|
Культурно-образовательная практика «Незаметное “сокровище”, хранимое городом». Семейное образовательное путешествие в Детский музейный центр исторического воспитания
Авторcтво: Смирнова Ольга Леонидовна, воспитатель, Шувалова Екатерина Юрьевна, воспитатель, Нилова Тамара Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 93 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга |
Данная культурно-образовательная практика проводится в рамках культурно-образовательной программы «Город на ладошке» (авторы: Е.Н.Коробкова, Н.Г.Шейко) при изучении темы «В лабиринте городских пространств». Цикл занятий по данной теме решает задачу развития у детей старшего дошкольного возраста умения определять функциональное предназначение дома по его внешнему облику и осознания многообразия общественных зданий города.
Цель данной практики: формирование у детей бережного отношения к объектам культурного наследия Петербурга.
Проблемный вопрос: в ходе путешествия дети с родителями отвечают на вопрос: зачем городу нужны старые дома? Почему город сохраняет их на фоне современных городских зданий?
Культурно – образовательная практика включает в себя 2 этапа:
1 этап: исследование внешнего облика здания с целью развития умения “считывать” информацию, заложенную в городском объекте; поиск ответов на проблемный вопрос
2 этап: тематическая экскурсия «Дом, который хранит историю».
Оборудование и материалы, используемые в ходе практики:
• в ходе предварительного этапа в группе - старинная шкатулка, видео ряд фотографий зданий, проецируемых на интерактивной доске;
• в ходе семейного образовательного путешествия в городском пространстве - маршрутные листы; мобильный телефон или фотоаппарат.
Ход культурно-образовательной практики.
Предварительный этап.
Проводится в группе детского сада в форме образовательного события и направлен на мотивацию детской деятельности и последующую исследовательскую деятельность в городском пространстве.
Образовательное событие «Шкатулка с «сокровищами»
В группе появляется незнакомая детям шкатулка, неприметная и не новая. Как все вновь появившееся и непривычное, шкатулка привлекает внимание и вызывает желание рассмотреть ее. Вместе с педагогом ребята исследуют шкатулку, передавая её из рук в руки и рассказывая о том, что интересного они заметили, чем привлекла она внимание, новая она или нет. Уточняют её размер, материал, из которого она сделана, её «индивидуальные особенности», функциональность. Рассуждая, выясняют, пользуются ли этой вещью сейчас, предполагают, кому она может принадлежать.
В ходе дискуссии дети узнают, что шкатулка хранится у педагога с детства. Обсуждают, почему эта старая вещь сохранилась? Выясняют, есть ли у детей любимые старые вещи, у их родителей? Договариваются создать коллекцию «Наши «сокровища», а для этого принести из дома экспонаты.
После создания групповой экспозиции дети рассказывают о ценности для их семьи каждой принесенной ими вещи, рассуждают: зачем человек хранит старые вещи? В ходе рассуждений ищут ответ на вопрос: может ли Город хранить что-то старинное и важное для него? Что это может быть? Могут ли стать дома городским сокровищем?
На экран проецируется видеоряд фотографий современных и старинных зданий. Рассматриваются фото и выбираются здания, которые сохраняет и бережет наш город. Вместе ищут ответ на вопрос: зачем город бережет давно построенные дома?
Особое внимание уделяется рассматриванию фотографии особняка на Болотной улице. Дети рассуждают, может ли этот дом быть «сокровищем»? Ведь многие люди ходят мимо и не замечают его ценности. Размышляют, если сокровище располагается на видном месте, где гуляют многие, то почему его люди не замечают? Это сокровище какое-то особое, как дети считают? Чем оно ценно? Оберегает ли его город?
Решают совершить путешествие к месту, где живет этот дом, исследовать его вблизи и проверить предположения.
Основной этап.
Семейное образовательное путешествие «Незаметное “сокровище”, хранимое городом».
Маршрутный лист семейного образовательного путешествия.
Дорогие ребята! Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Предлагаем Вам вместе с ребенком совершить путешествие в удивительный уголок Выборгского района – в Детский исторический центр. Здание музея, как сказочный терем, соседствует с типовыми многоэтажками и манит к себе своим скромным очарованием…
• Какой жизнью живет дом, украшенный резными балконами и увенчанный башенками с витражными стеклами?
• Зачем его бережет город?
Ответы на эти вопросы предлагаем Вам найти в ходе прогулки.
Ваше путешествие начинается на Болотной улице, дом 13. Оглянитесь вокруг и найдите здание, отличающееся своим внешним видом от соседствующих современных зданий.
Войдите на территорию. Обойдите здание и рассмотрите его, исследуйте детали украшений, обратите внимание на особенности конструкции постройки. Ответьте вместе с ребенком на вопросы: чем необычен этот дом? Как давно «он родился»? Насколько он молод или стар? Нужен ли дом городу? Как вы об этом догадались?
Поразмышляйте: заботится ли город об этом доме? Что позволило вам сказать, что человек заботится об этом здании? Почему этот дом сохранился, и как он «работает»? (каково его назначение в прошлом и сейчас)? Предположите, что может скрываться внутри здания.
Войдите в здание и проверьте свои предположения.
Посетите экскурсию «Дом, в котором живет история», которая расскажет Вам:
• как строилось здание?
• как оно выглядело раньше?
• какой жизнью живет дом в наши дни?
В ходе экскурсии делайте фотографии самых ценных и понравившихся Вам экспонатов.
В конце путешествия вместе с ребенком сделайте общий вывод: почему город бережно относится к старым зданиям и, в частности, к этому дому?
Вернувшись, домой, рассмотрите фотографии и определите, что на взгляд вашей семьи можно назвать самым ценным в этом доме? Выберите одну фотографию и принесите, пожалуйста, в детский сад.
Историческая справка для родителей: важнейшая страница исторической летописи особняка на Болотной – блокадные дни в Ленинграде. Во время блокады в стенах этого здания располагался детский дом. Как жили ребята в это трудное время, рассказывают многие экспонаты музея.
Итоговый этап.
В группе рассматриваем принесенные детьми фотографии. Обсуждаем с детьми, что им больше всего запомнилось, показалось важным и ценным? Приходим к выводу, что место, куда мы совершали путешествие, ценит и хранит Город как сокровище.
Дополняем коллекцию наших «сокровищ» принесенными фотографиями. Рассуждаем, что доброго мы можем сделать, чтобы помочь Городу сохранить этот ценный уголок? Как мы можем позаботиться об этом месте, сделать его еще красивей и неповторимей? Решаем вырастить рассаду цветов и подарить их работникам для украшения территории рядом со зданием.
По итогам проведенной практики мы можем сделать следующие выводы: семейное образовательное путешествие сходили 15 семей. По отзывам родителей можно судить о том, что совместная с ребенком деятельность в городском пространстве объединила и сплотила взрослых и детей на совершенно новом уровне - уровне познания и исследования. Взрослые изменили свое отношение к детям, увидев в них партнеров, а самим взрослым пришлось отойти от роли рассказчика и стать компаньоном ребенка.
Поделиться:
|
|