работы в семье
|
Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики
|
Помочь подготовить родителям и детям презентацию продукта – придуманной городской сказки
|
Индивидуальные консультации по выбору варианта презентации придуманных сказок.
Предложение и обсуждение разных вариантов презентации сказки:
- с помощью показа слайдов
- фотокомикс
- мультфильм
- книжка-малышка с иллюстрациями
|
Ознакомление родителей с возможностью обработки фото в приложениях для телефона Quck(видео) и Pixton(комиксы)
|
Проведение творческого вечера: Презентация «Нескучный выходной: Петербургская сказка. Рассказываем истории»
|
Дети и родители презентуют свои сказки:
· рассказ с фотоиллюстрациями на экране
· видеофильмы
· фотокомикс
|
Техническая помощь в презентации.
Обсуждение каждой сказки.
Награждение участников дипломами.
|
Проведенная работа позволила найти ответ на проблемный вопрос, который был задан в самом начале: может ли ребенок сочинить свою сказку, в которой город будет являться действующим лицом? Шестилетняя Карина, участница проекта, сказала: «Да, город может стать героем сказки, если я её придумаю вместе с мамой и папой».
Особенность представленной здесь культурно-образовательной практики в сотворчестве детей и родителей, где педагог является лишь проводником идеи, тьютором, осуществляет поддержку, но не навязывает свой вариант. Родители смогли выступить в разных амплуа: и как режиссёры, и как сценаристы, и как творцы сюжета. Их вовлеченность в совместную деятельность обогащает создаваемый продукт, помогает осознать важность совместности с ребенком, дает возможность самореализации, вызывает чувство гордости и удивления творческими способностями дочери или сына. Непосредственное участие в создании сказки, просмотр презентаций других семейных сказок и их обсуждение повышает у детей интерес к родному городу, способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воображения, стимулирует детское воображение и творчество.
Активное участие в проекте принимали все дети, потому что мы «играли в петербургскую сказку» на занятиях, а вот сделать конечный продукт совместно с родителями смогли не все, хотя многие семьи выезжали в город, делали фото. Довести до итога, до результата свои идеи некоторым родителям оказалось трудно, не хватило времени, сил, фантазии или умелости. Но 8 семей на творческом вечере презентовали свои сказки, некоторые из них представлены в Приложении 5.
В целом, считаю данную культурно-образовательную практику очень полезной, полагаю, что возможно её активное использование в новых вариантах, с более широкими или, наоборот, более узко определенными темами.
Приложения
1. Эрмиты (иллюстрации)
2. Презентация. Придумываем сказки
3. Буклет
4. Материалы для родителей
5. Примеры продуктов проекта: презентация; сказки, придуманные детьми и родителями
Список литературы:
1. Бобринский А. Эрмиты. Петербургская сказка. Детский путеводитель по Петербургу. – СПб.: ООО «Эрмит Парк», 2014.
2. Ванюшкина Л. М., Коробкова Е. Н. Культурно-образовательные практики: новый образовательный формат // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (64) 2017.
3.Михайлова З. А., Серова З. А., Гилёва Т.Н. Детские открытия в родном городе. Методическое пособие. – СПб: ООО «Архей», 2019.
4.Чиндилова О. В. Феноменология развития читательской культуры детей дошкольного возраста в контексте непрерывного литературного образования. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – Челябинск, 2011.
5. Культурно-образовательный проект как форма культурной практики дошкольников (на примере тем «Что за прелесть эти сказки!» и «Моя первая домашняя библиотека») Электронный ресурс http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=320&ELEMENT_ID=22073
Поделиться: